kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Водоемы нашей Якутии

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с естественными водоемами якутии, своего района, с их значением и охраной. Закомятся с главной рекой республики Леной, ее притоками. Также знакомятся с водоемами своего района. В конце урока создают правила поведения у водоемов.Урок развивает познавательный интерес, учит рассуждать, анализировать. Урок полностью соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Водоемы нашей Якутии »

Водные богатства нашего края

Цель: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Задачи:

  • ознакомить с естественными водоемами, со значением водоемов и их охраной;

  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;

  • прививать бережное отношение к природе;

  • воспитывать любовь к родной земле.

Оборудование: глобус, карта Намского улуса, схема реки, карточки с заданием и кроссвордом, компьютер, мультимедийный экран.

Урок сопровождается презентацией.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по родному краю. Сначала я хочу проверить, как вы усвоили прошлый материал.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа на карточках. Приложение 1 (парами)

- Как образуются овраги и перечислите способы борьбы с ними.

- Надо ли охранять земную поверхность?

- Я надеюсь, когда вы вырастете, то постараетесь сделать так, чтобы наш родной край стал еще краше, чтобы не было таких мест, от которых обидно и больно на душе.

III. Работа над новой темой.

1. Повторение ранее изученного.

И ручей, и океан

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу.

2)   Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?

Ученики. Вода.

Учитель. Где же мы можем встретить воду в жидком состоянии?

Ученики. В ручейке, реке, озере, море, океане.

Учитель. Это все – водоемы. И сегодня на уроке мы познакомимся с водоемами нашего края.

- Пишем в тетрадях число и тему урока

  • Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)

  • Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)

  • Какая вода в водоемах нашего края? (Пресная)

  • Где вода соленая? (В морях и океанах)

  • Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей)

  • Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).

  • Запишем в тетрадях такую таблицу №1с.49:

Водоёмы

Естественные

Искусственные

Река
Озеро
Море
Океан
Ручей
Болото
Родник

Пруд
Водохранилище
Канал
Бассейн



- Сегодня на уроке мы познакомимся с водоёмами нашей Якутии.

Какие водоемы Якутии вы знаете?



. Наша республика богата водоемами.

Река - водный поток, текущий в определенном направлении по руслу. В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется устьем. Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.

Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.

В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.

Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. Обычно в озерах вода пресная.

Зимой наши водоемы покрываются льдом. Сначала лед образуется вдоль берегов, а затем покрывает всю поверхность реки или озера. Однако  на  многих  реках долгое время остаются участки, не покрытые льдом (полные воды – полыньи).

Чтение текста учителем

- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)

- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.)

- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)

- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки.)

На территории Якутии протекает более общей протяженностью более. Основная река – Лена с притоками Олекма, Алдан и Вилюй. Протяженность реки Лена -4.400 км. Она берет начало с небольшого болота в 12 километрах от Байкала и несет свои воды в море Лаптевых. 

Озеро - природная впадина (озерная котловина) на поверхности суши, заполненная водой.

В Якутии имеется более 700 тыс. рек и речек. Свыше 800 тыс. озер. Самое большое озеро — Ньидьили. Оно расположено в Кобяйском улусе .

В Якутии кроме естественных озёр, имеются искусственные водоёмы.

Водохранилище - большой искусственный водоем с объёмом воды, превышающим один миллион кубических метров. Воду их используют для водоснабжения промышленных предприятий, для орошения земель, для энергетики.

Разнообразна растительность водоемов и животный мир. Водоемы Якутии богаты различными видами рыб.

.Чтение о растит.и животном мире.

Водоемы Намского улуса.

- В каком улусе Якутии мы живём? (в Намском)

- Наш улус тоже имеет большое число водоёмов.

- На берегу какой реки расположено наше село Слайд 7

- Река Лена (рассказ о реке Лене) учениками

А теперь составьте рассказ-описание реки по плану (работа по группам)

V. Работа по теме

1. Роль водоемов в жизни человека. Физминутка

А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики)

- Прочитайте об этом на с. 146

- Выполнить задание №5 на с.51 тетради. Составление схемы “Значение водоемов”.

- Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам.

- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитай об этом учебнике на с.147

- Как взрослые так и дети должны охранять водоемы. (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

2. Работа в рабочей тетради.

Посмотрите на карту Намского улуса. Запишите в тетради водоемы нашего улуса.

Какие экологические проблемы выражены этими знаками-рисунками?(Сточные воды и различный мусор попадают в водоемы и загрязняют их. Люди, отдыхающие на водоемах, бросают в них разбитые бутылки, консервные банки и др. Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности. Но иногда используют больше нужного количества, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохимикатов в водоемы. Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.)

VI. Закрепление изученного.

- Ребята, а как мы должны вести себя у водоёмов?

- Давайте вместе попытаемся составить памятку “Правила поведения у водоёмов”.

Памятка.

  1. Не бросай мусор в воду.

  2. Не оставляй мусор на берегу.

  3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Водоемы нашей Якутии

Автор: Федорова Нюрбина Петровна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Научно-исследовательская работа  "Амурские динозавры" "
    ["seo_title"] => string(55) "nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-amurskiie-dinozavry"
    ["file_id"] => string(6) "199481"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428585570"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Презентация  "Амурские динозавры" "
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-amurskiie-dinozavry"
    ["file_id"] => string(6) "199494"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428587238"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Экологический проект Великая река -ЛЕНА"
    ["seo_title"] => string(40) "ekologicheskii_proekt_velikaia_reka_lena"
    ["file_id"] => string(6) "481436"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540114952"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства