На уроке учащиеся знакомятся с естественными водоемами якутии, своего района, с их значением и охраной. Закомятся с главной рекой республики Леной, ее притоками. Также знакомятся с водоемами своего района. В конце урока создают правила поведения у водоемов.Урок развивает познавательный интерес, учит рассуждать, анализировать. Урок полностью соответствует требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: глобус, карта Намского улуса, схема реки, карточки с заданием и кроссвордом, компьютер, мультимедийный экран.
Урок сопровождается презентацией.
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по родному краю. Сначала я хочу проверить, как вы усвоили прошлый материал.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа на карточках. Приложение 1 (парами)
- Как образуются овраги и перечислите способы борьбы с ними.
- Надо ли охранять земную поверхность?
- Я надеюсь, когда вы вырастете, то постараетесь сделать так, чтобы наш родной край стал еще краше, чтобы не было таких мест, от которых обидно и больно на душе.
III. Работа над новой темой.
1. Повторение ранее изученного.
И ручей, и океан
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
2) Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая?
Ученики. Вода.
Учитель. Где же мы можем встретить воду в жидком состоянии?
Ученики. В ручейке, реке, озере, море, океане.
Учитель. Это все – водоемы. И сегодня на уроке мы познакомимся с водоемами нашего края.
- Пишем в тетрадях число и тему урока
Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
Какая вода в водоемах нашего края? (Пресная)
Где вода соленая? (В морях и океанах)
Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей)
Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
Запишем в тетрадях такую таблицу №1с.49:
Водоёмы
Естественные
Искусственные
Река Озеро Море Океан Ручей Болото Родник
Пруд Водохранилище Канал Бассейн
- Сегодня на уроке мы познакомимся с водоёмами нашей Якутии.
Какие водоемы Якутии вы знаете?
. Наша республика богата водоемами.
Река - водный поток, текущий в определенном направлении по руслу. В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется устьем. Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.
Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.
В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.
Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. Обычно в озерах вода пресная.
Зимой наши водоемы покрываются льдом. Сначала лед образуется вдоль берегов, а затем покрывает всю поверхность реки или озера. Однако на многих реках долгое время остаются участки, не покрытые льдом (полные воды – полыньи).
Чтение текста учителем
- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)
- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.)
- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)
- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки.)
На территории Якутии протекает более общей протяженностью более. Основная река – Лена с притоками Олекма, Алдан и Вилюй. Протяженность реки Лена -4.400 км. Она берет начало с небольшого болота в 12 километрах от Байкала и несет свои воды в море Лаптевых.
Озеро - природная впадина (озерная котловина) на поверхности суши, заполненная водой.
В Якутии имеется более 700 тыс. рек и речек. Свыше 800 тыс. озер. Самое большое озеро — Ньидьили. Оно расположено в Кобяйском улусе .
В Якутии кроме естественных озёр, имеются искусственные водоёмы.
Водохранилище - большой искусственный водоем с объёмом воды, превышающим один миллион кубических метров. Воду их используют для водоснабжения промышленных предприятий, для орошения земель, для энергетики.
Разнообразна растительность водоемов и животный мир. Водоемы Якутии богаты различными видами рыб.
.Чтение о растит.и животном мире.
Водоемы Намского улуса.
- В каком улусе Якутии мы живём? (в Намском)
- Наш улус тоже имеет большое число водоёмов.
- На берегу какой реки расположено наше село . Слайд 7
- Река Лена (рассказ о реке Лене) учениками
А теперь составьте рассказ-описание реки по плану (работа по группам)
V. Работа по теме
1. Роль водоемов в жизни человека. Физминутка
А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики)
- Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам.
- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитай об этом учебнике на с.147
- Как взрослые так и дети должны охранять водоемы. (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
2. Работа в рабочей тетради.
Посмотрите на карту Намского улуса. Запишите в тетради водоемы нашего улуса.
Какие экологические проблемы выражены этими знаками-рисунками?(Сточные воды и различный мусор попадают в водоемы и загрязняют их. Люди, отдыхающие на водоемах, бросают в них разбитые бутылки, консервные банки и др. Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности. Но иногда используют больше нужного количества, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохимикатов в водоемы. Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.)
VI. Закрепление изученного.
- Ребята, а как мы должны вести себя у водоёмов?
- Давайте вместе попытаемся составить памятку “Правила поведения у водоёмов”.
Памятка.
Не бросай мусор в воду.
Не оставляй мусор на берегу.
Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.