kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Водяной пар. Облака.

Нажмите, чтобы узнать подробности

М

  1. Изучить что такое облака, классификацию облаков. Обозначить основные понятия о влажности воздуха.
  2. Развивать логическое мышление, умение анализировать схемы и рисунки, данные в учебнике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Водяной пар. Облака.»

Конспект урока по географии на тему

"Водяной пар в атмосфере. Облака"

Класс: 6

Цели:

  1. Изучить что такое облака, классификацию облаков. Обозначить основные понятия о влажности воздуха.

  2. Развивать логическое мышление, умение анализировать схемы и рисунки, данные в учебнике.

  3. Воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.

План

  1. Организация класса

  2. Проверка домашнего задания в форме игры "Угадай слово"

  3. Изучение нового материала

  1. беседа с учащимися с целью определения что такое "влажность";

  2. анализ схемы "Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры" с целью самостоятельного определения учащимися зависимости влажности воздуха от температуры;

  3. беседа с учащимися с целью самостоятельного определения ими что такое "насыщенный воздух" и "ненасыщенный воздух", где он формируется;

  4. первичное закрепление в форме фронтального опроса;

  5. беседа с учащимися с целью определения что такое "облака",    определение факторов формирования облаков;

  6. беседа с учащимися о классификации облаков, рассмотрение рисунков "Образование основных видов облаков";

  7. анализ рисунка "Виды облаков на разных высотах в тропосфере";

  8. рассмотрение условных обозначений состояния влажности и основных видов облаков.

  1. Закрепление изученного материала

  2. Итог урока.

Используемая литература:

Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк./ Т. П. Герасимова, Г. Ю. Грюнберг, Н. П. Неклюкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990

Тематическое и поурочное планирование по географии: 6-й кл.: к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой "Начальный курс географии. 6 класс": Метод. пособие / Т. В. Иванова. – М.: Изд. "Экзамен", 2006

География. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой / авт.-сост. И. И. Нагорная. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008

Ход урока

  1. Организация класса

  1. Проверка домашнего задания

Для того чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, мы с вами проведем игру "Узнай слово".

Игра "Узнай слово".

Перед вами несколько высказываний. Каждое высказывание имеет свою букву. Ваша задача внимательно прочитать эти высказывания, если вы считаете что высказывание, верно, то у себя в листочке записываете букву этого высказывания; если же вы думаете, что высказывание не верно, то вы ничего не пишите. Если вы все выполните правильно, у вас получится известное изречение.

  • Ветер – это перемещение воздуха в вертикальном направлении.

  • Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

  • Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого давления.

  • Ветер всегда дует из области низкого давления в область высокого давления.

  • Чем больше разница давления, тем ветер слабее.

  • Скорость ветра определяется с помощью прибора – анемометра.

  • Ветры в Северном полушарии откланяются вправо, а в Южном – влево.

  • Ветер перегоняет тучи, облака и очищает воздух.

  • Ветер изменяет формы рельефа.

  • На высоте ветры постоянные и дуют со скоростью 20 – 25 м/с.

  • Существует 12-бальная шкала скорости ветра.

  • Штиль дует со скоростью 0 – 0,2 м/с – это 0 баллов.

  • Самое ветреное место на Земле находится на материке Антарктида.

  • Бризы относятся к местным ветрам, меняющим свое направление два раза в год.

  • Бризы образуются на побережье водоемов, рек, озер, водохранилищ из-за резкого контраста температуры воды и суши.

  • Районы распространения пассатов – тропики, а направление – юго-восточное и северо-восточное.

  • Стоковые ветры дуют на Антарктиде от центра материка к периферии.

  • Ветры западного переноса распространены в западных широтах.

  • В горных системах господствует ветер под названием "фен".

  • Властелин пустынь – ветер, под названием "самум".

  • Самая ясная погода бывает при тропических циклонах.

  • Шкалу силы ветров предложил адмирал Бофорт.

  • По шкале Бофорта ураган получил 12 баллов.

  • Давление в центре антициклонов – высокое.

Ответ: "Держать нос по ветру"

Время выполнения подошло к концу, сдайте, пожалуйста, свои листочки. Так какое же изречение у вас получилось?

В каком случае так говорят?

  1. Изучение нового материала

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему нашего урока: "Водяной пар в атмосфере. Облака" (слайд 1)

Одного из учеников попросить протереть доску влажной губкой.

Посмотрите, ребята, на то, чтобы намочить доску у нас ушло около 10 грамм воды. Но, обратите внимание, что наша доска буквально через мгновение становится сухой.

Куда же подевалась вода?

Действительно, вода превратилась в невидимые капельки пара. И такого невидимого пара в земной атмосфере огромное количество. Можно сказать, что мы живем на дне огромного воздушного океана. Правда, воду мы не видим, она как бы растворена в воздухе. Но во время дождя мы убеждаемся, что в воздухе есть и вода.

Водяной пар не видим, легче воздуха. Обнаруживает он себя тогда, когда воздух охлаждается и невидимые частички пара, соединяясь, образуют мельчайшие капельки воды – туман (слайд 2, 3).

Количество водяного пара в граммах содержащиеся в 1 м³ воздуха называется абсолютной влажностью (слайд 4). Запись определения в тетрадь.

Так что же такое – абсолютная влажность?

Давайте рассмотрим схему "Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры" (слайд 5). Вверху этой схемы, цифрами, обозначена температура воздуха. А в мензурках синим цветом, а также цифрами, нанесенными на эти мензурки, то количество воды, которое будет содержаться в насыщенном воздухе при данной температуре.

При испарении воздух не может вмещать водяной пар беспредельно. Этот предел зависит от его температуры.

Обратите внимание на схему, сколько грамм воды будет содержаться в воздухе при температуре -20°С?

Сколько грамм воды будет содержаться в насыщенном воздухе при температуре 0°С?

Сколько грамм воды будет содержаться в воздухе при температуре +20°С?

Закончите мою фразу: "Чем выше температура, тем …" Запись вывода в тетрадь.

Воздух, которой не может вместить больше водяного пара, чем он содержит, называется насыщенным (слайд 6). Запись определения в тетрадь.  

Как вы думаете, где будет формироваться насыщенный воздух? (слайд 7)

Воздух, находящийся над теплой, но сухой поверхностью, обычно содержит водяного пара меньше, чем мог бы содержать при данной температуре. Такой воздух называют сухим, ненасыщенным (слайд 8). Запись определения в тетрадь.

Как вы думаете, где будет формироваться ненасыщенный воздух? (слайд 9, 10)

Чтобы предсказать будет погода облачной или ясной, нужно знать, сколько влаги содержит воздух. В сводках погоды по телевизору или радио вы часто можете услышать: влажность воздуха, например, 70%. В процентах выражают относительную влажность воздуха.

Относительная влажность воздуха – это отношение количества влаги, находящейся в воздухе, к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре (слайд 11). Запись определения в тетрадь.

Откройте свои учебники на с.    . У вас есть такая же схема как мы с вами рассматривали.

Если например, температура воздуха 30°С, а воздухе содержится 15 г воды. Какой это будет воздух?

- Сколько грамм воды может содержаться в одном кубическом метре при температуре 30°С?

- Какова будет относительная влажность воздуха?

На метеорологических станциях влажность воздуха измеряется с помощью прибора гигрометра, кроме того, используются приборы-самописцы – гигрографы (слайд 12).

- Что такое абсолютная влажность воздуха?

- Что такое относительная влажность воздуха?

- Какой воздух называется насыщенным?

- Какой воздух называется ненасыщенным?

- Какие приборы используются для измерения влажности воздуха?

Как и туман, облако – это скопление водяных капель, но находится оно на значительной высоте над земной поверхностью (слайд 13). Запись определения в тетрадь.

Главная причина образования облаков: выделение капелек воды при охлаждении воздуха, насыщенного водяным паром (слайд 14). Запись в тетрадь.

Облака имеют различные формы, которые зависят от условий их образования, высоты, ветра.

Все виды облаков можно объединить в четыре основные группы:

  1. кучевые

  2. слоистые

  3. перистые

  4. дождевые (слайд 15). Запись в тетрадь.

Чрезвычайно живописны кучевые облака (слайд 16). Именно они образуют интересные формы, их часто называют небесными барашками.

Кучевые облака образуются над водоемами или над поверхностью насыщенной влагой (после дождя, таяния снега и т.д.) При нагревании происходит испарение, вместе с нагретым воздухом капельки воды поднимаются и на высоте образуют кучевые облака (слайд 17).

Пасмурным выглядит небо с низкими однообразно серыми слоистыми облаками. Они могут сплошь закрывать все небо, так что трудно установить, где же находится солнце (слайд 18).

Эти облака образуются на высоте около 2000 м, при столкновении теплого и холодного воздуха (слайд 19).

В солнечный день можно видеть как бы разбросанные по небу ослепительные белые волокна, или перья, так называемых, перистых облаков. Эти самые высокие и тонкие облака образуются в верхней тропосфере и состоят из мелких кристалликов льда (слайд 20).

Самые угрюмые и страшные – дождевые облака. Их цвет может меняться от светло-серого до темно-серого, даже черного. Образуются они также как и кучевые облака. Только, если потоки нагревающегося воздуха поднимаются быстро, то кучевое облако разрастается в высоту, основание его становится темным и кажется, что оно готово брызнуть дождиком (слайд 21).

Обратите внимание на рисунок изображенный перед вами (слайд 22)

- На какой высоте образуются кучево-дождевые облака?

- На какой высоте образуются перистые облака?

- Какие из облаков имеют наименьшую высоту образования?

На метеорологических станциях наблюдают за формой и высотой облаков. Для удобства описания погоды используются следующие виды условных знаков для обозначения основных видов облаков (слайд 23).

Откройте свои учебники, на заднем форзаце у вас есть эти обозначения.

Также на метеорологических станциях определяют степень покрытия неба облаками, то есть облачность. Для обозначения облачности также используются условные знаки (слайд 24)

Запишите домашнее задание.

  1. Закрепление изученного материала

Для того чтобы проверить как вы усвоили материал нашего урока мы с вами выполним практическую работу "Описание погоды в г. Ростов – на-Дону на 17 декабря 2015 года"

Среднесуточная температура


Относительная влажность


Состояние облачности


Вид облаков


Осадки


Направление и сила ветра


  1. Итог урока




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Водяной пар. Облака.

Автор: Салманов Умалат Абдулаевич

Дата: 11.10.2020

Номер свидетельства: 559630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "План-конспект урока по теме: "Водяной пар и облака""
    ["seo_title"] => string(44) "plankonspiekturokapotiemievodianoiparioblaka"
    ["file_id"] => string(6) "332027"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464802504"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Географический диктант по темам: «Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки. Погода. Климат»"
    ["seo_title"] => string(94) "gieoghrafichieskiidiktantpotiemamvodianoiparvatmosfierieoblakaatmosfiernyieosadkipoghodaklimat"
    ["file_id"] => string(6) "334071"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1465656260"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "урок "Водяной пар в атмосфере. Облака""
    ["seo_title"] => string(38) "urok_vodianoi_par_v_atmosfierie_oblaka"
    ["file_id"] => string(6) "348458"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476242129"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект и презентация урока окружающего мира "Разнообразие облаков" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-raznoobraziie-oblakov-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140607"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417972596"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тесты по окружающему миру. 3 класс (I четверть) "
    ["seo_title"] => string(53) "tiesty-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-i-chietviert"
    ["file_id"] => string(6) "134065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416660809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства