Целью урока является формирование представлений об общих особенностях внутренних вод Евразии, знакомство учащихся с крупнейшими реками материка.
Достижение цели осуществляется через разнообразные задачи, включающие в себя систематизацию знаний, сравнение, обобщение, работу с картами различного содержания, самостоятельную работу и взаимодействие в группах и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Весь класс предварительно разделен на четыре команды. Результаты по каждому выполненному заданию отражаются на доске.
Учитель:ребята, сегодня у нас урок пройдет в виде путешествия. Каждая группа – это отдельная команда исследовательского судна. Сейчас вам предстоит выбрать капитана корабля (выбирают капитана).
У каждой группы на столе лежат памятки «Правила работы в группе», «Критерии оценивания внутри группы», с которыми вам необходимо ознакомиться (см. Приложение 1)Учитель: Мы совершим незабываемое плавание с препятствиями, и в конце урока лучший экипаж будет награжден самыми высокими баллами, но кроме этого, каждой команде в конце урока предстоит выбрать лучшего исследователя в своей группе с помощью критериев, он тоже получит награду. Как и все исследователи у каждого из вас есть бортовой журнал (тетрадь), в котором будете делать записи и отмечать на контурной карте места нашего пребывания.
2. Мотивация.
Учитель:
«Как удивительна планета, на той, где вместе мы живем.
Озера, реки – чуда света, по ним немного проплывем.
И унесется в эту даль наш дружный славный теплоход.
Терять здесь времени не жаль,
Ну что, начнем, друзья, вперед!
А может знает кто, ребята, какой имеем океан?
Евразия ведь так богата – вот гляньте Тихий тут и там!
А наши реки – Амур, Лена, длиною поражают нас.
Их много, будто теорема, и говорим мы без прикрас.
Наш интереснейший урок набирает лишь начало,
Ну что, готовьте знаний флот к географическому сплаву!»
(Филатова Д. М.)
Учитель: Ребята, скажите, какая тема зашифрована в этом стихотворении?
Учащиеся: «Внутренние воды Евразии. Реки» (записывают в тетрадь)
3. Актуализация знаний.
Учитель: какие темы мы изучали на предыдущих двух уроках? (климат, рельеф)
- Вспомните, от чего зависит климат любой территории? (от широты места, воздушных масс, подстилающей поверхности)
- В чем заключается главная особенность климата Евразии? (лежит во всех климатических поясах)
- Какие выделяют главные особенности рельефа материка? (60% занято равнинами, горные территории расположены на востоке и юго-востоке)
Если соотнести, все вышесказанное с темой сегодняшнего урока, можно дать ответ на следующий вопрос: Какие два главных фактора влияют на реки материка?
Учащиеся: Климат и рельеф, от климата зависит питание и режим реки, от рельефа характер течения.
4. Целеполагание
Учитель: Ребята, исходя из темы урока, какой же будет главная цель нашего путешествия? ( Изучить особенности внутренних вод Евразии и познакомиться с крупнейшими реками)
Учитель:А еще нам предстоит выяснить, какую роль играют реки в жизни людей?
5. Усвоение новых знаний
План урока (изображен на доске)
1. Соотнести реки Евразии, по бассейну океанов
2. Оформить контурную карту
3. Совершить сплав и составить комплексную характеристику реки.
Учитель: Какие типы внутренних вод вы знаете? (реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота)
На первом уроке, при изучении географического положения Евразии мы вспоминали, какими океанами омывается материк. (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый)
Число команд соответствует числу океанов. Все 4 экипажа отправляются в плавание по разным океанам.
Первое задание - головоломка
Учитель: Экипажи, вам необходимо расшифровать реки, относящиеся к бассейну нужного океана, разгадав головоломку. Названия рек выписать в бортовой журнал, нанести на контурную карту и показать на физической карте Евразии их расположение. Если задание выполнено верно, группа получает 5 баллов. Команда, которая первая выполнит задание, получает дополнительный балл (см. Приложение 2).
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова (вращение головой)
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
Второе задание – описание реки по плану.
Учитель: Перед выполнением второго задания, необходимо вспомнить план описания реки, по которой вы будете сплавляться (ответ учащихся)
Вам помогут атласы и учебники. После составления характеристики реки, группы отчитываются о проделанной работе у физической карты материка. За каждый верно выполненный пункт плана, команда получает 1 балл.
План описания реки:
1.Название.
2. В какой части материка протекает.
3. Исток/устье реки.
4. Зависимость характера течения реки от рельефа.
5. Питание.
6. Хозяйственное использование.
Учитель: Экипаж, путешествующий по Атлантическому океану, сплавляется по реке Дунай, команда Тихого океана по Янцзы, экипаж Северного Ледовитого океан - по Лене и путешествующий по Индийскому отправляется по реке Ганг.
Ребята, мы с вами осуществили сплав по рекам, относящимся к бассейнам 4-х океанов. А про какой бассейн мы с вами забыли упомянуть? (Бассейн внутреннего стока) Какая крупнейшая река относится к этому типу, протекающая по территории нашей страны? (Волга)
Река Волга — самая крупная и многоводная река Русской равнины, и самая большая река Европы.
“Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге!” – так писал о великой русской реке Александр Дюма. Волга воспета во многих произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников.
А почему мы относим эту реку к бассейну внутреннего стока? (впадает в Каспийское море)
6. Закрепление изученного материала
Учитель: Ребята, мы проделали нелегкий путь, осуществили плавание сразу к четырем океанам Земного шара.
И в конце путешествия у нас остались зашифрованы названия рек, которые нужно разгадать (ответы от каждой команды принимаются по поднятой руке).
Первый слог мой, это нота,
Буква – это слог второй
Ну а целое, широко разлилось
большой рекой. (Дон)
Дятел выбивает дробь
на сосне у речки ...(Обь)
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной,
А впереди союз прибавишь –
И стану птицей я лесной! (Волга)
По берегу бежала мышь:
«Я быстрее, чем ...!» (Иртыш)
Я сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
стану спутником Земли. (Лена)
7. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель:В начале урока мы поставили цель, какую? (Изучить особенности внутренних вод Евразии и познакомиться с крупнейшими реками) Достигли мы ее? (Да)
С какими реками вы сегодня познакомились? Водами, каких океанов омывается Евразия? (ответы учащихся)
Но у нас еще остался без ответа вопрос: какую роль играют реки в жизни людей? (ответы учащихся)
Ребята, обратимся к плану нашего урока, выполнили мы его? (ответ)
Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог нашего путешествия, продолжив предложения на слайде (выполняется устно):
Мне больше всего удалось…
Для меня было открытием то, что…
Сегодня на уроке я научился…
Мне было трудно…
Я понял, что…
Больше всего мне понравилось…
Учитель: В начале урока, вы получили карточки с «Критериями оценивания внутри группы». Сейчас вам предстоит выбрать одного члена вашего экипажа, который на протяжении всего плавания активно проявлял себя.
(Учитель подсчитывает результаты на доске. Выявляет победителей, комментирует работу на уроке. Выставляет оценки лучшим ученикам, по мнению группы, и экипажу, занявшему первое место)
Учитель:Ребята перед вами «светофор настроения». У каждого из вас есть три сигнальные карточки, которые необходимо приклеить на светофор: зеленая – все было интересным на уроке; желтая - понравилось, но не все; красная – на уроке было скучно.
Спасибо за урок, до свидания!
Приложение 1.
«Правила работы в группе»
Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
Слушайте, каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана
Капитаном выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
«Критерии оценивания»
Знание изучаемой темы
Активность в обсуждении
Умение высказывать свое мнение или представлять результаты работы группы
Доказательность и полнота ответа, грамотная речь отвечающего