Конспект урока по теме ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ЕВРАЗИИ может быть использован как на уроке географии, так и при работе предметного кружка. Различные приёмы и методы, считаю полезными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внутренние воды евразии»
Тема. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ЕВРАЗИИ
Цель: сформировать у учащихся общие понятия о распределение внутренних вод Евразии за бассейнами и типом питания; закрепить и углубить практические умения учащихся составлять характеристики рек; систематизировать знания учащихся о особые черты поверхностных вод Евразии и их зависимость от климата; развивать навыки коллективной работы, умение отбирать необходимую информацию из различных источников географических знаний.
Оборудование: физическая и климатическая карта Евразии, атласы, учебники, слайды с изображением водоемов Евразии для мультимедийной доски.
Тип урока: изучение нового материала.
Опорные и базовые понятия: водоем, река, озеро, питание, режим реки
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся Прием " ассоциативный куст» Какие ассоциации вызывает у вас название « Евразия»? Обсуждение прием " географический кросс»
1. К водам суши относятся…
2. Место откуда берет начало река называется…
3. Место куда впадает река, называется…
4. По характеру течения реки делятся на …
5. Природное углубление, заполненное водой называется…
6. Озера по происхождению котловин делятся на…
7. Территория, с которой в реку стекают поверхностные и подземные вод…
Прием « Географический практикум» Мальчик шел по левому берегу ручья и дошел до его устья, где ручей впадает в реку. Перейдя здесь на другой берег ручья по мосту, мальчик пошел вниз по течению реки. Определите, правым или левым притоком реки является ручей.(Правой)
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся На территории Евразии имеются все виды вод суши. Есть полноводные реки, глубокие озера, мощные ледники горных и полярных районов, большие площади болот и вечной мерзлоты, значительные резервуары подземных вод. Воды Евразии-богатство материка, требующее бережливого отношения к нему. Итак, тема сегодняшнего урока: «Внутренний воды Евразии»
Прием " пресс-конференция» Является ли равномерным распространение вод на территории Евразии? Какие факторы более всего влияют на распространение вод на материке?
IV. Изучение нового материала В Евразии текут крупные полноводные реки. Вместе они несут больше воды, чем реки любого другого материка. Формирование вод суши зависит от климатических условий и рельефа территории. Только Евразия посылает свои воды во все океаны Земли. В то же время на материке самый большой в мире бассейн внутреннего стока
1. Прием «Творческая лаборатория» Задача. С помощью карт атласа определите принадлежность крупных рек материка к соответствующим бассейнам. Заполните таблицу.
Бассейн океана
Бассейн внутреннего стока
Тихого
Индийского
Атлантического
Северного Ледовитого
Рассмотрим крупнейшие реки материка.
1.Прием " Удиви всех».
Кто из вас подготовил доклад о крупнейшей реке Евразии?
Еще одной из крупнейших рек Евразии является Амур, которая образовалась вследствие слияния двух истоков – Шилки и Аргуни. Длина Амура – 2824 км, от истока Аргуни она составляет 4440 км Которая берет начало из Прибайкалья, и впадает в Охотское море. Особенно могучая река становится во время муссонных дождей и тайфунов. Тогда уровень воды в реке поднимается на 6-10, а иногда на 15 м. На десятки километров разливая тогда мутные темные воды реки, откуда и название « черный Амур». Зимой река замерзает. Амур и ее притоки богата рыбой. Меконг крупнейшая на полуострове Индокитай река Азии, достигающая длиной 4500 км. Она начинается далеко на нагорье Тибет и в верхнем течении имеет многочисленные пороги и водопады. В нижнем течении река образует многочисленные меандры. Летом случаются наводнения, где уровень воды может подняться до 10-15м. Меконг впадает в Южно-Китайское море, к которому его воды приносят очень много плодородного ила.
2. Прием «Путешествие»
Ученики работая в парах, выполняют уже знакомые на примере изучения других материков задания: составьте характеристику одной из рек Евразии по типовому плану 1. Название реки, ее происхождение. 2. Бассейн океана, к которому относится река. 3. Место истока и устья, направление течения. 4. Особенности строения речной долины в верхнем, среднем и нижнем течении; наличие порогов, водопадов. 5. Основные притоки реки. 6. Географические пояса, которые пересекает река. 7. Виды питания реки. 8. Особенности водного режима 9. Господорское использование реки. 10. Проблемы хозяйственного использования и меры, предпринимаемые для сохранения вод реки. 1 . группа-Днепр; 2. группа-Лена; 3. группа-Дунай;
Рассказ учителя об озерах материка
Озера в Евразии размещены очень неравномерно. Самые крупные из них сосредоточены, как ни странно, не во влажных, а в засушливых областях. Это остаточные озера, сохранившиеся на месте древних крупных водоемов, которые существовали в более влажную эпоху. К ним относятся Каспийское и Аральское моря-озера, а также озера Балхаш, Эльтон, Баскунчак и др. Каспийское море по размерам больше любого озера мира. Поражает и глубина , что местами превышает 1000 м. Во время шторма волны на озере достигают до 15-17 м. Соленость его вод 12-13 промилле. Самым глубоким озером на земле-Байкал (1620 м)
5. Прием «Удивлю всех»
К нам сегодня пришла группа журналистов, которые хотят поделиться интересной информацией о озера Евразии. Рассказ учителя о подземные воды, болота, современное оледенение, экологические проблемы внутренних вод Евразии.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
1. Прием «Картографический практикум»
Практическая работа № 10. Нанесение на контурную карту географических объектов материка( реки, озера)
Игра « Светофор» Каждый ученик класса имеет по две цветные карточки: зеленую и красную( зеленая –верный ответ, красная – не верна)
1. Реки Евразии относятся к бассейнам трех океанов? (Красная)
2. Крупнейшей рекой Евразии является Амур? (Красная)
3. Самое глубокое озеро в мире Байкал. (Зеленая)
4. Самое соленое озеро на Земле – Мертвое море. (Зеленая)
5. Остаточному морем на материке Ялпуг?(Красная)
6. На материке Евразия распространены ледники? (Зеленая)
7. В Западной Сибири образовались самые большие болота в мире? (Зеленая)
8. Горячие источники, гейзеры наиболее распространены на Скандинавском полуострове.(Красная) Игра " Запомни название» Каждый ученик по очереди называет реку, если река повторяется, то игрок выходит из игры и так до конца кто останется, тот и выиграл. Например: Днепр-Волга-Амур - Об-Амур_Лена - Хуанхэ - Днепр
VI. Итог урока
Прием " Микрофон»
Пользуясь началом фразы, поделитесь своим впечатлением от урока.
Сегодня я узнал…
Интересно…
Было трудно…
Я выполнял задание…
Я понял, что…
Я получил…
Я научился…
У меня вышло…
Меня удивило…
Урок преподал мне для жизни…
Прием «Делаю вывод»
Реки Евразии относятся к бассейнам четырех океанов планеты и к крупнейшему в мире бассейну внутреннего стока. На территории Евразии много озер, различных по наличию стока, солености воды, происхождению котловин. На территории Азии расположен самый большой в мире массив многолетней мерзлоты. Внутренние воды Евразии нуждаются в охране и мерах по их очистке.
VII. Домашнее задание
1.Проработать соответствующий текст в учебнике.
2. Подготовить дополнительный материал о растениях и животных Евразии.