| I. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности). 1. Проверка домашнего задания. | Приветствие учащихся. Проверка состояния рабочего места. Начнём урок. Здравствуйте ребята! Проверим домашние задания, выполнив тест. Вверху листочка подписываем фамилию и имя. На тест отводится 7 минут. | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал (выполняют тест приложение №1). | Коммуникативные УУД: Обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. |
| II. Определение целей и задач урока. | Как вы думаете, а что может сделать человек для сохранения природы? А как называются эти места, где животных и растения защищают от исчезновения? Правильно, заповедники и национальные парки. Такие охраняемые территории называются - Особо Охраняемые Природные территории. Так и будет называться наш урок. Откройте учебник на с.129 запишите тему урока. | Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради. Учащиеся: Тема нашего урока: «Охрана природы ». Работают с учебником. | Познавательные УУД: Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель). Регулятивные УУД: Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике. |
| III. Изучение нового материала Актуализация знаний: Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций. | 1) Работа с тетрадью. В тетради: тема урока Учитель: Особо охраняемые природные территории — одна из форм сохранения природы, поэтому относятся к объектам общенационального достояния, сохраняя уникальные и типичные экосистемы, биологическое и ландшафтное разнообразие. Все вы слышали о Красной книге. Прочитаем о причинах её создания стр.129-130. Давайте в учебнике на странице 130 -133 рассмотрим, какие виды ООПТ бывают. -Какие охраняемые природные территории вы знаете? Давайте составим в тетради схему «Виды особо охраняемых природных территорий» пользуясь учебником. Схему ООПТ в тетрадь. 2) Актуализация знаний. Вопрос учителя: – Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему? Учитель: В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков. 3)Запись определения в тетрадь - «заповедник». 4) Записать определение «Заказник». Учитель: На территории России на начало 2021 г. существует 59 федеральных заказников. По состоянию на конец 2020 года на территории России действовало более 70 государственных природных заказников федерального значения, суммарная площадь территории которых составляла 13,05 млн га, в том числе 2,9 млн га акваторий. В 2016 г. федеральный заказник Земля Франца Иосифа вошёл в состав национального парка Русская Арктика 5)Определение в тетрадь – «Памятник природы». Памятники природы — это взятые под охрану отдельные невосполнимые природные объекты, имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение (пещеры, геологические обнажения, водопады, минеральные источники, палеонтологические объекты, отдельные вековые деревья и т. п.). Также много ОО ПТ во всем мире. Прочитаем примеры национальных парков и запишем в тетрадь их названия . а дома нанесите их на контурную карту. Учитель: Так значит, какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников? | Запись определения в тетради Оветы учащихся по цвету книги- знак тревоги, опасность. Выступление учащихся с презентациями по темам: «Памятники природы», «Заказники», «Заповедники». Ответы учащихся: - Сохранение живых организмов. – Охрана окружающей среды. – Предупреждение развития разрушительных процессов. | Познавательные УУД: - знать в каких природных зонах мира расположены заповедники , с чем это связано; - знать определение заповедник, национальный парк, памятник природы. Коммуникативные УУД: - умение воспринимать информацию на слух; - умение слушать учителя и одноклассников; - аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы; - умение работать в парах; - знать правила коллективной работы. Регулятивные УУД: - развитие навыков самооценки и самоанализа; - определение правил отработки терминов и понятий. Личностные УУД: - умение соблюдать дисциплину на уроке; - умение применять полученные знания на практике; - понимать важность изучения темы «Особо охраняемые территории ». |
| IV. Заключение. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию выученных на уроке понятий, обсуждение и запись домашнего задания. | Учитель: Подошёл к концу наш урок - наше путешествие по Охране природы и ООПТ . И в заключение урока я хочу вернуться к эпиграфу: «Охранять природу - значит охранять Родину, а наша родина – это наше село, нам мир. Акак мы с вами можем охранять природу? А теперь каждый из вас скажет, что он взял с сегодняшнего урока. | Высказывания учащихся по теме: «Охрана природы ». | Регулятивные УУД: - развитие навыков самооценки и самоанализа; - определение правил отработки терминов и понятий. |