Цель урока: сформировать общее представление об особенностях природы материка Северная Америка; определить ее географическое положение , познакомить с историей открытия материка и его исследователей( при этом указать большую роль русских исследователей ).
• познакомить с особенностями рельефа, климата, внутренних вод, органического мира;
• способствовать развитию мышления школьников.
• участвовать в формировании позитивного общения «учитель-ученик», «ученик-ученик».
Прогнозировать дальнейшее развитие сюжета и событий. Разрабатывать алгоритмы учебных действий. Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).
Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).Строить логические рассуждения,
№ п/п | Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
І | Организационный момент | Подготовить и психологически настроить учащихся к уроку. | Добрый день, уважаемые гости и ребята! Проверяем, все ли у вас готово к уроку? « Долго не будем мы собираться , Пора и в путь далёкий отправляться! Захватим мы увесистый багаж : Уменья , знания и « Марш!» | Готовят к уроку: учебники, тетради, ручки. Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. | Личностные: Отвечают на приветствие, настраиваются на работу. Коммуникативные: Взаимодействие с учителем, планирование учебного сотрудничества, лидерства и согласование действий с партнером. Регулятивные: Настраиваются на восприятие материала урока. |
ІІ | Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Организовать актуализацию субъектного опыта учащихся (личностный смысл, опорные знания и способы действий, ценностные отношения). . | Учитель: А урок я предлагаю вам начать с повторения пройденного материала. Для этого мы проведём с вами игру « Самый - самый». Из предложенных характеристик вам необходимо определить те, которые соответствуют уже изученным материкам. Давайте вспомним какие материки мы уже изучили. Слайд №1. Характеристики написаны на слайдах. самый влажный материк самый жаркий материк самая полноводная река на материке самая большая пустыня мира самая длинная горная цепь на суше самый большой в мире коралловый риф самый холодный и ветреный материк самый маленький по площади материк самое большое пресное озеро мира самый высокий континент Земли самое крупное скопление островов на земном шаре самый длинный горный ледник самая крупная карстовая пещера мира | Учащиеся работают со слайдом презентации. Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида Африка: самый жаркий материк занимает по площади второе место находится самая большая пустыня мира Южная Америка Австралия Самый большой в мире коралловый риф Самый маленький по площади материк | Личностные: Действия смыслообразования. Познавательные: Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы. Коммуникативные: Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Регулятивные: Контролируют правильность ответов одноклассников, прогнозируют результат. |
ІІІ | Выявление места и причины затруднения. Создание проблемной ситуации | Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа | Проверяем выполненную работу. Слайд № 2 Учитель: какие характеристики у вас остались? | Антарктида Самый холодный и ветреный материк Самый высокий континент Земли Самый длинный горный ледник Самая крупная карстовая пещера мира Самое большое пресное озеро мира | |
IV | Целеполагание и мотивация | Обеспечить мотивацию учения школьников и принятие ими целей урока. | Учитель: Наверное, у вас возник вопрос : « К какому материку относятся оставшиеся характеристики? Можем сразу ответить на этот вопрос?»Слайд №3. Я предлагаю вам послушать стихотворение. « Омывают океаны С трех сторон сей материк, А на крайнем севере трудней всего Найти где суша, где ледник, Снегом здесь покрыта вся Земля. Он похож на треугольник, С ним живем на одной мы широте, Однако, в разных полушариях Мы находимся давно уже. Секвойя здесь произрастает, Высотою поражает. А букет озёр великих Материк сей украшает. И когда-то здесь давно Люди золото искали На пути своем, встречая племена индейцев. Видели они и Долину Смерти, и Большой каньон Удивило их ещё многое кругом…» Учитель: О каком материке идет речь? -Итак, назовите ключевые моменты в стихотворении, которые позволят нам определить материк, о котором мы сегодня будем говорить на уроке? -Тогда мы можем сформулировать тему урока. - А какую цель мы поставим на урок? | Слушают стихотворение. Отвечают на поставленные вопросы и подчёркивают ключевые слова. Тема – «Северная Америка. Особенности природы.» Цель - сформировать общее представление об особенностях природы материка Северная Америка; определить ее географическое положение | Регулятивные УУД Высказывать предположения Формулировать проблему урока. Ищут пути решения проблемы. |
ІV | Освоение новых знаний и способов действий (первичное усвоение учебного материала и осознание и осмысление учебного материала) | Организовать деятельность учащихся по изучению нового знания и способам действий (обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала, выявить проблемы, провести коррекцию) | Сегодня у нас непростой урок. Кроме учителей на нем еще присутствуют представители различных профессий, а именно- картографы, гидрологи, натуралисты, исследователи. Каждая группа должны нам дать представления о той области материка, которой они занимаются. В конце урока у нас должно сложиться четкое представление об особенностях природы материка. Как мы будем работать. Каждая пара должна отправиться в путешествие на материк Северная Америка и исследовать его. У вас каждого на столах лежат маршрутные листы. Но мы не можем отправиться на материк, не узнав его географическое положение. Чтобы узнать, где располагается материк на физической карте, необходимо определить его географическое положение. Как мы можем это сделать? Описать географическое положение материка по типовому плану. Учащиеся выполняют задания (описание географического положения материка, заполняют таблицу. Название крайних точек. | Географические координаты. | 1. | 1. | 2. | 2. | 3. | 3. | 4. | 4. | Заполним крайние точки на контурной карте Северной Америке. 1 пара : картографы- записывает по физической карте очертания береговой линии, встречаемые острова , полуострова и показывают их ребятам. 2 пара: гидрологи – выписывают названия океанов , проливы и заливы материка. 3 пара: исследователи заполняют таблицу « Имена исследователей и их открытия»(указать следует национальность исследователей) 4пара: натуралисты- читают предложенный текст об особенностях природы материка . подчёркивая ключевые и отличительные черты . | Учащиеся выполняют задания (описание географического положения материка, заполняют таблицу. Учащиеся работают в парах на основании материалов учебника и карт атласа. Каждая пара раскрывает понятие своей профессии. | Личностные: Соблюдение нравственно-этических норм поведения при фронтальной работе, уважительное отношение к иному мнению. Познавательные: Выдвигают предположения ответов. Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками во время поиска информации, осуществляемого при работе в группах. Регулятивные: Контролируют правильность ответов одноклассников. |
V | Первичное закрепление учебного материала | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для организации самостоятельной работы учащихся по новому материалу | Итак, давайте будем проверять вашу работу, начинаем выслушивать сообщения, на каждого выступающего отводится от 1-2 минут. | По окончании 5 минут работы представители пар выходят к доске и защищают свои работы в течение 2-х минут. Класс следит за правильностью ответов. . | Личностные: Соблюдение нравственно-этических норм поведения при работе в группах. Коммуникативные: Осознанное построение речевого высказывания Регулятивные: коррекция, поиск и выделение необходимой информации. |
VІ | Обобщение знаний. Итоги урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся и провести рефлексию с учащимися на предмет психо-эмоционального состояния, мотивации, содержания, деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке | .Закрепление ( Тест) (выполняется в тетради) , один учащийся показывает ответ на карте. 1. Крайняя восточная точка материка: 1) мыс Марьято 3) мыс Мерчисон 2) мыс Сент - Чарльз 4) мыс Принца Уэльского 2. Северная Америка не омывается водами, какого океана? 1) Тихого 3) Атлантического 2) Индийского 4) Северного Ледовитого 3. Какие из перечисленных горных вершин располагаются в Северной Америке? 1) Аконкагуа 2) Косцюшко 3) Орисаба 4) Килиманджаро 5) Мак-Кинли. 4. Какие материки расположены наиболее близко к Северной Америке? 1) Африка 2) Австралия 3) Антарктида 4) Евразия 5) Южная Америка 5. Какой климатический пояс отсутствует на материке? 1) арктический 3) тропический 2) умеренный 4) экваториальный 6.Крайняя южная точка материка: 1) мыс Марьято 3) мыс Мерчисон 2) мыс Сент- Чарльз 4) мыс Принца Уэльск Мы с вами много узнали о материке Северная Америка. Ребята, конечно, за один урок невозможно полностью исследовать Северную Америку и впереди вас ждёт много интересных открытий. Подведём итог нашего урока | Предполагаемые вопросы учащихся друг к другу. 1.Здесь находится самая длинная горная цепь - Скалистые горы - Кордильеры. 2.Здесь находится самая высокая вершина – г. Мак –Кинли ( названный в честь президента США) 3.Здесь находится самый большой остров планеты - Гренландия. 4. Здесь находится пролив . отделяющий Северную Америку от России- Берингов. 5. Кем был по специальности Григорий Шелихов? | Познавательные: Участвуют в беседе по обсуждению полученных результатов. Коммуникативные: Анализируют и структурируют информацию, дают оценку результата своего труда. Регулятивные: Осуществляют контроль процесса выполнения задания. |
VІІ | Домашнее задание | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания. | Ваше домашнее задание. Изучить параграф 42. Заполнить контурную карту по списку. Подготовить мини - сообщения об исследователях Северной Америки (с портретом). | Учащиеся записывают варианты домашнего задания. | Познавательные: Совершенствование навыка работы с информацией. |
VІІІ | Рефлексия | Самооценка и оценка событий. | Сегодня на уроке больше всего мне понравилось… Сегодня я понял… Сегодня я научился…. Самым сложным для меня было… | Ребята заполняют листы самооценки. Оценивают свой труд на уроке. | Регулятивные: Оценка своей учебной деятельности. |