Просмотр содержимого документа
«Куриленко Валентина Ильинична»
Тема: Климат Африки
Учитель географии МБОУ «Шамординская ООШ»
Куриленко В. И.
Цель:
Выявить главные особенности климата Африки.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: обучающиеся смогут
объяснять влияние климатообразующих факторов на климат Африки;
объяснять особенности климатических поясов Африки;
определять по карте климатические показатели (температуру и осадки)
Метапредметные
Познавательные:
Смогут находить в учебнике и на карте достоверную информацию,
анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать,
делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения
Регулятивные:
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
Коммуникативные:
Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
Понимать позицию другого, выраженную в явном и Не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
Личностные:
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, своймировоззренческий выбор
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Решаемая учебная проблема: Под влиянием, каких факторов формируется климат Африки?
Метод обучения:
- по традиционной классификации – словесный, практическая работа;
- по характеру познавательной деятельности - эвристический (частично-поисковый).
Тип урока - комбинированный.
Оборудование:
- ТСО (компьютер, экран, проектор, колонки);
- Презентация PowerPoint «Климат Африки»;
- учебные атласы и контурные карты, раздаточный материал
Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.
Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Средства обучения: проблемный диалог, презентация в PowerPoint , наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.
Ход урока:
Организационный момент
Целеполагание и мотивация
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. Мы уже изучили с вами ГП , исследование и рельеф Африки и можем охарактеризовать природу материка.
Задание № 1. Зачитаем отрывки из текста- отчёта испанскому королю от отряда искателей и найдём с помощью климатической карты Африки название климатического пояса , а также распишем его показатели в таблице.
Текст№ 1.» Здесь непривычная погода - каждый день , тотчас после полудня , начинается дождь с грозой , спустя 3 часа, он прекращается и мы выступаем. .»
Показатели температур января и июля , амплитуда температур.
Количество осадков и их виды.
(мм/г)
Наличие постоянных ветров и их виды
Какой основной показатель необходимо учитывать при рассмотрении климата? (Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.)
Задание № 1. Найдите в тексте учебника описание экваториального климата, климатограмму рис. 105 и распишите показатели этого климата.
Задание: Разгадать кроссворд «Климат Африки»
К
и
л
и
м
а
н
д
ж
а
р
о
И
г
о
Л
ь
н
ы
й
Г
в
И
н
е
й
с
к
и
й
А
л
ь
М
а
д
и
М
А
д
а
г
а
с
к
а
р
А
Т
л
а
с
А
х
а
г
г
а
р
р
е
л
ь
е
Ф
К
а
м
е
Р
у
н
К
а
п
с
к
И
е
К
е
н
и
я
С
о
м
а
л
И
1.Гора-вулкан, визитная карточка Африки, цель всех альпинистов мира, из-за нее Африку называют «любимицей Солнца», высшая точка Восточно-Африканского плоскогорья (г. Килиманджаро).
2.Крайняя южная точка Африки (Игольный).
3. Залив, на западе Африки (Гвинейский).
4. Крайняя западная точка материка, которая своим взором обращена к островам Зеленого Мыса (Мыс Альмади).
5.«Мультипликационный» остров возле берегов Африки, который в прошлом был единой частью с материком «Мадагаскар).
6.«Сборник карт» на территории материка (Атлас).
7.Нагорье в пустыне Сахара (Ахаггар).
8.Все неровности земной поверхности (рельеф).
9.Вулкан на побережье Гвинейского залива (Камерун).
10. Горы на крайнем юге Африки (Капские).
11. Гора на Восточно-Африканском плоскогорье (Кения).
12. Полуостров Африки, который называют «Африканским рогом» (Сомали).
Колдовская страна! Ты на дне котловины,
Задыхаешься, льётся огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы…
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.
(Н.С. Гумилёв)
Фронтальный опрос
- А что такое климат? (многолетний режим погоды в данной местности)
- По каким показателям мы можем определить тип климата? (температура, влажность, осадки, атм.давление и т.д.)
- Так почему Африка – самый жаркий материк?
- Что оказывает влияние на формирование климата? Почему в одном месте жарко, а в другом не очень, где-то влажно, а где-то сухо?
- Какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану)
(СХЕМА НА ДОСКЕ)
- Какой из факторов самый важный? (географическая широта)
1. Главный фактор – географическая широта.
- Среди других материков Африка занимает особое положение. Какие элементы географического положения могут оказать влияние на климат Африки?
А это значит, что большая часть Африки расположена … (в жарком тепловом поясе)
Африка – самый жаркий материк, потому что…
Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________.
Среднемесячная температура не ниже ____________.
Отмечена самая высокая температура ____________.
2. Влияние постоянных ветров
- Кто догадается, почему два выделенных района, находящихся на одинаковом расстоянии от экватора, в одинаковых климатических поясах, так различаются по количеству осадков.
- Какие постоянные ветры характерны для экваториальных и тропических широт?
Наводящие вопросы учителя
1) С какой поверхности дуют С-В пассаты?
2)Какие ВМ проникают на материк?
3) К чему это приводит?
4) С какой поверхности дуют Ю-В пассаты?
5) Какие ВМ проникают на материк?
6) К чему это приводит?
В Северной Африке может возникать ещё одно явление – самум.
В переводе с арабского «самум» означает «ядовитый, отравленный». Местные жители иногда называют его еще «огненным ветром» или «дыханием смерти». Этот ветер продолжается обычно 2—3 ч, однако свирепствует лишь в течение 10-20 мин, после чего значительно ослабевает. Обычно перед налетающим шквалом самума пески начинают «петь» — слышен звук трущихся друг о друга песчинок. Поднятые «тучи» песка затмевают Солнце. Возникает самум при сильном прогреве земли и воздуха в циклонах и преимущественно при западных и юго-западных ветрах. Ветер несёт раскалённый песок и пыль и иногда сопровождается грозой. Температура воздуха при этом может подняться до +50 °C, а относительная влажность подходит к 0%. Шквал длится от 20 минут до 2-3 часов иногда с грозой. При такой высокой температуре и низкой влажности воздуха происходит усиленное испарение влаги из организма; это вызывает головную боль, рвоту, а иногда даже смерть. Во время самума наблюдается красновато-жёлтая мгла, все предметы в океане и на берегу приобретают красные оттенки. Солнце, просвечивающее сквозь тучи пыли, кажется багрово-красным шаром. При самуме следует ложиться и плотно закрываться одеждой. В Алжирской Сахаре бывает до 40 раз в год.
Влияние течений.
- Почему на Ю-В и С-В побережьях Африки выпадает разное количество осадков?
- Течения теплые (мыс Игольный – воздух насыщен влагой, теплый. Отсюда – на побережье влажный климат.)
- Течения холодные (например, Бенгальское – воздух холодный, тяжелый, нисходящие токи воздуха, в итоге – осадков нет.)
ФИЛЬМ
Удалённость от океана
– А сейчас попробуем разгадать одну из загадок Африки.
Почему пустыня Сахара такая огромная и находится именно в северном полушарии, а не в южном?
Большая протяженность Африки с запада на восток в тропическом поясе северного полушария, стала главной причиной образования самой большой пустыни мира – Сахары
Физминутка « Суша и вода» развивает внимание.
Учащиеся встают из-за парт.
Учитель говорит « вода», надо прыгнуть. Когда говорит «суша», надо присесть на корточки. Вместо слова «вода» или «суша» могут быть названия географических объектов: «Гибралтарский пролив», «Мадагаскар», «Суэцкий канал», «Сахара», «Намиб», «Красное море», «Атлас», «Средиземное море».
Климатические пояса
Климатообразующие факторы, как правило, влияют на климат в совокупности. Посмотрите на карту климатических поясов и определите, сколько их существует в Африке
Географическая широта оказывает непосредственное влияние на формирование климатических поясов.
- Давайте вместе вспомним общую характеристику основных климатических поясов Африки. Зафиксируйте данные в таблицы. Ответы вы найдёте в тексте учебника и на климатической карте Африки.
а) Экваториальный пояс.
В центральной части расположен …. (экваториальный пояс).
Какова его климатическая характеристика? (жарко, влажно круглый год, н.д).
б) Тропический пояс.
Каковы особенности климата в тропическом поясе? (жарко, сухо круглый год, в.д.)
Какая природная зона возникает при таком климате? (пустыни)
в) Субэкваториальный пояс
Какой климатический пояс возникает между экваториальным и тропическим поясами?
В чём его особенность? (сезон дождей – лето, сезон засухи – зима)
г) Субтропический пояс
В чём особенность субтропического пояса? (сезон дождей – зима, сезон засухи – лето)
Почему зима и лето в субтропическом поясе не такие жаркие как в субэкваториальном поясе? (близость Средиземного моря и умеренного пояса)
Работа с тестом и картой: «Характеристика климатических поясов Африки»
Заполняют таблицу (работа в группах)
КП
ВМ
Ср. tᴼ С
Кол-во осадков (мм)
Распределение по сезонам
зима
лето
зима
лето
ЭП
СЭП
ТП (пустынный)
СТП
V. ИТОГ УРОКА
Тест. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш. 2. Расположен в районе тропиков. 3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива. 4. Лежит на самом севере и на самом юге материка. 5. Только одно время года – лето. 6. Погода круглый год жаркая и сухая. 7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная. 8. Два сезона – влажный и сухой. 9. После полудня почти всегда идет сильный ливень. 10. Весь год мало осадков.
Рефлексия Продолжите фразы: Сегодня на уроке я узнал :
Я научился :
Мне понравилось:
Я затруднился:
Моё настроение:
Домашнее задание. Изучить параграф 22, Ответить на вопросы после текста и подсчитать амплитуду температур каждого климатического пояса по климатограммам.
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура, Земля!
Мы в Африке, Тихий прощай океан!
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное тигр с ней устроил игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой и уют,
может быть сока берёзы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
щук и китов, но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
о чем сообщаю в этом письме.
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура, Земля!
Мы в Африке, Тихий прощай океан!
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное тигр с ней устроил игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой и уют,
может быть сока берёзы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
щук и китов, но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
о чем сообщаю в этом письме.
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура, Земля!
Мы в Африке, Тихий прощай океан!
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное тигр с ней устроил игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой и уют,
может быть сока берёзы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
щук и китов, но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
о чем сообщаю в этом письме.
«Характеристика климатических поясов Африки»
(Работа с учебником и картами атласа).
Заполняют таблицу (работа в группах)
КП
ВМ
Ср. tᴼ С
Кол-во осадков (мм)
Распределение по сезонам
зима
лето
зима
лето
ЭП
СЭП
ТП (пустынный)
СТП
Тест. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш. 2. Расположен в районе тропиков. 3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива. 4. Лежит на самом севере и на самом юге материка. 5. Только одно время года – лето. 6. Погода круглый год жаркая и сухая. 7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная. 8. Два сезона – влажный и сухой. 9. После полудня почти всегда идет сильный ливень. 10. Весь год мало осадков.