Урок творческая мастерская по теме «И камни говорят» проводится в 6 классе в разделе «Литосфера». Он позволяет сформировать простейшие навыки определения горных пород и минералов в ходе выполнения практической работы в группе, закрепить знания учащихся о видах горных пород по происхождению, расширить кругозор учащихся о применении горных пород и минералов человеком. Используя систему заданий, учитель продолжит формировать умения учащихся по составлению простейших схем, самостоятельной работы в группе, работы с дополнительными источниками информации. Урок позволяет развивать мышление, воображение и творчество учащихся, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам Земли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок творческая мастерская "И камни говорят..."»
Урок творческая мастерская
Урок разработала
учитель географии МБОУ Лицей №1 Зуйкова Т.М..
Цели и задачи:
-Сформировать простейшие навыки определения горных пород и
минералов;
-закрепить знания учащихся о видах горных пород по
происхождению;
-расширить кругозор учащихся о применении горных пород и
минералов человеком;
-продолжить формирование умений по составлению простейших схем, самостоятельной работы в группе, работы с дополнительными источниками информации;
-развивать мышление, воображение и творчество учащихся;
-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам Земли.
Необходимое оборудование:
Компьютер, проектор, музыкальная композиция; видиофрагмент «Драгоценные и поделочные камни»; выставка «Горные породы и минералы»; образцы минералов и горных пород; раздаточный материал для групп.
Ход урока:
Вводное слово учителя:
-Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока, на
оформленную выставку «Горные породы и минералы» и ответьте
на вопрос: Какой теме будет посвящен наш урок?
Высказывания учащихся.
Учитель:
-Да, действительно, урок посвящается горным породам и
минералам. В окружающей нас жизни мы видим самые различные
камни - минералы и горные породы, которые используются
человеком в его практической деятельности. Камни принято
считать неизменными составными частями мертвой природы. Но на
самом деле камни «рождаются», изменяются и превращаются в
другие минералы и горные породы.
Камни очень интересны, однако, не только по разнообразию способов своего образования или благодаря присущей им красоте. И мне хочется, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копиями, чтобы вы стали собирать коллекции минералов и горных пород. И я знаю, как это сделать -примите участие в мастерской «И камни говорят...»
Учитель демонстрирует название темы на доске, а учащиеся записывают ее в тетрадь.
Учитель:
-Ребята, у вас на столах лежат по одному образцу минерала и одному образцу горной породы. Пока вы не знаете, как они называются, и где минерал, а где горная порода.
Беседа с учащимися по вопросам:
- Попробуйте на глаз определить, где минерал и где горная порода?
-Почему вы так считаете?
-Уверены ли вы в своем ответе?
-Что нужно сделать, чтобы правильно указать название горной породы или минерала?
Учитель:
-Верно, для того, чтобы правильно определить названия горных пород или минералов, нужно описать их свойства. И я вам предлагаю задание в группах.
Задание:
Используя план работы в группе (приложение 1), памятку для
описания горных пород и минералов (приложение 2),опишите
свойства образцов, и результаты своей работы отразите в
специальном бланке (приложение 3).
По краткому справочнику (приложение 5) с описанием горных пород и минералов определите, как называются ваши образцы. Обращаться к словарю можно при условии полного описания образцов. Для определения твердости используют шкалу «Мооса» (приложение 4), но, к сожалению, у нас в коллекции нет образцов всех минералов, поэтому вам придется воспользоваться предметами домашнего обихода.
Графит - 1 балл
Ноготь - 2 балла
Стекло - 5 баллов
Игла - 6 баллов
Работа учащихся в группах на фоне тихой музыки.
Отчет групп о проделанной работе.
Учитель:
- К каким горным породам по происхождению относятся образцы в каждой группе?
Учащиеся составляют на доске и в тетрадисхему«Происхождение горных пород».
Беседа по вопросам:
- Зависят ли свойства горных пород от их происхождения?
Учитель:
- Не случайно эпиграфом сегодняшнего урока были слова: «Шире дорогу камню в науку и технику, в искусство, архитектуру - в самую жизнь яркую, красочную, полную труда и творчества». (Киров СМ.)
-Как вы их понимаете?
- Где применяются человеком образцы горных пород и минералов, лежащие у вас на столах?
В ходе ответов учащихся учитель на доске составляет схему «Применение горных пород и минералов», а учащиеся переносят ее в тетрадь.
-Некоторые минералы используют как природные красители, а
наиболее прибыльное дело - это использование их в ювелирной
промышленности, об этом фрагмент фильма.
Просмотр фрагмента фильма.
Учитель:
-А теперь я вас попрошу представить себя на некоторое время в
роли ювелиров. Кусочки цветной бумаги - это драгоценные камни.
Создайте на бумаге в форме аппликации свое ювелирное изделие и
представьте его.
Представление творческих работ.
Учитель:
-Вот какие красивые изделия у вас получились! Наверное, будут
пользоваться спросом у богатых людей! И кто знает, может в
будущем кто-нибудь из вас станет знаменитым ювелиром.
А теперь вернемся к теме нашей мастерской - «И камни
говорят...».
Напишите дома мини сочинение на данную тему.
Учитель благодарит учеников за проделанную работу.
Приложение 1.
План работы группы.
1. Опишите свойства образцов горных пород и минералов в специальном бланке.
2. По краткому справочному словарю определите, как называется минерал и горная порода
3. К каким горным породам, по происхождению, относится ваш образец?
4. Сделайте вывод, можно ли на глаз определить, какой образец является минералом, а какой горной породой?
5. Назовите сферу применения образцов.
Приложение 2
ПАМЯТКА ДЛЯ ОПИСАНИЯ ГОРНОЙ ПОРОДЫ ИЛИ
МИНЕРАЛА
1.Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски. 2.Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяются непрозрачные - не пропускающие солнечных лучей;
прозрачные - пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие - пропускающие свет подобно матовому стеклу.
3. Блеск.Показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, без блеска - матовые.
4. Излом.Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал или горная порода. Излом бывает: зернистый, занозистый, игольчатый, землистый, неровный, раковистый.
5. Твердость.Способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует признанная шкала твердости, куда входят 10 минералов.