Просмотр содержимого документа
«урок "Оценка ресурсообеспеченности»
Разработан учителем первой категории Ложечевской С.В. МКВСОУ «ОСОШ № 9» город Саратов
Оценка ресурсообеспеченности
ЦЕЛИ:
А) закреплять умения классифицировать известные виды ресурсов,
Б) сформировать новые понятия «комплексное освоение природных ресурсов» и «оборотное использование ресурсов».
НОМЕНКЛАТУРА:
А) нефть – США, Саудовская Аравия, Россия.
Б) газ – Россия, США, Канада, Нидерланды.
В) уголь: Китай, США, Россия, Индия. Лучшие условия добычи и страны – экспортеры – Австралия, США, ЮАР.
Г) алюминий – Франция, Индия, Суринам, США.
Д) железо - рудное сырье – США, Китай, Россия.
Е) свинец и цинк – США, Канада, Австралия.
Ж) медь – Замбия, Заир, Чили, США.
ПЛАН УРОКА:
Размещение полезных ископаемых по планете.
Классификация минеральных ресурсов.
Проблема истощения минеральных ресурсов и пути ее решения.
ХОД УРОКА:
Мотивационный блок.
В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой цивилизации.
Почему только в ХХ веке людям понадобилось такое количество минеральных ресурсов?
Каким закономерностям подчиняется размещение полезных ископаемых в земной коре?
Выделите основные направления поиска минеральных ресурсов в настоящее время.
Практическая часть.
А) На основе текста учебника и карт атласа составьте классификацию минеральных ресурсов. Приведите примеры стран, обладающие максимальными запасами указанных вами ресурсов.
Примечание: учащимся можно предложить заполнить таблицу.
Классификация и география минеральных ресурсов
Топливно-энергетические ресурсы
Рудные ресурсы
Горно-химические ресурсы
Природные строительные материалы
Поделочные и драгоценные камни
Примеры
Государство
Примеры
государство
Примеры
государство
примеры
государство
примеры
Государство
Б) На контурной карте отметьте месторождения основных видов минеральных ресурсов с указанием их объема добычи.
В) Перечислите страны, испытывающие дефицит в основных видах минерального сырья.
Итоговая часть.
Насколько остро в наши дни стоит проблема обеспечения минеральными ресурсами в мировом и региональном масштабе?
Предложите пути рационального использования минеральных ресурсов. В чем состоит суть комплексного освоения сырья?
Комплексное освоение сырья – безотходное использование ресурсов в быту и промышленности. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем наступит эра оборотного (повторного) использования ресурсов, то есть, когда в экономике главным сырьем станут отходы, а естественные ресурсы будут являться резервными источниками снабжения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: на примере лесных, земельных или водных ресурсов (по выбору учащихся) рассмотреть географию их размещения, масштабы использования и экологическое состояние.