Урок на тему "Виды населенных пунктов и урбанизация"
Урок на тему "Виды населенных пунктов и урбанизация"
При изучении этой темы необходимо выяснить прежде всего причины влияющие на расселение населения. На уроках учащиеся знакомятся с основными видами расселения - селами и городами, дается понятие урбанизации, выделяются ее основные признаки, темпы и уровни, учащиеся знакомятся с сельской формой расселения, дается характеристика мегалополисов мира и географии городов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Формирование знаний о видах населенных пунктов, о различии городов и сел; познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами ,с этапами развития урбанизации; выяснить влияние урбанизации на человека ,последствия и возможные пути решения.
2. Развитие общеучебных и специальных навыков: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в группе, самоконтроль.
3. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, самооценки и оценки работы одноклассников.
Оборудование:
1. Учебник "География: Общий обзор мира.Страны СНГ. Авторы: А.С.Бейсенова и др.
2. Атлас для 10 класса.
3. Политическая карта мира.
4. Таблицы, карточки с заданиями, презентация по теме.
Ход урока
1. Организационный момент - 2 мин.
Цель: Организовать и настроить класс на работу, познакомить с планом урока.
Учитель:- 1Прочитайте стихотворение и определите тему сегодняшнего урока. Слайд 1-2..
- 2. Запишите тему урока « Виды населенных пунктов. Урбанизация.» Слайд 3.
- 3. Определите цель урока.( ответы учащихся:
формирование знаний о видах населенных пунктов, о различии городов и сел; познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами ,с этапами развития урбанизации; выяснить влияние урбанизации на человека ,последствия и возможные пути решения.
Учитель:- Сегодня на уроке будем работать в группах. У вас на столах лежат « Правила работы в группах» , прочитайте их.
-Эксперты (оценочная группа). ( в группе 2 девочки)
2. Проверка ранее изученного материала
Письменный опрос по вариантам - 8 мин.
1 вариант
1. Как размещается население по территории земного шара? Какие факторы влияют на размещение и плотность населения?
2. Что понимают под:
а) эмиграцией
б) иммиграцией
3. Назовите 3 страны Земли с самой высокой плотностью населения.
4. Какие виды внутренних миграций Вам известны?
5.Количество этносов в мире? Самый крупный этнос (народ) в мире?
6.Назовите виды религий.
2 вариант
1.Что понимают под миграцией? Какие виды миграций Вам известны? Назовите главные причины миграций.
2. Перечислите главные районы наибольшей концентрации населения.
3. Назовите 3 страны Земли с самой низкой плотностью населения.
4. Какие виды внешних миграций Вам известны.
5.Сколько языковых групп и языковых семей в мире? Самая крупная языковая группа.
6.На какие течения делится христианство и ислам?
Учащиеся оценивают работы друг друга, используя для проверки "ключ" и критерии оценки.
Ключ для проверки
I.вариант
1..Неравномерно
.факторы:
а) природные б) исторические в) демографические г) социально-экономические
2.
а) выезд людей из страны б) въезд в страну на постоянное жительство
3. Любые три из перечисленных :Бельгия, Великобритания, Бангладеш, Индонезия, Германия, Япония, Корея, Нидерланды.
4.
1. Из села в город 2. Из малых городов в большие 3. Освоение новых земель 4. Отток из "горячих точек"
5. Количество этносов :примерно 3-4 тыс. Самый крупный этнос в мире –китайцы.
6. Мировые, этнические. Традиционные.
I1 вариант
1.а) перемещение населения б) внешняя и внутренняя в) причины:
1. Экономические 2. Политические 3. Национальные 4. Религиозные 5. Экологические
2. : Западная Европа ,Индо-Гангская низменность ,Южная Индия, Восточный Китай ,.Японские о-ва, о.Ява, долина Нила, нижнее течение р.Нигер, северо-восток США, Бразилия, Приантлантическое побережье Аргентины..
6.Христианство- католическое, протестантское и православное течение.
Ислам – суннитское, шиитское течение.
Критерии оценки
"5" - не допустили ошибок. "4" - 2-3 ошибки. "3" - 4-5 ошибок. "2" - за 6 и более ошибок.
Работы сдаются учителю:
3 Изучение нового материала
Учащиеся по группам получают инструкционную карту (карточки с заданиями).
Учитель: - Каждая группа самостоятельно работает по теме, делая нужные записи в тетради ( основные понятия (термины), причины, особенности городского расселения).
Инструкционная карта №1 Виды расселения. Слайд 4, 5,6.
1.Что называется расселением? Перечислите факторы ,влияющие на размещение населения.
2. Различие в определение понятий город и село.
3. Какие населенные пункты называются городом?
4. Какие населенные пункты называются сельскими ?
5. Лидирующие страны по численности сельского населения в мире.
Заполните таблицу. ( в таблице показать общую численность населения этих стран, численность сельского населения и высчитать численность городского населения, используя данные таблицы 3 на стр.300 и текст на стр.116).
6. Кочевой вид заселения.
Инструкционная карта № 2
Территориальные различия урбанизации. Слайд 7, 8.
1. Что называет урбанизацией?
2.Заполните таблицу: «Сравнительные и абсолютные показатели урбанизации»
3. Каков уровень и масштаб урбанизации в начале 21века?
4.Раскройте различия в уровнях и масштабах урбанизации отдельных регионов.
Инструкционная карта № 3
Этапы развития урбанизации. (схема 24) Слайд 9,10,11,12.13,14.15.
1. Формирующаяся урбанизация. Ее виды и удельный вес городского населения.