kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Виды населенных пунктов и урбанизация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении этой темы необходимо выяснить прежде всего причины влияющие на расселение населения. На уроках учащиеся знакомятся с основными видами расселения - селами и городами, дается понятие урбанизации, выделяются ее основные признаки, темпы и уровни, учащиеся знакомятся с сельской формой расселения, дается характеристика мегалополисов мира и географии городов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Виды населенных пунктов и урбанизация"»

Мартукская средняя школа № 1














Открытый урок

по географии в 10 «А» классе

«Виды населенных пунктов. Урбанизация.»















Учитель географии
Бурбаева Д.Р.






2015-2016 учебный год




География 10 «А»

Тема урока. "Виды населенных пунктов. Урбанизация"

Цель урока:

1. Формирование знаний о видах населенных пунктов, о различии городов и сел; познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами ,с этапами развития урбанизации; выяснить влияние урбанизации на человека ,последствия и возможные пути решения.

2. Развитие общеучебных и специальных навыков: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в группе, самоконтроль.

3. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, самооценки и оценки работы одноклассников.

Оборудование:

1. Учебник "География: Общий обзор мира.Страны СНГ. Авторы: А.С.Бейсенова и др.

2. Атлас для 10 класса.

3. Политическая карта мира.

4. Таблицы, карточки с заданиями, презентация по теме.

Ход урока

1. Организационный момент - 2 мин.


Цель: Организовать и настроить класс на работу, познакомить с планом урока.


Учитель:- 1Прочитайте стихотворение и определите тему сегодняшнего урока. Слайд 1-2..


- 2. Запишите тему урока « Виды населенных пунктов. Урбанизация.» Слайд 3.


- 3. Определите цель урока.( ответы учащихся:

формирование знаний о видах населенных пунктов, о различии городов и сел; познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами ,с этапами развития урбанизации; выяснить влияние урбанизации на человека ,последствия и возможные пути решения.


Учитель:- Сегодня на уроке будем работать в группах. У вас на столах лежат « Правила работы в группах» , прочитайте их.

-Эксперты (оценочная группа). ( в группе 2 девочки)

2. Проверка ранее изученного материала


Письменный опрос по вариантам - 8 мин.

1 вариант

1. Как размещается население по территории земного шара? Какие факторы влияют на размещение и плотность населения?

2. Что понимают под:

а) эмиграцией

б) иммиграцией


3. Назовите 3 страны Земли с самой высокой плотностью населения.

4. Какие виды внутренних миграций Вам известны?

5.Количество этносов в мире? Самый крупный этнос (народ) в мире?

6.Назовите виды религий.

2 вариант

1.Что понимают под миграцией? Какие виды миграций Вам известны? Назовите главные причины миграций.

2. Перечислите главные районы наибольшей концентрации населения.

3. Назовите 3 страны Земли с самой низкой плотностью населения.

4. Какие виды внешних миграций Вам известны.

5.Сколько языковых групп и языковых семей в мире? Самая крупная языковая группа.

6.На какие течения делится христианство и ислам?


Учащиеся оценивают работы друг друга, используя для проверки "ключ" и критерии оценки.


Ключ для проверки

I.вариант

1..Неравномерно

.факторы:

а) природные
б) исторические
в) демографические
г) социально-экономические

2.

а) выезд людей из страны
б) въезд в страну на постоянное жительство

3. Любые три из перечисленных :Бельгия, Великобритания, Бангладеш, Индонезия, Германия, Япония, Корея, Нидерланды.

4.

1. Из села в город
2. Из малых городов в большие
3. Освоение новых земель
4. Отток из "горячих точек"

5. Количество этносов :примерно 3-4 тыс. Самый крупный этнос в мире –китайцы.

6. Мировые, этнические. Традиционные.

I1 вариант

1.а) перемещение населения
б) внешняя и внутренняя
в) причины:

1. Экономические
2. Политические
3. Национальные
4. Религиозные
5. Экологические

2. : Западная Европа ,Индо-Гангская низменность ,Южная Индия, Восточный Китай ,.Японские о-ва, о.Ява, долина Нила, нижнее течение р.Нигер, северо-восток США, Бразилия, Приантлантическое побережье Аргентины..

3. Любые три из перечисленных:

(Монголия, Ливия, Намибия, Австралия, Канада,Суринам)

4.

1. Трудовые миграции
2. Утечка мозгов
3. Беженцы

5. 45 языковых групп, 20 языковых семей. Самая крупная языковая группа- индоевропейская.

6.Христианство- католическое, протестантское и православное течение.

Ислам – суннитское, шиитское течение.


Критерии оценки

"5" - не допустили ошибок.
"4" - 2-3 ошибки.
"3" - 4-5 ошибок.
"2" - за 6 и более ошибок.

Работы сдаются учителю:


3 Изучение нового материала 

Учащиеся по группам получают инструкционную карту (карточки с заданиями).

Учитель: - Каждая группа самостоятельно работает по теме, делая нужные записи в тетради ( основные понятия (термины), причины, особенности городского расселения).


Инструкционная карта №1
Виды расселения. Слайд 4, 5,6.


1.Что называется расселением? Перечислите факторы ,влияющие на размещение населения.

2. Различие в определение понятий город и село.

3. Какие населенные пункты называются городом?

4. Какие населенные пункты называются сельскими ?

5. Лидирующие страны по численности сельского населения в мире.

Заполните таблицу. ( в таблице показать общую численность населения этих стран, численность сельского населения и высчитать численность городского населения, используя данные таблицы 3 на стр.300 и текст на стр.116).

6. Кочевой вид заселения.


Инструкционная карта № 2

Территориальные различия урбанизации. Слайд 7, 8.


1. Что называет урбанизацией?

2.Заполните таблицу: «Сравнительные и абсолютные показатели урбанизации»

3. Каков уровень и масштаб урбанизации в начале 21века?

4.Раскройте различия в уровнях и масштабах урбанизации отдельных регионов.

Инструкционная карта № 3

Этапы развития урбанизации. (схема 24) Слайд 9,10,11,12.13,14.15.


1. Формирующаяся урбанизация. Ее виды и удельный вес городского населения.

2. Развитая урбанизация. (городская агломерация, мегалополисы)

3.Зрелая урбанизация. Виды и удельный вес горожан.

4. Ложная урбанизация.( трущобы)


Инструкционная карта № 4

Города и окружающая среда. Слайд 16,17,18.


1.Как влияет рост количества городов на окружающую среду?


2. Предложите решение экологических проблем.

_

Выступление групп по своей теме.


4. Самостоятельная работа.

Задание : Используя схему 23, подсчитайте численность сельского населения и его удельный вес (%) в общей численности населения.

Заполните таблицу.


5. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5 мин)

1. Проверочный тест (контрольный лист):

1. Закончите определение: "Урбанизация - это ..." (выбрать верную строку):

а) форма размещения населения;

б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.

2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?

а) численность населения (людность);

б) функции поселений,

в) возраст жителей.

3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:

а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;

б) в настоящее время в городах проживает более 50% населения планеты;

в) в городских поселениях мира сосредоточено более 90%, населения мира.

4. Максимальная доля городского населения характерна для:

а) развивающихся стран;

б) развитых стран.

5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация - это ..." (выбрать верную строку):

а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;

б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;

в) урбанизация в нефтедобывающих странах.

6. Темпы роста городского населения самые высокие в:

а) Зарубежной Азии;

б) Зарубежной Европе.

7. Критерии выделения города:

а) 200 тыс. чел.; в) 10 тыс. чел.;

б) 20 тыс. чел.; г) нет единого критерия ( учащиеся оценивают себя)


Критерии оценки

"5" - 7 баллов.
"4" - 6-5 баллов.
"3" - 4 балла.
"2" - 3 и менее баллов.

Ответы: 1: 2. а,б : 3. б : 4. б: 5. б : 6. а: 7. г

2. «Мозговой штурм» -Города – это добро или зло

Каждая группа получает конверт с карточками , где написаны положительные и отрицательные стороны городов.

6. Оценивание учащихся. Выступление экспертов ( оценочной группы).

7. Домашнее задание: Обязательное для всех.

1 Параграф 24, учить.2. Выполнить задание на стр. 119, № 4

По выбору:

1.Подготовить реферат или презентацию на тему: « Влияние роста городов на окружающую среду»

- 8 Рефлексия

Цель: Оценить свою работу на уроке.

Задание: Выберите тот ответ, что наиболее объективно отражает вашу работу на уровне (поставьте галочку).

1. Урок понравился, я был максимально активен, все усвоил.

2. Урок понравился, я старался выполнить все задания.

3. Некоторые задания были сложны для меня.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему "Виды населенных пунктов и урбанизация"

Автор: Бурбаева Дамиля Рамазановна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок в 9 классе по теме"Виды населенных пунктов. Городское население. Урбанизация" "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-v-9-klassie-po-tiemie-vidy-nasieliennykh-punktov-gorodskoie-nasielieniie-urbanizatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "127467"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415304074"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Практическая работа №2 «Определение по карте закономерностей в размещении населения, естественного прироста населения, уровней урбанизации» "
    ["seo_title"] => string(161) "praktichieskaia-rabota-2-opriedielieniie-po-kartie-zakonomiernostiei-v-razmieshchienii-nasielieniia-iestiestviennogho-prirosta-nasielieniia-urovniei-urbanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "125746"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415039400"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Расселение и урбанизация "
    ["seo_title"] => string(29) "rassielieniie-i-urbanizatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "123890"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414595001"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока географии 10 класс Сельское население. Население и окружающая среда. "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-10-klass-siel-skoie-nasielieniie-nasielieniie-i-okruzhaiushchaia-srieda"
    ["file_id"] => string(6) "168485"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423239493"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока "Индустриализация в Казахстане" история Казахстана 9 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-industrializatsiia-v-kazakhstanie-istoriia-kazakhstana-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112077"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408272033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства