Урок в 9 классе по теме"Виды населенных пунктов. Городское население. Урбанизация"
Урок в 9 классе по теме"Виды населенных пунктов. Городское население. Урбанизация"
План – конспект данного урока изучается в разделе «Население Казахстана». В уроке прослеживаются разнообразные формы работы (групповая, индивидуальная, применяются приемы технологии критического мышления - стратегия «Кластер», «Тонкие и Толстые вопросы», самостоятельная работа).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Организационный момент . Психологический настрой на урок.
Проверка домашнего задания:
Как определяется национальный состав населения?
Что вы знаете о казахской диаспоре?
Что такое дискриминация и депортация?
Изучение нового материала:
Расселение населения – размещение людей на территории, обусловленное расположением сети населённых пунктов. Населённый пункт – населённое место, первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка. Обязательный признак населённого пункта – постоянство использования его как места обитания из года в год ( хотя бы сезонно).
Как правило, на территории государства один из населённых пунктов имеет статус столицы. Населённые пункты –это поселения с числом жителей 50 и более человек. Населённые пункты классифицируются по видам : города и сельские населённые пункты. Каждый из населённых пунктов характеризуется величиной.
Мотивация на изучение нового материала:
Постановка целей и задач урока самими учащимися:
Однажды один учитель был в большом городе и когда вернулся, сказал: Я переполнен радостью. Это было так интересно, возвышенно.
Тогда его ученик подумал: «Там было так замечательно! Я должен пойти и посмотреть». Он пошел через город, вернулся и сказал: Ужасно! Как ужасен мир! Все куда- то бегут, ничего не замечая. Вот что я видел. Я не чувствовал ничего, кроме подавленности, как будто все мое существо разрывается на части.
Да – сказал учитель: - Ты прав.
Но объясни мне, - сказал ученик, почему ты так восторгался после того, как вернулся, а я разрываюсь на части? Я не могу вынести этого, это ужасно.
Учитель сказал: «Ты шел не в том ритме, в котором шел через город я».
Исторически сложилось так, что бурная стремительная жизнь города резко отличается от спокойной размеренной жизни сельских поселений и сегодня на уроке ребята мы рассмотрим городское население нашего государства.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Древний Казахстан издревле был страной кочевых народов. Первая информация о городах на территории Казахстана относится к VI веку. Первые города находились в долине реки Сырдарьи и в Семиречье. В настоящее время археологами найдены останки городов VI—IX веков на юге страны и в юго-западном Семиречье. Территорию Казахстана населяли кочевники, у которых были весьма сложные отношения с горожанами. Города были для кочевников центрами торговли, но нередко объектом нападения. Из современных городов, своей древностью могут похвастаться лишь Туркестан, Тараз и Чимкент. Древний Сайрам, во многом сохранивший свой средневековый облик и преемственность населения, в настоящее время официально является селом.
В XVII веке на территории Казахстана появились первые русские города — Яицкий городок, Гурьев. Постепенно с российской колонизацией с севера на юг, русскими казаками были основаны города, большая часть которых существует и сейчас. Большинство современных городов появились в XX веке главным образом в связи с разработкой месторождений полезных ископаемых.
В середине 20-го века рядом с крупными городами возникли города науки – «наукограды» (Курчатов. Приозёрск. Степногорск), города-курорты (Сарыагаш, Щучинск. Каркаралинск). Появились города – центры военной промышленности, так называемые закрытые города (города призраки) (Приозёрск)
Работа групп. Вопросы к классу:
Назовите причины роста числа городов. (К росту числа городов привело строительство железных дорог. Города, через которые проходила железная дорога, получили преимущество своего развития).
В дореволюционном Казахстане не было ни одного города с населением свыше 100 000 человек. То сегодня число таких городов превышает 20. Что привело к росту городов в последующем? Почему изменилась численность городов? (к росту городов привели: принятие оседлости коренного населения, процесс индустриализации 30-х годов 20-го века). К 90-м годам доля городского населения составляла 60%. Однако сейчас по статистическим данным на 2005 год доля городского населения составляет 57%. Как вы думаете.почему снизилось количество городского населения республики? (в малых городах останавливались частично и полностью прекращали работу градостроительные предприятия, население столкнулось с безработицей).
Однако несмотря ни на что в Казахстане существуют современные города – миллионники. Посмотрите на карте , назовите их и покажите (Алматы). Один из крупнейших городов Казахстана – Караганда.
Какой населённый пункт считается городом? (городом считается населённый пункт с населением более 12 000 человек, которые работают не в сельском хозяйстве.)Всего в Казахстане 86 городов.
Города различают по функциям и по численности населения:
Вычерчивание кластера:
По численности населения:
Малые до 20 000 жителей
Средние до 50 000 жителей
Крупные – до 100 000
Большие – до 250 000
Крупнейшие города – до 500 000 жителей.
Города-миллионеры
В Казахстане находятся 30 городов, с населением, насчитывающим 50 тысяч и более жителей. Самым крупным городом Казахстана является Алма-Ата, где проживает 1400 тыс. человек (в агломерации около 2100 тыс. человек)
В Астане – 785 559 человек
Города с численностью от 600 тыс. жителей: Караганда, Шымкент, Актау.
Города с численностью от 400 тыс. жителей: Тараз, Усть-Каменогорск, Павлодар, Семипалатинск, Актюбинск.
Города с численностью от 200 тыс. жителей: Костанай, Петропавловск, Уральск, Темиртау, Атырау, Кызылорда.
Города с численностью от 100 тыс. жителей: Туркестан, Экибастуз, Кокшетау, Рудный, Жезказган, Талдыкорган.
Остальные города имеют численность населения менее 100 тыс. человек: Риддер, Байконур, Балхаш, Сатпаев, Кентау, Степногорск, Жанаозен, Шахтинск.
Города – многофункциональные центры, т.к они выполняют множество функций: административные, промышленные центры, культурные, научные, транспортные.
Работа с терминологией:
Запись в тетрадь:
Урбанизация – увеличение доли городского населения
Мегаполис – наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций.
Городская агломерация – это группы близкорасположенных городов, объединённых тесными связями:
1) трудовыми (из одного города в другой на работу)
2) культурно-бытовые (поездки на выставки, в театры…)
3) производственные (поставки сырья, материалов…)
4) инфраструктурными – совместное использование коммуникаций. Сетей (тепло-. Энерго-…)
Самостоятельная работа, уметь объяснить:
- Где в Казахстане наибольшая доля городского населения, т.е. где выше уровень урбанизации? Почему? (Кызылординская, Актюбинская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, Костанайская, Алматы, Астана)
Работа с классом:
- Как вы понимаете понятие «посёлок городского типа»? (населённые пункты с числом жителей более 3 000, из которых 85% не занято в сельском хозяйстве.)
- Какие населённые пункты считаются сельскими? (населённые пункты с населением менее 12 000 человек.)
Закрепление: Прием «Тонкие, толстые вопросы»
Назовите факторы, влияющие на формирование городов.
Что такое урбанизация?
Как классифицируются казахстанские города?
Какое влияние оказывают городские населённые пункты на окружающую среду?