kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 9 классе по теме"Виды населенных пунктов. Городское население. Урбанизация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект данного урока изучается в разделе «Население Казахстана». В уроке прослеживаются разнообразные формы работы (групповая, индивидуальная, применяются приемы технологии критического мышления - стратегия «Кластер», «Тонкие и Толстые вопросы», самостоятельная работа).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе по теме"Виды населенных пунктов. Городское население. Урбанизация" »

Урок географии в 9 классе по теме:

«Виды населенных пунктов. Городское население. Урбанизация»

Цель: Формирование знаний об особенностях различных типов населенных пунктов.

Задачи:

1.Сформировать знания учащихся о типах населённых пунктов, дать их характеристики.

2.Рассказать о факторах формирования городов. Дать понятие урбанизация, показать крупные города страны.

3. Сформировать знания об агломерации. Рассказать о новых агломерациях Казахстана.

4.Сформировать знания об экологической обстановке около крупных городов.

5.Показать значение городов в материальной и духовной жизни народа.

6.Продолжить обучение приёмам работы с графиками, диаграммами, по схемам, картам.

7.Научить делать выводы, работая с картами, учебником, статистическими данными.

Оборудование: раздаточный материал, атласы, дополнительная литература, Карта Казахстана

Ход урока:

Организационный момент . Психологический настрой на урок.

Проверка домашнего задания:

Как определяется национальный состав населения?

Что вы знаете о казахской диаспоре?

Что такое дискриминация и депортация?

Изучение нового материала:

Расселение населения – размещение людей на территории, обусловленное расположением сети населённых пунктов. Населённый пункт – населённое место, первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка. Обязательный признак населённого пункта – постоянство использования его как места обитания из года в год ( хотя бы сезонно).

Как правило, на территории государства один из населённых пунктов имеет статус столицы. Населённые пункты –это поселения с числом жителей 50 и более человек. Населённые пункты классифицируются по видам : города и сельские населённые пункты. Каждый из населённых пунктов характеризуется величиной.

Мотивация на изучение нового материала:

Постановка целей и задач урока самими учащимися:

Однажды один учитель был в большом городе и когда вернулся, сказал: Я переполнен радостью. Это было так интересно, возвышенно.

Тогда его ученик подумал: «Там было так замечательно! Я должен пойти и посмотреть». Он пошел через город, вернулся и сказал: Ужасно! Как ужасен мир! Все куда- то бегут, ничего не замечая. Вот что я видел. Я не чувствовал ничего, кроме подавленности, как будто все мое существо разрывается на части.

Да – сказал учитель: - Ты прав.

Но объясни мне, - сказал ученик, почему ты так восторгался после того, как вернулся, а я разрываюсь на части? Я не могу вынести этого, это ужасно.

Учитель сказал: «Ты шел не в том ритме, в котором шел через город я».

Исторически сложилось так, что бурная стремительная жизнь города резко отличается от спокойной размеренной жизни сельских поселений и сегодня на уроке ребята мы рассмотрим городское население нашего государства.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Древний Казахстан издревле был страной кочевых народов. Первая информация о городах на территории Казахстана относится к VI веку. Первые города находились в долине реки Сырдарьи и в Семиречье. В настоящее время археологами найдены останки городов VI—IX веков на юге страны и в юго-западном Семиречье. Территорию Казахстана населяли кочевники, у которых были весьма сложные отношения с горожанами. Города были для кочевников центрами торговли, но нередко объектом нападения. Из современных городов, своей древностью могут похвастаться лишь Туркестан, Тараз и Чимкент. Древний Сайрам, во многом сохранивший свой средневековый облик и преемственность населения, в настоящее время официально является селом.

В XVII веке на территории Казахстана появились первые русские города — Яицкий городок, Гурьев. Постепенно с российской колонизацией с севера на юг, русскими казаками были основаны города, большая часть которых существует и сейчас. Большинство современных городов появились в XX веке главным образом в связи с разработкой месторождений полезных ископаемых.

В середине 20-го века рядом с крупными городами возникли города науки – «наукограды» (Курчатов. Приозёрск. Степногорск), города-курорты (Сарыагаш, Щучинск. Каркаралинск). Появились города – центры военной промышленности, так называемые закрытые города (города призраки) (Приозёрск)

Работа групп. Вопросы к классу:

Назовите причины роста числа городов. (К росту числа городов привело строительство железных дорог. Города, через которые проходила железная дорога, получили преимущество своего развития).

В дореволюционном Казахстане не было ни одного города с населением свыше 100 000 человек. То сегодня число таких городов превышает 20. Что привело к росту городов в последующем? Почему изменилась численность городов? (к росту городов привели: принятие оседлости коренного населения, процесс индустриализации 30-х годов 20-го века). К 90-м годам доля городского населения составляла 60%. Однако сейчас по статистическим данным на 2005 год доля городского населения составляет 57%. Как вы думаете.почему снизилось количество городского населения республики? (в малых городах останавливались частично и полностью прекращали работу градостроительные предприятия, население столкнулось с безработицей).

Однако несмотря ни на что в Казахстане существуют современные города – миллионники. Посмотрите на карте , назовите их и покажите (Алматы). Один из крупнейших городов Казахстана – Караганда.

Какой населённый пункт считается городом? (городом считается населённый пункт с населением более 12 000 человек, которые работают не в сельском хозяйстве.)Всего в Казахстане 86 городов.



Города различают по функциям и по численности населения:

Вычерчивание кластера:

По численности населения:

Малые до 20 000 жителей

Средние до 50 000 жителей

Крупные – до 100 000

Большие – до 250 000

Крупнейшие города – до 500 000 жителей.

Города-миллионеры

В Казахстане находятся 30 городов, с населением, насчитывающим 50 тысяч и более жителей. Самым крупным городом Казахстана является Алма-Ата, где проживает 1400 тыс. человек (в агломерации около 2100 тыс. человек)

В Астане – 785 559 человек

Города с численностью от 600 тыс. жителей: Караганда, Шымкент, Актау.

Города с численностью от 400 тыс. жителей: Тараз, Усть-Каменогорск, Павлодар, Семипалатинск, Актюбинск.

Города с численностью от 200 тыс. жителей: Костанай, Петропавловск, Уральск, Темиртау, Атырау, Кызылорда.

Города с численностью от 100 тыс. жителей: Туркестан, Экибастуз, Кокшетау, Рудный, Жезказган, Талдыкорган.

Остальные города имеют численность населения менее 100 тыс. человек: Риддер, Байконур, Балхаш, Сатпаев, Кентау, Степногорск, Жанаозен, Шахтинск.

По функциям:

Центральные места Отраслевые центры

Столица (Астана)

1. Промышленные центры (Экибастуз, Лисаковск, Аркалык)

Центры областей (Костанай.Атырау…)

Транспортные центры: 8 городов: Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Аягоз, Чарск, Шу, Арыс, Казалинск.

Неофициальные столицы (Алматы)

Наукограды (Курчатов, Приозёрск, Степногорск.)

Районные центры

Туристические центры

Города-курорты (Сарыагаш, Щучинск, Каркаралинск.)

Города – многофункциональные центры, т.к они выполняют множество функций: административные, промышленные центры, культурные, научные, транспортные.

Работа с терминологией:

Запись в тетрадь:

Урбанизация – увеличение доли городского населения

Мегаполис – наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций.

Городская агломерация – это группы близкорасположенных городов, объединённых тесными связями:

1) трудовыми (из одного города в другой на работу)

2) культурно-бытовые (поездки на выставки, в театры…)

3) производственные (поставки сырья, материалов…)

4) инфраструктурными – совместное использование коммуникаций. Сетей (тепло-. Энерго-…)

Самостоятельная работа, уметь объяснить:

- Где в Казахстане наибольшая доля городского населения, т.е. где выше уровень урбанизации? Почему? (Кызылординская, Актюбинская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, Костанайская, Алматы, Астана)

Работа с классом:

- Как вы понимаете понятие «посёлок городского типа»? (населённые пункты с числом жителей более 3 000, из которых 85% не занято в сельском хозяйстве.)

- Какие населённые пункты считаются сельскими? (населённые пункты с населением менее 12 000 человек.)

Закрепление: Прием «Тонкие, толстые вопросы»

Назовите факторы, влияющие на формирование городов.

Что такое урбанизация?

Как классифицируются казахстанские города?

Какое влияние оказывают городские населённые пункты на окружающую среду?

Домашнее задание.

Рефлексия урока. Оценивание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 9 классе по теме"Виды населенных пунктов. Городское население. Урбанизация"

Автор: Степанова Наталья Николаевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127467


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства