1. Часть реки (родник, ручей, исток, приток, устье, дельта, долина, русло, речная система, бассейн, водораздел, левый и правый берег, пойма, верхнее, среднее и нижнее течение)
2. Влияние рельефа Земли на направление и характер течения реки (ущелье)
3. Пороги и водопады (Анхель, Виктория, Ниагарский, Игуасу)
4. Питание и режим рек (половодье, паводок, межень, режим реки; Амазонка, Конго)
5. Значение рек в хозяйственной деятельности человека (Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Хуанхэ, Янцзы, Урал, Волга, Сырдарья, Иртыш, Тобол, Ишим, Или, Амударья; электростанции, судоходство, орошение, каналы)
III.Всесторонняя проверка знаний, подготовка к ВОУД и ЕНТ.
1. Все направления будут показывать на север на (южном полюсе)
2.Антарктида – это (материк)
3. Как мы называем широту и долготу земной поверхности? (географическими координатами)
4.Интерактивное задание: Отметить литосферные плиты.
5. Земная кора имеет наибольшую толщину (в Гималаях)
6. Все направления будут южными на (Северном полюсе)
7. В результате метаморфизма образовался (кварцит)
8. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)
9. Интерактивное задание: Подписать все материки.
10. Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства (горизонт)
11. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)
12. Граница тропосферы над экватором располагается на высоте… км (18)
13. Больше всего воздуха в (тропосфере)
14. Климат любой местности зависит, прежде всего, от (географической широты)
15. Интерактивное задание: Планеты входящие в Солнечную систему?
16. Если северный конец магнитной стрелки уклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение считается (восточным)
17. Какой океан самый маленький по площади? (Северный Ледовитый)
18. Параллели и меридианы на глобусе и картах называют (градусной сеткой)
19. К опасным атмосферным явлениям относятся (засуха, суховей, ураган, туман, заморозки, гололёд)
Грунтовые и межпластовые воды (рис. на стр. 134, артезианские воды)
Минеральные и теплые подземные воды (арасаны)
Действие подземных вод (оползни, оползень в 1999 г. в ущелье Малая Алматинка, пещеры, сталактиты и сталагмиты, Мамонтова пещера – 530 км)
Охрана подземных вод (это 2/3 используемой в мире воды)
11 .Ледники. Снеговая линия (термический градиент - через каждые 100 м температура воздуха понижается на 0,5°С; снеговая линия у экватора на высоте 4500 – 5000 м, в тропиках 5000 – 6000 м, а в умеренных широтах 2500 – 4000 м)
12. Горные ледники и покровные ледники (11 % суши занимают ледники, из низ 98 % покровные; айсберги; ледник Корженевского – 12 км)
13.Значение ледников (запасы пресной воды, начало рек, круговорот воды)
VI.Усвоение новой темы.
1. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)
2. Если солёность воды 18 %, то сколько разного вещества можно получить из 1л воды Чёрного моря? (18 г)
3. Озёрные котловины Иссык-Куля и Байкала имеют происхождение (тектоническое)
4. Самое длинное озеро в мире (Танганьика)
5. В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)
6. Как называются плавающие в воде огромные глыбы льда, оторвавшиеся от покровных ледников? (айсберги)
7. Как называется условная линия, определяющая высоту накопленного в течение года снега, выпавшего в горах? (снеговая линия)
VII.Домашнее задание. § 44, 45, 46 на контурной карте обозначить реки и озера
VIII.Итог урока.Комментирование оценок.
Вывод: Озера имеют огромное значение в жизни людей. Издревле люди селились в долинах рек и на берегах озер, так без воды невозможно существование
Ледники занимают особое место в мировом круговороте воды. Накопление большого количества воды в виде ледников имеет огромное значение. В странах СНГ 80% пресной воды получают благодаря подземным водам.