Обучающие задачи: Обеспечить усвоение знаний о равнинах, сформировать у учащихся понятия «равнина», «низменность», «возвышенность», «плоскогорье», сформировать знания о способах образования равнин, дать знания об изменении равнин под действием внешних сил
Развивающие задачи: продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи; формирование умения работы с физической и контурной картами.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувства любви к Родине,формировать экологическую культуру
Оборудование: Картины с изображением равнин, физическая карта, карта полушарий, атлас.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по географии "Равнины" (6 класс)»
Тема урока: Равнины суши
Обучающие задачи: Обеспечить усвоение знаний о равнинах, сформировать у учащихся понятия «равнина», «низменность», «возвышенность», «плоскогорье», сформировать знания о способах образования равнин, дать знания об изменении равнин под действием внешних сил
Развивающие задачи: продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи; формирование умения работы с физической и контурной картами.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувства любви к Родине ,формировать экологическую культуру
Оборудование: Картины с изображением равнин, физическая карта, карта полушарий, атлас.
Ход урока
На этом уроке мы продолжаем изучение основных форм рельефа суши. Сегодня мы приступаем к изучению равнин суши. Композиторы, прозаики, поэты и живописцы в своих произведениях по-своему подходят к описанию равнин, показывая их величия, красоту, неповторимость. Сейчас мы послушаем небольшой отрывок из повести А. С. Пушкина «Метель». Вы должны понять, как в этом произведении раскрывается признак равнины. О чем говорят эти строки? Композитор Свиридов написал к этой повести музыку. Послушайте фрагмент. Постарайтесь уловить, какие образы у вас возникли, поделитесь своими впечатлениями. А вот как описывает равнину русский поэт Бальмонт в одном из своих произведений, которое он так и назвал «Равнина»
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Затенив мировое пространство
Монотонной печалью земли…
Ребята, у нас свой подход к изучению равнины на уроке мы должны расширить знания о них, выяснить, какие они бывают по характеру поверхности, по высоте, как могут образовываться, происходят ли изменения поверхности равнин в настоящее время; если происходят, то под влиянием каких процессов. Чтобы продолжить разговор о равнинах мы должны выяснить, что это такое. Может, прослушав, все эти произведения кто-то попробует дать определение равнин?
равнина – это ровный участок земли, ниже гор.
А теперь давайте попробуем сравнить равнину с горами. Посмотрите на картину. Назовите главное отличие гор от равнин (ниже гор). Теперь мы можем дополнить определение?
А теперь давайте сравним с определением в учебнике.
Какую ошибку вы допустили? (мы думали, что равнины совершенно плоские, без перепадов высот)
Давайте обратимся к рисункам 37 и 38 в учебнике здесь показаны равнины, но они не похожи друг на друга.
Чем они отличаются? (Они отличаются рельефом)
Составление схемы
Ребята, скажите, а глядя на карту можете определить, где плоская, а где волнистая равнина? (Да)
Как? Можете привести пример.
Вы можете назвать пример волнистой и плоской равнины (плоская - Западно – Сибирская, волнистая – Восточно-Европейская)
А теперь давайте отправимся в маленькое воображаемое путешествие
1 вариант по плоской равнине
2 вариант по волнистой равнине (Работа с картой)
Задание
1 вариант.
Совершите путешествие по Западно-Сибирской равнине и ответе на вопросы.
На каком материке находится?
Какие горы окаймляют равнину с запада?
Какими морями омывается?
Какие реки протекают?
В каком направлении понижается?
Есть ли на равнине болота
Какие города расположены на равнине?
2 вариант. Совершите путешествие по Восточно-Европейской равнине и ответе на вопросы.
К равнинам мы относим Смоленско –Московскую возвышенность, Западно-Сибирскую низменность, Среднесибирское плоскогорье. (находим на карте)
Ребята, а почему так по-разному названы равнины-низменность, плоскогорье, возвышенность. (Они имеют разную высоту)
Как вы это определили? (по цвету)
Какая равнина самая высокая?
Из каких 2 слов состоит это слово?
Какую преобладающую высоту имеет плоскогорье?
Каким цветом показаны на карте плоскогорье?
Давайте, найдем плоскогорье на карте.
(Путешествие по плоскогорьем)
Как называются низкие равнины?
Каким цветом показаны?
Какую высоту они имеют? (приведите пример)
Самой большой равниной на земле является Амазонская низменность. На каком материке она расположена? Давайте найдем её на карте.
Рассказ об Амазонской низменности.
Какую высоту имеют возвышенные равнины?
Каким цветом показаны?
А теперь кто-нибудь сможет показать примеры равнин на карте.
Ребята, а на какой равнине расположен город Брянск?
К какому типу относится равнина по высоте, по рельефу?
Итак, мы выяснили, что такое равнины, какие они бывают.
Давайте повторим, что мы о них узнали.
Теперь мы должны выяснить, как они образуются?
Может у вас есть мнение на этот счет?
Посмотрите на рисунок – схему
Типы равнин по образованию
Наносные
Первичные (созданы наносами рек)
(образуются при подъем
морского дна) Остаточные
(на месте разрушения гор)
Какие реки образовали эту равнину? (Инд и Ганг). На уроках истории вы познакомились с равниной, которая тоже создана наносами рек.
Кто помнит как она называется? (подсказка: одна из рек называется как хищный зверь). (Месопотамская низменность – Тигр и Ефрат)
Познакомимся еще с одним способом образования равнин. В некоторых районах земного шара много миллионов лет назад в земной коре произошли разломы, шла активная вулканическая деятельность. Через трещины в земной коре изливались лавовые потоки, которые заполнили неровности рельефа и превратили отдельные участки местности в равнину. Это так называемые плато. Примером может служить среднесибирское плоскогорье. Итак, давайте сделаем вывод. По происхождению равнины бывают. Какие?