Предмет: Физическая география Казахстана
Класс:8
Место урока: Тема « Природно-территориальное районирование».
Урок Технологическая карта
Тема: «Восточно-Европейская равнина»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Время: 45 минут.
Цель: Способствовать формированию представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины.
Задачи:
- Определить физико-географическое положение Восточно- Европейской равнины, выделить ее природные границы, изучить особенности природы равнины и выявить причинно- следственные связи природных явлений;
- Продолжить формирование навыков определения ФГП, умения работать с тематическими картами атласа, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умение обобщать и делать выводы;
- Формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы.
Оборудование:
- физическая и тектоническая карты Казахстана, физическая карта Восточно-Европейской (Русской) равнины;
- атласы, учебники, контурные карты;
- типовой план изучения природного региона;
- флипчар
- маркеры
- стикеры
Ход урока:
Стадия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Стадия “Вызов”:
1. Разминка
(активизация интереса)
Учитель: На этой равнине веками развивались культура и хозяйство многих народов. Именно отсюда отправились в далекие края на восток и север русские землепроходцы. На ней расположены самые древние и славные города, проходили исторические битвы с монголо-татарами, тевтонскими рыцарями, армией Наполеона, немецко-фашистскими захватчиками. Прекрасная, разнообразная природа способствовала рождению великого народа, который смог воспроизвести ее в своих творениях, и дала ему силы создать и возродить различные народные ремесла, а затем и разнообразные виды деятельности современной цивилизации. О какой равнине идет речь? Давайте соберем данные в нашу «Корзинку» об этой равнине.
Прием «Корзина» идей, понятий.
Это прием организации индивидуальной работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
Учащиеся слушают, записывают свои идеи, предлагают информацию виде стикеров с ответами в «Корзинку».
II. Стадия «Осмысление».
Учитель: На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения познакомиться с Восточно- Европейской равниной.
Но сначала посмотрите на спинки своих стульев, там наклеены стикеры разных цветов, давайте организуем группы.
Учитель: Какой план описания равнин вы можете предложить?
Учитель: Данный план основан на принципе взаимосвязи компонентов природы и позволяет сохранить логику географического исследования.
Задание группам:
1.Где находится Русская равнина на территории Казахстана. Как она выделяется на физической карте? Каковы ее естественные рубежи?
2.Найдите в учебнике и запишите площадь Русской равнины на территории Казахстана.
3.Сделать вывод о географическом положении равнины.
Прием «ДЖИГСО»
Учитель: Обсудите
Географическое положение Русской равнины. С какими природными объектами граничит?
Учитель: Выделите части Восточно-Европейской равнины. Нанесите их на карту. Подпишите. (работа с флипчартом, презентациями по выбору)
Деление на группы
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК
- Географическое положение.
- Геологическое строение и рельеф.
- Климат.
- Внутренние воды.
Работа с картой.
Учащиеся с каждой группы рассказывают о проделанной работе в другой группе.
Учащиеся озвучивают полученные выводы:
- По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в Казахстане;
- Находится на западе Казахстана, на севере граничит с Общим Сыртом, затем граница совпадает с государственными границами России, на юге граничит с горами Мангыстау, на востоке расположены горы Мугоджары;
Защиты, представление флипчартов, презентаций
Работа с текстом на нахождение новых, интересных фактов.
Выполнение заданий, ответы учащихся
III. Cтадия “Рефлексия”
Д.З. Разработайте маршрут путешествие по Восточно-Европейской равнине.
Рефлексия «Дерево успеха».
Если чувствую себя уверенно, то закрашивают человечка красным цвета, если сомневаюсь, то желтым, если нуждаюсь в помощи, то зелёным по изученной теме и уровень усвоения пройденного материала.