II. Изучение нового материала. 1.Определить понятие отрасли. -Химическая промышленность занимается добычею химического сырья, выпуском продукции основной химии (удобрение, кислоты, щелочь) и химии органического синтеза (Слайд 2). 2. Определить значение химии в народном хозяйстве. -Химическая промышленность одна из ведущих отраслей тяжелой промышленности, развитие которой укрепляет экономическую и оборонную мощь страны, удовлетворяет потребности населения во многих изделиях применяемых в быту. От развития химии во многом зависит развитие всех отраслей экономики, химия обеспечивает промышленность и строительство новыми эффективными материалами, снабжает сельское хозяйство минеральными удобрениями и средствами защиты растений, способствует его интенсификации. В эпоху НТР благодаря своим особенностям развития она является одним из главных двигателем научно-технического прогресса (Слайд 8). Особенности развития химии: 1)Имеет неограниченную сырьевую базу (Слайд 4,5). Назовите из изученных отраслей, где химия может брать для себя сырье. -Кроме этого, химия использует, как сырье бытовые отходы (Слайд 6). А так же, химическое сырье, которое встречается в природе. 2)Выпускает продукты по качеству превосходящие натуральные. Подумайте, какие химические продукты могут заменить по качеству натуральные. 3)Продукция химии является одной из самых вредных для окружающей среды (Слайд 7). Попытайтесь определить какие химические продукты могут быть вредны для окружающей среды. (Учитель раздает карточки с изображением различных химических продуктов, как полезных, так и представляющих вред окружающей среде) -«Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота»,- Д.И.Менделеев. -Серную кислоту называют «хлебом» химической промышленности, как вы думаете, почему? 3.Состав химической промышленности. -При изучении химии Вы знакомились с различными ее продуктами, в чем разница между соляной кислотой и пластмассой. -Говоря об обширной сырьевой базе химии мы говорили о том, что она извлекает сырье из природы. Назовите полезные ископаемые, использующиеся для производства химических продуктов, и покажите на карте их месторождение. -Таким образом, химическая промышленность включает в себя: горную химию, основную химию и химию органического синтеза, которая в свою очередь подразделяется на: химию полимеров, фармохимию и химию красителей. Основная химия производит кислоты, щелочи, основания, минеральные удобрения (Слайд 9,10,11,12,13). Химия органического синтеза производит пластмассы, искусственные волокна, лекарственные препараты, красители, аромотизаторы (Слайд 14,15,16,17,18) Организация учащихся для выполнения оздоровительной гимнастики. Проведем физминутку. Ваша задача внимательно меня слушать, я буду называть продукты химии, вредные и полезные. Вы должны, поднимать вверх руки, когда я называю вредные вещества и разводить руки в стороны, если я назову полезные продукты. III. Организация работы учащихся по закреплению знаний. -Представим, что Вы работаете в исследовательском институте биологами, химиками и экологами. Представитель каждой группы выбирает при помощи цветных карточек свою специализацию, где зеленая карточка-биологи, красная карточка - экологи, голубая карточка- химики. Задание биологам: Какое влияние оказывают азотные удобрения на растения? Задание химикам: Как получаются азотные удобрения? Задание экологам: В каком случае азотные удобрения могут быть вредны для окружающей среды и людей? Поэтическая минутка: С полей страны своей родной, прогнать сорняк мечтая, Трудился химик молодой, покоя, сна не зная. И после многих лет труда открыл он пестицид. Узнав о нем, вздохнули все, устав полоть поля, Не проявила радости лишь наша мать Земля. Весною ранней тракторист внес ядохимикат, Да так небрежно, что потом и сам он был не рад. Замолкли птицы, на лугах кузнечик не трещит, И в речке рыба не плеснет, все больше тихо спит. Мораль всей притчи такова: все делай ты с умом, Сжигая мусор, оглянись, не сжег ли ты свой дом! -Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Ребята, а как Вы понимаете, о чем идет речь? Вывод: химия – это не только благо, это и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды, и озоновые дыры, и повышенное содержание нитритов и нитратов в продуктах питания, и ряд других проблем. Виновны в этих бедах люди, использующие достижения химии во вред себе и нашему общему дому — планете Земля. Делают они это иногда не сознательно, часто просто от химической неграмотности. Теперь нам понятно, почему так важно современному человеку знать и правильно использовать достижения современной химии. IV. Рефлексивно-оценочный этап. Молодцы! Поработали мы с вами сегодня очень плодотворно и активно. Пожалуйста, подумайте, какие ассоциации возникают у вас при упоминании «химическая промышленность» и заполните кластер. Ребята, сегодня мы изучили особенности химической промышленности. Закрепили полученные знания, а так же выясняли отраслевой состав, значение и особенности развития химической промышленности. Давайте запомним слова пророка Иеремея: «Я ввел Вас в Землю плодоносную, чтобы Вы питались плодами и добром ее, а не оскверняли Землю мою». Спасибо за урок! Выставление оценок и домашнее задание. Домашнее задание: изучить §17, стр.108-118, творческое задание по желанию:1) составить кроссворд по теме «Химическая промышленность»; 2) написать рассказ-сочинение «Химия в моей жизни»; До следующей встречи! Успехов вам! | Ответы учащихся (Предположительно: это отрасль тяжелой промышленности. Она производит средства производства). Предлагают варианты. Записать в тетради. Ответ на вопрос учителя (Предполагаемые ответы: в топливной промышленности химия использует: нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, в металлургии использует отходы: доменный газ, суперфосфат для производства азотных удобрений и суперфосфата). Ответы учащихся (Предполагаемые ответы: резина-каучук, стекло-оргстекло, металл-пластмасса, шелк-искусственный шелк). Работают с раздаточным материалом. По определению полезных и вредных химических продуктов и делают вывод. Предполагаемый вывод: К вредным продуктам относятся -все кислоты, удобрения, щелочи. К полезным продуктам относятся - пластмасса, искусственный шелк, лекарства, Предполагаемый ответ: она применяется для получения многих химических продуктов. Предполагаемый ответ: соляная кислота относится к основной химии, а пластмасса относится к продуктам химии органического синтеза. Записывают в тетрадь. Предполагаемый ответ: фосфориты, аппатиты, калинная и поваренная соли, самородная сера. Демонстрируют месторождения на географической карте. Выполняют упражнения. Учащиеся определяются со специализацией. Учащиеся готовят ответы на поставленные вопросы и защищают их. Ответы учащихся. Заполняют кластер. |