kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Химическая промышленность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный аспект:

сформировать представление учащихся о химической промышленности, как наиболее современной отрасли тяжелой промышленности.

Развивающий аспект:

показать учащимся важность отрасли в хозяйстве, ее тесные связи с другими отраслями;

совершенствовать умения анализировать содержание отрасли, самостоятельно делать выводы. 

Воспитательный аспект:

продолжить формирование научного мировоззрения, положительного отношения к предмету, экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Химическая промышленность"»


Тема: Химическая промышленность


Цель урока: сформировать представления учащихся об основных закономерностях развития отрасли.


Задачи урока:

Образовательный аспект:

сформировать представление учащихся о химической промышленности, как наиболее современной отрасли тяжелой промышленности.

Развивающий аспект:

показать учащимся важность отрасли в хозяйстве, ее тесные связи с другими отраслями;

совершенствовать умения анализировать содержание отрасли, самостоятельно делать выводы.

Воспитательный аспект:

продолжить формирование научного мировоззрения, положительного отношения к предмету, экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду.


Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик получит возможность научиться:

  • формировать умение систематизировать информацию из различных географических и современных источников;

  • формировать умение работать с картой;

  • формировать умение применять полученные знания на практике;

Личностные: ученик

  • формирует представление о значимости химической промышленности для современного общества;

  • формирует способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • осмысливает эмоционально-ценностное отношение к значению химической промышленности своего региона, многообразию в ней предприятий и отраслей;

  • стремится к самообразованию.

Метапредметные: ученик

  • овладевает основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением;

  • развивает умение работать с учебной и внешкольной информацией;

  • развивает умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, проект);

  • развивает умение работать в коллективе.


УУД:

Регулятивные: ученик

  1. Определять цель, задачи, проблемы в учебной деятельности;

  2. Выдвигает версии;

  3. Планирует деятельность в учебной ситуации;

  4. Оценивает степень и способы достижения целей в учебной ситуации.

Познавательные: ученик

  1. Владеет смысловым чтением (вычитывает актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию);

  2. Выявляет причинно-следственные связи;

  3. Находит в источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы; Сравнивает анализирует, делает выводы;

  4. Строит высказывания

Коммуникативные: ученик

  1. Слушает и вступает в диалог, аргументирует его;

  2. Создает устные и письменные тексты;

  3. Планирует учебное сотрудничество в группах, в парах.

Личностные: ученик

  1. Обеспечивает ценностно-смысловую значимость достижений химической промышленности;

  2. Оценивает свои/чужие поступки;

  3. Оценивает значение химической промышленности для общества и окружающей среды.


Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний.


Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Использование педагогических технологий:

  • технология проблемного обучения;

  • технология критического мышления;

  • технология объяснительно-иллюстративного обучения.


Методы и приемы обучения:

  • проблемный диалог;

  • побуждающий диалог;

  • подводящий диалог;

  • сравнительный метод.


Методы по источнику передачи восприятия учебной информации:

  • словесные;

  • наглядные и практические.

Методы по степени мышления:

  • продуктивный и репродуктивный.

Методы по характеру управления учебной деятельностью:

  • совместно с учителем и самостоятельно.


Оборудование: карта Донецкого края, физическая карта России, атласы для 9 класса, учебники, раздаточный материал, презентация, демонстрационная компьютерная техника, кластер.













Эпиграф урока: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» И.В. Ломоносов.

Ход урока.


Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационно-целевой этап.

Организация и мотивация деятельности учащихся на совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о месте химической промышленности в ряду отраслей тяжелой промышленности.

  1. Определите место химической промышленности среди отраслей тяжелой промышленности.


  1. Определите место химической промышленности в эпоху НТР.



  1. Показать предметы продукции химической промышленности (на слайде изображение химических веществ и предметов (линейка, файл, шторы, лекарства, парфюмерия и др.) задача учащихся назвать эти объекты одним словом и сформулировать тему урока).

-Скажите, какая отрасль промышленность занимается изготовлением этих предметов и веществ? Ключевое слово ХИМИЯ.

-Итак, тема урока «Химическая промышленность» (Слайд 1). Давайте вместе сформулируем цели нашего урока.

- Цель урока: определить понятие отрасли и ее значение в хозяйстве;

познакомиться с отраслевым составом химической промышленности;

выяснить особенности в развитии химической промышленности;

выявить влияние отрасли на экологическую обстановку.









Высказывают знания: энергетика, металлургия, машиностроение, химия, лесная и лесоперерабатывающая промышленность.

Работа в парах. Составить схему тяжелой промышленности в эпоху НТР и определить место химии в ней (после выполнения задания, защита).

Учащиеся делают вывод, что продемонстрированные предметы относятся к продукции химической промышленности.







Учащиеся высказывают предположения о возможных целях изучения темы.

Записать число, тему урока в рабочие тетради.



II. Изучение нового материала.

1.Определить понятие отрасли.

-Химическая промышленность занимается добычею химического сырья, выпуском продукции основной химии (удобрение, кислоты, щелочь) и химии органического синтеза (Слайд 2).

2. Определить значение химии в народном хозяйстве.

-Химическая промышленность одна из ведущих отраслей тяжелой промышленности, развитие которой укрепляет экономическую и оборонную мощь страны, удовлетворяет потребности населения во многих изделиях применяемых в быту.

От развития химии во многом зависит развитие всех отраслей экономики, химия обеспечивает промышленность и строительство новыми эффективными материалами, снабжает сельское хозяйство минеральными удобрениями и средствами защиты растений, способствует его интенсификации.

В эпоху НТР благодаря своим особенностям развития она является одним из главных двигателем научно-технического прогресса (Слайд 8).

Особенности развития химии:

1)Имеет неограниченную сырьевую базу (Слайд 4,5). Назовите из изученных отраслей, где химия может брать для себя сырье.







-Кроме этого, химия использует, как сырье бытовые отходы (Слайд 6). А так же, химическое сырье, которое встречается в природе.


2)Выпускает продукты по качеству превосходящие натуральные.

Подумайте, какие химические продукты могут заменить по качеству натуральные.



3)Продукция химии является одной из самых вредных для окружающей среды (Слайд 7).

Попытайтесь определить какие химические продукты могут быть вредны для окружающей среды.

(Учитель раздает карточки с изображением различных химических продуктов, как полезных, так и представляющих вред окружающей среде)







-«Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота»,- Д.И.Менделеев.

-Серную кислоту называют «хлебом» химической промышленности, как вы думаете, почему?



3.Состав химической промышленности.

-При изучении химии Вы знакомились с различными ее продуктами, в чем разница между соляной кислотой и пластмассой.

-Говоря об обширной сырьевой базе химии мы говорили о том, что она извлекает сырье из природы. Назовите полезные ископаемые, использующиеся для производства химических продуктов, и покажите на карте их месторождение.

-Таким образом, химическая промышленность включает в себя: горную химию, основную химию и химию органического синтеза, которая в свою очередь подразделяется на: химию полимеров, фармохимию и химию красителей.

Основная химия производит кислоты, щелочи, основания, минеральные удобрения (Слайд 9,10,11,12,13).

Химия органического синтеза производит пластмассы, искусственные волокна, лекарственные препараты, красители, аромотизаторы (Слайд 14,15,16,17,18)


Организация учащихся для выполнения оздоровительной гимнастики.


Проведем физминутку. Ваша задача внимательно меня слушать, я буду называть продукты химии, вредные и полезные. Вы должны, поднимать вверх руки, когда я называю вредные вещества и разводить руки в стороны, если я назову полезные продукты.


III. Организация работы учащихся по закреплению знаний.


-Представим, что Вы работаете в исследовательском институте биологами, химиками и экологами. Представитель каждой группы выбирает при помощи цветных карточек свою специализацию, где зеленая карточка-биологи, красная карточка - экологи, голубая карточка- химики.

Задание биологам: Какое влияние оказывают азотные удобрения на растения?

Задание химикам: Как получаются азотные удобрения?

Задание экологам: В каком случае азотные удобрения могут быть вредны для окружающей среды и людей?


Поэтическая минутка:

С полей страны своей родной, прогнать сорняк мечтая,

Трудился химик молодой, покоя, сна не зная.

И после многих лет труда открыл он пестицид.

Узнав о нем, вздохнули все, устав полоть поля,

Не проявила радости лишь наша мать Земля.

Весною ранней тракторист внес ядохимикат,

Да так небрежно, что потом и сам он был не рад.

Замолкли птицы, на лугах кузнечик не трещит,

И в речке рыба не плеснет, все больше тихо спит.

Мораль всей притчи такова: все делай ты с умом,

Сжигая мусор, оглянись, не сжег ли ты свой дом!

-Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Ребята, а как Вы понимаете, о чем идет речь?

Вывод: химия – это не только благо, это и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды, и озоновые дыры, и повышенное содержание нитритов и нитратов в продуктах питания, и ряд других проблем.

Виновны в этих бедах люди, использующие достижения химии во вред себе и нашему общему дому — планете Земля. Делают они это иногда не сознательно, часто просто от химической неграмотности.

Теперь нам понятно, почему так важно современному человеку знать и правильно использовать достижения современной химии.


IV. Рефлексивно-оценочный этап.


Молодцы! Поработали мы с вами сегодня очень плодотворно и активно. Пожалуйста, подумайте, какие ассоциации возникают у вас при упоминании «химическая промышленность» и заполните кластер.


Ребята, сегодня мы изучили особенности химической промышленности. Закрепили полученные знания, а так же выясняли отраслевой состав, значение и особенности развития химической промышленности.

Давайте запомним слова пророка Иеремея: «Я ввел Вас в Землю плодоносную, чтобы Вы питались плодами и добром ее, а не оскверняли Землю мою».

Спасибо за урок!


Выставление оценок и домашнее задание.

Домашнее задание: изучить §17, стр.108-118, творческое задание по желанию:1) составить кроссворд по теме «Химическая промышленность»; 2) написать рассказ-сочинение «Химия в моей жизни»;

До следующей встречи! Успехов вам!









Ответы учащихся (Предположительно: это отрасль тяжелой промышленности. Она производит средства производства).




Предлагают варианты.


Записать в тетради.







Ответ на вопрос учителя (Предполагаемые ответы: в топливной промышленности химия использует: нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, в металлургии использует отходы: доменный газ, суперфосфат для производства азотных удобрений и суперфосфата).




Ответы учащихся (Предполагаемые ответы: резина-каучук, стекло-оргстекло, металл-пластмасса, шелк-искусственный шелк).






Работают с раздаточным материалом. По определению полезных и вредных химических продуктов и делают вывод.


Предполагаемый вывод: К вредным продуктам относятся -все кислоты, удобрения, щелочи.

К полезным продуктам относятся - пластмасса, искусственный шелк, лекарства,



Предполагаемый ответ: она применяется для получения многих химических продуктов.


Предполагаемый ответ: соляная кислота относится к основной химии, а пластмасса относится к продуктам химии органического синтеза.



Записывают в тетрадь.






Предполагаемый ответ: фосфориты, аппатиты, калинная и поваренная соли, самородная сера. Демонстрируют месторождения на географической карте.













Выполняют упражнения.










Учащиеся определяются со специализацией.







Учащиеся готовят ответы на поставленные вопросы и защищают их.































Ответы учащихся.























Заполняют кластер.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Химическая промышленность"

Автор: Антоненко Виктор Васильевич

Дата: 01.02.2021

Номер свидетельства: 572037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок географии "Химическая промышленность России" в 9 классе по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(75) "urok_ghieoghrafii_khimichieskaia_promyshliennost_rossii_v_9_klassie_po_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "424049"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1500010943"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Химическая промышленность России "
    ["seo_title"] => string(37) "khimichieskaia-promyshliennost-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "191719"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427361546"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Разработка урока "Угольная промышленность России" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-ughol-naia-promyshliennost-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134678"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416767991"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "урок по теме "Химическая промышленность России" "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-po-tiemie-khimichieskaia-promyshliennost-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "114398"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411480487"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Химическая промышленность мира"
    ["seo_title"] => string(35) "khimichieskaia-promyshliennost-mira"
    ["file_id"] => string(6) "131364"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416143621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства