kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии 6 класс "Почва", Алексеев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии 6 класс "Почва",  Алексеев

Просмотр содержимого документа
«конспект»

I. Стих

1. Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом -
Что вы скажете о нём?

Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка

Среди слоев коры земной.
Он так зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)


О чем мы сегодня будем говорить на уроке?  (о почве)

1, 2 слайд.


2. Поиграем

Игра « Да-нет»

-Знаете ли вы, что такое почва?

 - Знаете ли вы, как образуется почва?

- Знаете ли вы, куда нужно сажать растения?

- Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые?

- Знаете ли вы, какие почвы в нашей области?

- Знаете ли вы кто такой Докучаев?


  1. Что бы вы хотели узнать и выяснить сегодня на уроке?

  1. слайд.

  1. Что же такое почва?

4 слайд

  1. Исследование: состав почвы и свойства почвы: Опыты по определению состава почв:

5 слайд

Опыт №1

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят ____________________..

Вывод: в почве есть _____________.


Опыт №2

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке о. 

Вывод: в почве есть вода.


Опыт №3

1.     Возьмите посуду с почвой.

2.     Рассмотрите почву через лупу

3.     Что вы увидели?

4.     Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели_________,___________,__________, ____________, _______________.




Составление схемы « Состав почвы»

6 слайд


- Кто из вас знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной)

-Правильно. Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.

Значит главное свойство почвы – плодородие!

7 слайд

Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Как улучшить плодородие почвы. ?Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве  хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью


Как образуются почвы? Что на это влияет?

Чертят схему…. 8 слайд

«Сказка о мечте старого камня» 9 слайд

Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

И вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.

И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, корешки к подземной речке потянулись и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ. Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.

Построение схемы « Почвообразующие факторы»

10 слайд, 11 слайд

Физкультминутка


Почему почву называют  «большим многонаселённым домом»? 12 слайд

Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

13 слайд

А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев.

И назвал он свою книжку “Русский чернозем” .


Все ли почвы одинаковы? 14 слайд

 -Рассмотрите образцы почв.

- Что вы заметили?  (Они по цвету разные)

- Правильно. Как вы считаете, одинаковы ли они и одинаково ли эти почвы будут называться? Почему они разные?

15 слайд Сравнить почвы.

16 слайд Значение почвы

  1. Путешествие по Ивановской области


  1. Что мы можем узнать по почвенной карте нашей области?

  2. Какая почва будет самой плодородной? В каких районах находятся?

  3. Плодородные ли почвы в нашей области?




- Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер.  Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их  берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.


17 слайд - Рефлексия

18 слайд - Домашнее задание





V. Обобщение и закрепление полученных знаний..

  1. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…

1=водой и кислородом

2=питательными веществами

3=питательными веществами, водой и кислородом


  1. Плодородие почв зависит от…

1=содержания гумуса и влажности

2=механического состава и структуры

3=содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности


  1. Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…

1=продуктов жизнедеятельности животных

2=частей растений, попадающих в почву

3=почвенных минералов


  1. Наиболее плодородные почвы России –…

1= черноземные

2=каштановые

3= серые лесные


  1. Черноземы в основном используют под…

1=пашню

2=строительство промышленных объектов

3=сенокосы и пастбища


  1. На черноземных почвах в основном выращивают…

1=рожь, лен–долгунец и хлопок

2=пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу

3=чай и цитрусовые культуры


Ключ: 3, 3, 2, 1, 1, 2.


 VII. Рефлексия

 



Просмотр содержимого документа
«опыты»

Опыт №1

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят ____________________..

Вывод: в почве есть _____________.




Опыт №2

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке о. 

Вывод: в почве есть вода.




Опыт №3

1.     Возьмите посуду с почвой.

2.     Рассмотрите почву через лупу

3.     Что вы увидели?

4.     Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели_________,___________,__________, ____________, _______________.










7 слайд

«Сказка о мечте старого камня»

под воздействием чего образуются почвы?


Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

Дети продолжают сказку: И вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.

И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, корешки к подземной речке потянулись и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ. Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.



Просмотр содержимого документа
«тест к уроку»

V. Обобщение и закрепление полученных знаний..


  1. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…

1.водой и кислородом

2.питательными веществами

3.питательными веществами, водой и кислородом


  1. Плодородие почв зависит от…

1.содержания гумуса и влажности

2.механического состава и структуры

3.содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности


  1. Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…

1.продуктов жизнедеятельности животных

2.частей растений, попадающих в почву

3.почвенных минералов


  1. Наиболее плодородные почвы России –…

1.черноземные

2.каштановые

3.серые лесные


  1. Черноземы в основном используют под…

1.пашню

2.строительство промышленных объектов

3.сенокосы и пастбища


  1. На черноземных почвах в основном выращивают…

1.рожь, лен–долгунец и хлопок

2.пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу

3.чай и цитрусовые культуры









V. Обобщение и закрепление полученных знаний..


  1. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…

1.водой и кислородом

2.питательными веществами

3.питательными веществами, водой и кислородом


  1. Плодородие почв зависит от…

1.содержания гумуса и влажности

2.механического состава и структуры

3.содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности


  1. Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…

1.продуктов жизнедеятельности животных

2.частей растений, попадающих в почву

3.почвенных минералов


  1. Наиболее плодородные почвы России –…

1.черноземные

2.каштановые

3.серые лесные


  1. Черноземы в основном используют под…

1.пашню

2.строительство промышленных объектов

3.сенокосы и пастбища


  1. На черноземных почвах в основном выращивают…

1.рожь, лен–долгунец и хлопок

2.пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу

3.чай и цитрусовые культуры




Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Технологическая карта урока


Цели:

  1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

  2. Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования

  3. Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.

Задачи:

1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение; выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим; определить почвенные горизонты и их особенности; сравнить виды почв и выявить сходства и различия.

2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве.




Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Постановка цели и задач урока

1. Читает стихи и просит ребят подумать, о чем идет речь.

2. Просит выдвинуть предположение

о теме предстоящего урока.

3. Организует беседу, выявляющую

представления детей о почве.

4Выясняет, что еще учащиеся хотели бы о ней узнать.

5. Подводит итог беседы , формулируя задачи урока

Слушают стих.

Выдвигают

предположения

о теме урока.

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы

учителя


Выделять существенную

информацию

из текста загадки.

Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта


Взаимодействуют

с учителем во время проса, осуществляемого

во фронтальном

режиме.

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания


Контролируют

правильность

ответов товарищей


Уметь слушать в соответствии

с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного

задания


При помощи наводящих вопросов подводит учащихся к формулированию термина «почва»

обобщают информацию,

формулируют вывод

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме

Взаимодействуют

с учителем во время проса, осуществляемого

во фронтальном

режиме.

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов товарищей


Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль.


1. Организует работу по проведению опытов по установлению состава почвы.

(3 и 4 группы должны состоять из более сильных уч-ся)

2.Контролирует и при необходимости корректирует

результаты работы групп.

3. Добивается полного и точного формулирования выводов.

4. Контролирует заполнение учащимися в тетради схемы, отображающей состав почв.

5. Проводит самооценку членами групп их работы

Изучают инструкцию и проводят опыты

искать и выделять необходимую информацию



Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме.


Обосновывать

свое мнение


Участвуют в проведении опытов.


Лидеры групп озвучивают ответы, под-

готовленные группой:

• от каждой группы

заслушивается

сообщение о технологии проведения и результате опыта

• вывод

Строить высказывания,

понятные для

партнеров.


Рефлексия своих

действий (полное

отображение

предметного

содержания

и условий осуществляемых

действий).


Понимать на слух ответы обучающихся

Прослушивают

ответы лидеров

групп


Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Осуществлять

пошаговый и итоговый

контроль

по результату.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

самоконтроль и взаимоконтроль.


1. Вводит термины «гумус» и «плодородие».

2. Организует запись новых терминов в тетради.

Слушают учителя

Работают в тетрадях

устанавливать причинно-следственные связи

Взаимодействуют

с учителем во время прослушивания новой информации

Планировать учебное сотрудничество с учителем

Осуществляют

взаимоконтроль

процесса выполнения

задания

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль

1. Выкладывает на стол кусок горной породы и предлагает учащимся совместную работу по сочинению сказки о мечте старого камня. Учитель начинает, а затем учащиеся продолжают развивать события

Слушают учителя


Выдвигают свои предположения по продолжению сказки

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме

Участвуют в совместной работе по составлению рассказа

Согласовывать

усилия по решению

учебной задачи.

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Учитывать другие мнения

Осуществляют

взаимоконтроль

процесса выполнения

задания

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль.


Краткий рассказ об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве и его труде «Русский чернозем»

Слушают учителя

Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста

Взаимодействуют

с учителем во время прослушивания новой информации

Планировать учебное сотрудничество с учителем

Осуществляют самоконтроль

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.


1. Организует знакомство учащихся с образцами почв и выявление визуальных различий: по цвету, рыхлости, комковатости.

2. Объясняет зависимость цвета почвы от количества гумуса.

3. Организует работу по слайду: Определите, какие почвы содержат больше

гумуса?

4. Организует работу с почвенной картой Белгородской области:

- По карте определите, какие типы почв распространены в нашей области;

- Какие почвы занимают наибольшие площади в области?

Рассматривают образцы, проводят визуальный сравнительный анализ;


Слушают учителя и

Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста



Проводить сравнение объектов по одному или нескольким признакам

Взаимодействуют

с учителем во время прослушивания новой информации







Участвуют в совместной работе

Планировать учебное сотрудничество с учителем








Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.





Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль









Контролируют

правильность

ответов товарищей


Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль.


1. Организует обсуждение значения почв в жизни и деятельности человека.

2. Организует обсуждение вопроса охраны почв и их рационального использования

3. Выясняет знания учащихся о видах удобрений.

4. Оценивает результаты обсуждения вопросов значения и охраны почв.

Участвуют в

обсуждении.




Отвечают на вопросы учителя.




Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме.


Обосновывать

свое мнение


Участвуют в совместной работе

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.


Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль


Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль.

Адекватно

воспринимать

оценку учителя

1. Объясняет сущность домашнего задания:

а) выучить §

б) нарисовать сюжет из жизни

цирка-шапито – иллюстрацию

к своему рассказу.

2. Предлагает при необходимости

найти в словарях значение слов

“сюжет”, “иллюстрация”







При остатке времени организует работу с тестами

Выполняют тестовые задания

Искать и выделять необходимую информацию

Участвуют в совместной работе

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.


Контролируют

правильность

ответов товарищей


Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Проводит рефлексию:

- Чем полезен для вас данный урок?

- Помогут ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- Чему вы научились сегодня?

- С каким чувством вы заканчиваете урок?

Проводят рефлексию

Устанавливать связь между целью учебной

деятельности и ее мотивом

Участвуют в совместной работе

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.


Проводят самооценку

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит

усвоить, осознать качество и уровень усвоения

I. Стих

1. Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом -
Что вы скажете о нём?

Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка

Среди слоев коры земной.
Он так зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)


О чем мы сегодня будем говорить на уроке?  (о почве)

1 слайд.


2. Игра « Да-нет»

-Знаете ли вы, что такое почва?

 - Знаете ли вы, как образуется почва?

- Знаете ли вы, куда нужно сажать растения?

- Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые?

- Знаете ли вы, какие почвы в нашей области?

- Знаете ли вы кто такой Докучаев?


  1. Что бы вы хотели узнать на уроке?

  1. слайд.

  1. Что же такое почва?


  1. Исследование: состав почвы и свойства почвы: Опыты по определению состава почв:

4 слайд

Опыт №1

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят ____________________..

Вывод: в почве есть _____________.


Опыт №2

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке о. 

Вывод: в почве есть вода.


Опыт №3

1.     Возьмите посуду с почвой.

2.     Рассмотрите почву через лупу

3.     Что вы увидели?

4.     Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели_________,___________,__________, ____________, _______________.

Составление схемы « Состав почвы»

5 слайд


- Кто из вас знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной)

-Правильно. Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.

Значит главное свойство почвы – плодородие!

6 слайд

Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Как улучшить плодородие почвы. ?Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве  хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью.


Физ. минутка:







7 слайд

«Сказка о мечте старого камня»

под воздействием чего образуются почвы?


Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

Дети продолжают сказку: И вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.

И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, корешки к подземной речке потянулись и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ. Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.

Скажите ребята , под воздействием чего образуются почвы? 8 слайд

Построение схемы « Почвообразующие факторы» 9 слайд

10 слайд

Почему почву называют  «большим многонаселённым домом»? 11 слайд

Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев.

12 слайд И назвал он свою книжку “Русский чернозем” .


Все ли почвы одинаковы? 13 слайд

 -Рассмотрите образцы почв.

- Что вы заметили?  (Они по цвету разные)

- Правильно. Как вы считаете, одинаковы ли они и одинаково ли эти почвы будут называться? Почему они разные?

14 слайд Сравнить почвы.

15 слайд Значение почвы

  1. Путешествие по Ивановской области


  1. Что мы можем узнать по почвенной карте нашей области?

  2. Какая почва будет самой плодородной? В каких районах находятся?

  3. Плодородные ли почвы в нашей области?




- Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер.  Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их  берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.


16 слайд - Рефлексия





V. Обобщение и закрепление полученных знаний..

  1. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…

1=водой и кислородом

2=питательными веществами

3=питательными веществами, водой и кислородом


  1. Плодородие почв зависит от…

1=содержания гумуса и влажности

2=механического состава и структуры

3=содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности


  1. Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…

1=продуктов жизнедеятельности животных

2=частей растений, попадающих в почву

3=почвенных минералов


  1. Наиболее плодородные почвы России –…

1= черноземные

2=каштановые

3= серые лесные


  1. Черноземы в основном используют под…

1=пашню

2=строительство промышленных объектов

3=сенокосы и пастбища


  1. На черноземных почвах в основном выращивают…

1=рожь, лен–долгунец и хлопок

2=пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу

3=чай и цитрусовые культуры


Ключ: 3, 3, 2, 1, 1, 2.


 VII. Рефлексия

 






Просмотр содержимого презентации
«pochva_5-6_kl._velchenko_v.v»

Тема урока:   « Почва »

Тема урока: « Почва »

Тема урока:   « Почва »

Тема урока: « Почва »

Задачи урока:  узнать, что такое почва, почвоведение, плодородие, гумус;  определить состав почвы;  выяснить условия образования почв и, в связи с этим, разнообразие видов почв;  сравнить разные почвы и выявить черты сходства и различия;  выяснить, какова роль почв в жизни человека.

Задачи урока:

  • узнать, что такое почва, почвоведение, плодородие, гумус;
  • определить состав почвы;
  • выяснить условия образования почв и, в связи с этим, разнообразие видов почв;
  • сравнить разные почвы и выявить черты сходства и различия;
  • выяснить, какова роль почв в жизни человека.

Из чего состоят почвы? Используя инструкции проведите опыты по определению состава почвы.

Из чего состоят почвы?

  • Используя инструкции проведите опыты по определению состава почвы.

Как можно улучшить плодородие почвы?

Как можно улучшить плодородие почвы?

Почему почву называют  «большим многонаселённым домом»?

Почему почву называют  «большим многонаселённым домом»?

Почвоведение – наука о почве, законах ее образования, развития, путях рационального использования, сохранения и повышения плодородия.

Почвоведение – наука о почве, законах ее образования, развития, путях рационального использования, сохранения и повышения плодородия.

Из за разнообразия условий образования выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. Гумус придает почве темный оттенок.  Определите, какие почвы содержат больше гумуса?

Из за разнообразия условий образования выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства.

Гумус придает почве темный оттенок.

Определите, какие почвы содержат больше гумуса?

Сравните строение подзолистой почвы и черноземной. Найдите черты сходства и различия.

Сравните строение подзолистой почвы и черноземной.

Найдите черты сходства и различия.

Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей.

Добра мать для своих детей,

а земля – для всех людей.

Домашнее задание: П.49, вопросы 1-5

Домашнее задание:

П.49, вопросы 1-5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок географии 6 класс "Почва", Алексеев

Автор: Твердова Светлана Александровна

Дата: 31.08.2017

Номер свидетельства: 426917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) ""Курильские острова" интегрированный урок 8класс (география-история) "
    ["seo_title"] => string(72) "kuril-skiie-ostrova-intieghrirovannyi-urok-8klass-ghieoghrafiia-istoriia"
    ["file_id"] => string(6) "105880"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402921274"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок в 9 классе "Простанство Северного Кавказа""
    ["seo_title"] => string(43) "urokv9klassieprostanstvosieviernoghokavkaza"
    ["file_id"] => string(6) "277836"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452982061"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства