kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии "Виды изображения поверхности Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока-изучение нового материала. Урок предполагает различные виды работы: вопросы с использованием видиофраемента, самостоятельная работа с учебником, выполнение практической работы с использованием наглядного материала, практическая работа с использованием ИКТ,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды изображений поверхности Земли»

Тема урока

Виды изображения поверхности Земли

Цель

урока

Отработка умений распознавать и сравнивать различные виды изображения земной поверхности, анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

Планируемые образовательные результаты /УУД/

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать и объяснять понятия: аэрофотоснимки,

топографические планы и карты.


Сравнивать различные изображения территории музея-заповедника «Поленово».

Определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности

Проводить самостоятельный поиск геоизображений своей местности в Интернете с использованием картографических сервисов. ( Googlе Earth («Гугл Ёф»)

Коммуникативные УУД

Вырабатывают уважительно доброжелательное отношение к партнеру.

Формируют основы культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказать помощь

Определять цель, проблему в деятельности.

Организовывать учебное взаимодействие .

Излагать свое мнение

Познавательные УУД

Находить информацию, необходимую для решения учебных проблем, в том числе с использованием ИКТ.

Владеть смысловым чтением

Регулятивные УУД

Определять цель и последовательность действий для решения поставленных задач.

Совершенствовать (в диалоге с учителем) самостоятельно выработанные критерии оценки результатов практической работы

Решаемые учебные проблемы

Использование различных изображений для характеристики особенностей той или иной местности.

Проведение исследований и сравнений и фиксирование результатов с помощью таблицы. Формулирование выводов.

Проведение самостоятельного поиска географической информации с использованием ИКТ

Основные понятия

Аэрофотоснимки, план местности, карта.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ВидеоГеография, картографические сервисы (Яндекс-карты, Google Earth,

Оборудование

План местности. Картина Поленова «Золотая осень». Маршрутные листы. Устройство для просмотра видео и слайдов.

Организационная структура урока


Этап 1. Актуализация знаний, способов действия.

Основные задачи учителя:• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Ребята, сегодня мы приступаем к изучению очень важного раздела в нашем курсе географии. Знания и умения, приобретенные в этом разделе вооружат нас мощным инструментом для познания географии и окружающего нас мира. Особый вклад в развитие этого направления географии внёс Клавдий Птолемей. Давайте вспомним, как называется это направление? Какое ещё называние оно носит?

Побуждающий диалог

Ещё с древних времён люди свои знания о Земле старались представить в виде карт-чертежей. По образному выражению известного географа Николая Николаевича Баранского, «карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования… Карта – “второй язык” географии»...А может быть первый?

Представьте себе, что вы разведчик в племени первобытных охотников. После долгих и изнурительных поисков вы, наконец, обнаруживаете место водопоя первобытных оленей. Вернувшись в племя, вы пытаетесь объяснить другим охотникам, где находится это место. Как вы это сделаете, ведь древний человек ещё не владел членораздельной речью.

Рисунки, изображения древних людей - это не только язык, на котором они общались между собой, но и ценный источник не только исторической, но и географической информации.

Рефлексия. Вспоминают, изученный ранее материал. (Математическое направление в развитии географии, картография)













Вступая в диалог с учителем, высказывают различные предположения.

Приходят к выводу, что лучший способ - изобразить местность на песке или нарисовать на скале.

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, перед вами лежат маршрутные листы. Ознакомьтесь с вопросами на которые вам нужно ответить после просмотра видеоролика

Давайте внимательно просмотрим ролик и проведём небольшое исследование.


1. Что собой представляет местность Тассилин- Аджер в настоящее время?

2. Какие животные изображены на наскальных рисунках? Водятся ли они здесь сейчас?

3. Сделайте вывод, что произошло с этой местностью в Северной Африке со времени создания этих изображений (6 -2 тыс. лет до н.э.)


Как называются одним словом наскальные изображения (петроглифы) (слайд 1-петроглифы)

Просматривают видеоролик. Обсуждают и анализируют увиденное. На месте пустыни было влажно, было много рек, обитало много животных, селились люди. Как называются одним словом наскальные изображения (петроглифы) В ходе обсуждения приходят к выводу об изменении природы Северной Африки

Этап 3. Целеполагание — постановка практической частной познавательной задачи. Основные задачи учителя: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами, формулировки познавательной задачи, выделения в задаче известных компонентов;

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Географы имеют дело с различными изображениями поверхности Земли. И в наше время в экспедицию или путешествие они берут блокнот, карандаш, а теперь ещё и фотоаппарат, чтобы запечатлеть особенности изучаемой местности. Однако, много ли можно узнать по таким изображениям. Посмотрите на рисунок одного из таких учёных (рис. 22). (слайд 2- рисунок Милановского)

- Кто автор этого рисунка?

- Что мы можем сказать о местности, изображённой на этом рисунке?

- Можем ли мы по этому рисунку определить название этих гор? Их высоту? Направление сторон горизонта?

- Какие же изображения могут помочь нам получить необходимую информацию?

И так, ребята, давайте определим тему нашего урока.

( Изображения земной поверхности.) (слайд 3- тема урока)

Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? ( слайд 4- задачи)

Какие виды изображения земной поверхности существуют? (слайд 4- работа с учебником)

( рисунок, аэрофотоснимки, топографические планы, географические кары)

В ходе диалога с учителем приходят к выводу о недостаточной информативности рисунка.

Осознают необходимость познакомиться с другими видами изображений местности.

Осознают цели предстоящей деятельности. Сравнение различных видов изображений местности



Задачи:

1.Узнать о способах изображения поверхности Земли.
2. Сравнить различные виды изображения поверхности.

3.Определить какие изображения, дают наиболее полную и точную информацию о местности.

Записывают тему и задачи в маршрутные листы.

Этап 4. Планирование. Основные задачи учителя: формирование способности анализировать, имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прочтите 2 первых абзаца §7 на с.42 и найдите определения понятий аэрофотоснимок, топографический план или карта и записать определения в маршрутные листы.

Слайд 5,6,7,8,9,10,11,12

Можете ли вы сейчас ответить на вопрос: «Какие из приведенных способов изображения земной поверхности дают наиболее точную и полную информацию о географических объектах?»

-Какую работу мы должны выполнить? (сравнить)


- Что нам необходимо сделать, что бы сравнить эти изображения, найти преимущества и недостатки каждого?

Читают, анализируют текст на с.42.

Формулируют понятия.

Рассматривают на слайдах различные виды изображений местности.

С помощью учителя формулируют алгоритм действий:

1 шаг. Найти различные изображения одной и той же местности.

2 шаг. Составить вопросы для сравнения.

3 шаг. Сравнить и результаты занести в таблицу.

4 шаг. Сделать вывод

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение знаний и умений

Основные задачи учителя:

•совершенствование умений отбирать необходимую информацию

•формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Организация и проведение игры «Почувствуйте себя топографами». (Школа географа-следопыта)


Ребята, сегодня вы почувствуете себя топографами. Кто такой топограф? Все очень просто. Он создает карты. По истечении некоторого времени вносит в них изменения. Не одно из строительств не обходится без человека, который обладает профессией топограф. Карты, на которых изображены пустыни, горы или ледники имеют маршруты для более быстрого и безопасного перемещения на местности. Представители этой профессии первыми наносят на карту земли, которые вновь открыты.

Представляете, если от Вас зависит правильное отображение на карте поверхности планеты Земля. Получается, что профессия топограф не из легких. Она сложная и ответственная.


- Что нужно выполнить? (сравнить различные виды изображений села Бёхово и музея-заповедника «Поленово» на картине, аэрофотоснимках, топографической карте) (слайд 13- Поленово)

- Чем знаменит этот заповедник нам расскажет …

(«Поле́ново» — государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Дмитриевича Поленова в Заокском районе Тульской области к с-з от Тулы в70 км., на правом берегу Оки. Это очень красивое место, (слайд 14 - Поленов) Василий Поленов был художником и именно здесь купил землю, потому что был очарован красотой этих мест. (слайд -15 картина) Картина «Золотая осень» была написана Поленовым в 1893 году, через три года после того, как он поселился в усадьбе «Борок», расположенной на Оке, у деревни Бёхово. На картине изображён вид на Оку в сентябре.

После такой интересной информации можно приступать к работе.


– Инструктаж по правилам выполнения работы. Слайд 16,17

– Ход работы.

– Консультации по этапам работы.

– Выслушивает ответы, задает вопросы по ситуации.


Заполнение таблицы в листах-маршрутах.

-Как вы ответили на вопросы, какие ответы у вас получились. Давайте проверим.


1-ая группа прочитайте 1 вопрос, какие результаты вы получили после исследований.

2-ая группа прочитайте 2 вопрос, какие результаты вы получили после исследований.

3-ая группа прочитайте 3 вопрос, какие результаты вы получили после исследований.

-Какой вывод? Более точную и полную информацию об окрестностях музея-заповедника передает топографический план.

-Какое изображение дает наиболее полную информацию о местности? (слайд18- вывод)

Можно ли говорить о бесполезности двух других изображений? Какое умение нам потребовалось использовать, чтобы выполнить задание?



Вникают в правила игры.

1. Рассматривают аэрофотоснимок, картину и топографическую карту в листе №1

2. Читают подписи, определяют вид изображения, изучают условные знаки плана местности

3. Читают вопросы, обирают необходимую информацию, заполняют таблицу: номер вопроса, картина, аэрофотоснимок, план местности.

4. Записывают вывод

И так, ребята в современном мире изучают поверхность Земли с космоса делают снимки со спутников, с летательных объектов, например с самолетов, квадракоптеров). В настоящее существует множество электронных карт. Мы можем увидеть вид местности, в которой мы с вами проживаем.

Называют что поверхность Земли можно изучать с космоса, с летательных объектов.

Игра "Земля в иллюминаторе"

- Найди космические изображения свой местности, пользуясь картографическим сервисом Google Еarth

- Инструктирует консультирует.


Слайд 19 - Готопутово


1 шаг. В поисковой строке браузера вводят " Google map "

2 шаг. в поисковой строке сервиса вводят адрес села

3 шаг. С помощью колёсика мыши увеличивают-уменьшают изображение

4 шаг. С помощью кнопки Print Screen копирует и сохраняет изображения на компьютере или флешке.

Этап 6. Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает вспомнить тему и задачи урока с помощью лингвистической задачи:

дайте определение основных понятий урока


Называют тему и задачи урока.

Дают определение основных понятий урока, используя слова и словосочетания:

изображения условных знаков данные с помощью поверхности Земли, уменьшенные в масштабе.

с помощью фотографии аэрофотосъёмки местности, полученные.

Рефлексия деятельности


Я узнал … (что существуют разные виды изображений местности: рисунок, аэрофотоснимок, топографический план или карта).

Я учился … (сравнивать различные виды изображений местности, пользоваться картографическими сервисами).

Я понял … (что наиболее полную и подробную информацию содержит топографический план).

Я применял (изображения в учебнике, Интернет для поиска информации)

Как вы оцените свою работу?


Определяют степень своего продвижения к цели.

Я умею определять особенности различных изображений местности отлично, хорошо, надо потренироваться.

Этап 7. Домашнее задание. § 7, По снимкам своей местности со спутника, выяснить, по каким признакам можно определить объекты на космическом снимке. Подготовить рассказ о ходе и результатах своего исследования (Слайд 20 –Д.з.) Слайд 21




Загадки



В картинной галерее

Их очень-очень много.

На этой море видим,

А вон на той — дорогу.

Маслом, акварелью

Художников творенья. (Картины)

Из каменных писем мы узнаем,

Как предки жили, какой у них был дом,

Природа с тех пор изменилась давно,

Про это узнали мы из кино.

(петроглифы)

Фотограф лихо держит фотоаппарат,

И вот уже снимки сверху летят,

Река бирюзою прольется вдали,

А здесь вот поля и леса, посмотри…

(аэрофотосьёмка, снимки)



Он на листок бумаги похож,
Нашей Земли очень умный чертеж

(топографический план, карта)


Просмотр содержимого документа
«Маршрут исследователя»

Маршрут исследователя________________________________

Ф.И. учащегося


Дорогой друг!

Тебе сегодня предстоит совершить путешествие, где ты узнаешь о различных способах изображения местности. Выполнив задания, ты сможешь определить не только тему урока, но и сможешь самостоятельно сформулировать цели.


ТЕМА УРОКА ____________________________________________________________


ЦЕЛИ УРОКА_____________________________________________________________



1.Ответьте на вопросы после просмотра видео:

  • Что собой представляет местность Тассилин- Аджер в настоящее время?

  • Изображения каких животных обнаружены на скалах Тассилин-Аджера. Подпишите названия этих животных.




















  • Сделайте вывод, что произошло с этой местностью в Северной Африке со времени создания этих изображений (6 -2 тыс. лет до н.э.)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


2. Работа с учебником

- Прочтите 2 первых абзаца §7 на с.42 и найдите определения понятий аэрофотоснимок, топографический план или карта

  • Что называется топографическим планом и картой?

Уменьшенные _________________ поверхности Земли, данные в ______________ с помощью_______________ _________________.


  • Что называют аэрофотоснимками?

Фотографии ______________, полученные с помощью______________________.





  1. «Почувствуй себя топографом»

Сравните изображения окрестностей села Бёхово и музея-заповедника «Поленово» на картине В.Д. Поленова, аэрофотоснимках и топографической карте.

  1. Какие реки протекают в окрестностях музея-заповедника? Можно ли определить направление, ширину, направление и скорость течения рек?

  2. Как называются населенные пункты, расположенные на берегах рек? В каких из них есть храмы? Можно ли определить количество домов?

  3. Можно ли определить типы растительности в окрестностях музея (лес, кустарник, луг, и др.)

  4. Между какими населенными пунктами проложены дороги? Что о них можно сказать?


Номер вопроса

Картина

Аэрофотоснимок

Топографическая карта


1







2







3






4






Вывод: более полную и точную информацию об окрестностях музея –заповедника «Поленово» передает____________________________________.


  1. «Земля в иллюминаторе»

Найди космические изображения свой местности, пользуясь картографическим сервисом Google map

Алгоритм выполнения задания

1 шаг. На рабочем столе компьютера найти ярлык "Google Еarth " 2 шаг. В поисковой строке сервиса ввести адрес села (Готопутово) 3 шаг. С помощью колёсика мыши увеличить-уменьшить изображение 4 шаг. С помощью кнопки Print Screen скопировать и сохранить изображения на рабочем столе компьютера (в документе Word или Рaint)

  1. Самооценка

Я умею определять особенности различных изображений местности


отлично

хорошо


надо потренироваться




Просмотр содержимого документа
«Приложение рисунки»

Топографическая карта













Просмотр содержимого презентации
«Виды изображения поверхности Земли»

Петроглифы - наскальные изображения древних людей

Петроглифы - наскальные изображения древних людей

Из африканского экспедиционного дневника академика РАН Е.Е. Милановского

Из африканского экспедиционного дневника академика РАН Е.Е. Милановского

«Виды изображения поверхности Земли»

«Виды изображения поверхности Земли»

Задачи: 1. Узнать о способах изображения поверхности Земли.  2. Сравнить различные виды изображения поверхности.  3.Определить какие изображения, дают наиболее полную и точную информацию о местности.

Задачи:

1. Узнать о способах изображения поверхности Земли. 2. Сравнить различные виды изображения поверхности.

3.Определить какие изображения, дают наиболее полную и точную информацию о местности.

Работа с учебником Прочтите 2 первых абзаца §7 на с.42 и найдите определения понятий аэрофотоснимок, топографический план или карта

Работа с учебником

Прочтите 2 первых абзаца §7 на с.42 и найдите определения понятий аэрофотоснимок, топографический план или карта

Музей –заповедник «Поленово»

Музей –заповедник «Поленово»

Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927)

Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов

(1844-1927)

Вывод: более точную и полную информацию об окрестностях музея-заповедника передает топографический план.

Вывод: более точную и полную информацию об окрестностях музея-заповедника передает топографический план.

Домашнее задание § 7, ответить на вопросы 1-3 на стр. 44. I . По снимкам своей местности со спутника, выяснить по каким признакам можно определить объекты на космическом снимке. Подготовить рассказ о ходе и результатах своего исследования 2 . Нарисовать вид школьного участка сверху, используя полученные аэрофотоснимки.

Домашнее задание § 7, ответить на вопросы 1-3 на стр. 44.

I . По снимкам своей местности со спутника, выяснить по каким признакам можно определить объекты на космическом снимке. Подготовить рассказ о ходе и результатах своего исследования

2 . Нарисовать вид школьного участка сверху, используя полученные аэрофотоснимки.

Спасибо за урок !

Спасибо за урок !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок географии "Виды изображения поверхности Земли"

Автор: Пепеляева Ольга Николаевна

Дата: 07.11.2018

Номер свидетельства: 484174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Итоговый тест для проверки знаний обучающихся за курс географии 6 класса "
    ["seo_title"] => string(86) "itoghovyi-tiest-dlia-provierki-znanii-obuchaiushchikhsia-za-kurs-ghieoghrafii-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "201544"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429085968"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Урок географии 6 класс  .Тема:  Обобщающий урок по теме  «Гидросфера».    Учитель географии  МБОУ «Верхнежиримская СОШ»    Котляревская Елена Леонтьевна "
    ["seo_title"] => string(166) "urok-ghieoghrafii-6-klass-tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-gidrosfiera-uchitiel-ghieoghrafii-mbou-vierkhniezhirimskaia-sosh-kotliarievskaia-ieliena-lieont-ievna"
    ["file_id"] => string(6) "137821"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417438238"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Статья " Формирование картографических умений и навыков на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(84) "stat-ia-formirovaniie-kartoghrafichieskikh-umienii-i-navykov-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "173671"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424015786"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок географии 6 класс  .Тема:  Обобщающий урок по теме  «Гидросфера». "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-ghieoghrafii-6-klass-tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-gidrosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "137836"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417439760"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Разработка урока география " Глобус и карта" "
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-uroka-ghieoghrafiia-globus-i-karta"
    ["file_id"] => string(6) "231645"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442581912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства