kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме»: « Городское и сельское население. Размещение населения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по теме»: « Городское и сельское население. Размещение населения»

Цели:

1.Выявить, как осуществляется урбанизация в России.

2.Объяснить типологию городов

3.Дать понятия «урбанизация, агломерация, мегаполис»

Ход урока:

1. Организационный момент

2.Опрос

3. Изучение нового материала:

Существует 2 типа расселения людей: городское и сельское.

- В чём различия? (численность населения, жилищные условия, занятость населения, возможность получения услуг, ритм жизни и….)

- Какой тип расселения появился первым? (сельский, т.к. первоначальное занятие людей – земледелие)

- В результате чего стали появляться города? (Крепости, выгодное транспортное положение         

торговля, ремесла               промышленность, добыча полезных ископаемых, управление)

-Какой населенный пункт можно считать городом? В разных странах критерии выделения города различны. В России город – населенный пункт с числом жителей более 12 тысяч человек, 85% из которых заняты несельскохозяйственным трудом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме»: « Городское и сельское население. Размещение населения» »

Урок 10. Городское и сельское население. Размещение населения.

Цели:

  1. Выявить, как осуществляется урбанизация в России.

  2. Объяснить типологию городов

  3. Дать понятия «урбанизация, агломерация, мегаполис»

Ход урока:

1. Организационный момент

2.Опрос

3. Изучение нового материала:

Существует 2 типа расселения людей: городское и сельское.

- В чём различия? (численность населения, жилищные условия, занятость населения, возможность получения услуг, ритм жизни и…..)

- Какой тип расселения появился первым? (сельский, т.к. первоначальное занятие людей – земледелие)

- В результате чего стали появляться города? (Крепости, выгодное транспортное положение

торговля, ремесла промышленность, добыча полезных ископаемых, управление)

-Какой населенный пункт можно считать городом? В разных странах критерии выделения города различны. В России город – населенный пункт с числом жителей более 12 тысяч человек, 85% из которых заняты несельскохозяйственным трудом.

Города слишком отличаются друг от друга:

Работа с учебником (Пятунин) страница 230 -231



по людности

по функциям

малые – до 20 тысяч человек

Промышленные центры (Магнитогорск)

средние - до 100 тысяч человек

Транспортные центры – порты (Новороссийск)

большие – более 100 тысяч человек

Наукограды (Дубна, Обнинск, Жуковский)

крупнейшие - от 500-1млн человек

Туристические центры (Суздаль)

миллионеры – более 1 млн. человек

Города – курорты (Сочи, Анапа)

Большие города многофункциональны.

Атлас страница 6

К началу ХХ века в России было 430 городов. Все они размещались в европейской части. В ХХ веке начался стремительный рост городов. Сейчас в России 1037 городов.

Урбанизация – рост городов, преобладание городского образа жизни.

Сейчас в городах России проживает 73% населения (в мире 45%). Особое место в процессе урбанизации играют города –миллионеры.

- Назовите их (пользуясь картой атласа страница 6).

Разрастаясь города - миллионеры, поглощают свои города-спутники, образуя «скопление» городов – городские агломерации.

Городская агломерация – это группы близкорасположенных городов, объединенных тесными связями:

  1. Трудовые (из Жуковского в Москву на работу)

  2. Культурно-бытовые (поездки в театр, в магазины)

  3. Производственные (поставка сырья)

  4. Инфраструктурными (совместное использование коммуникаций, сетей (тепло-,

энерго-, водо -,газоснабжения, очистных сооружений).

Мегаполис – (греч.megas – большой, polis-город; происходит от названия древнегреческого города Мегалополь, возникшего от слияния более чем 35 поселений) – наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций. ( В будущем Москва – Н.Новгород)



Город рост городов урбанизация агломерация мега(ло)полис



Сельские поселения

деревня

село

хутор

станица

аул



Работа с учебником страница 235 (Пятунин)



Размещение населения

Плотность населения – показатель населенности территории, определяется как число жителей на единицу площади.

Расселение по территории страны неравномерно:

  • 80% проживает в Европейской части страны плотность – 27 чел./ км²

  • В восточных же районах она снижается и достигает минимальных значений – 2,5 чел./ км²









Санкт-Петербург 2. Зона Севера: 64% площади РФ

7% населения РФ (10 млн. человек)

0,9 чел./ км² - плотность – очаговое заселение

1.Главная полоса расселения

1/3 площади РФ





Волгоград 93% населения Владивосток

50 чел./ км² - плотность



Средняя мировая плотность населения – 44 чел./ км²


Факторы, влияющие на размещение населения

Природные условия

Исторические факторы

Социально-экономические


-Высчитайте среднюю плотность населения в России на 2009 год. 141,8 : 17,1 =8,29 =8,3 чел./ км²




Домашнее задание: §8, задания, к. карта(страница 4, вопрос 1,5)

1. Подберите группы названий для городов, которые меняли свои «имена»

Нижний Новгород, Вятка, Екатеринбург, Царицын, Самара, Тверь, Ленинград, Горький, Санкт-Петербург, Киров, Куйбышев, Калинин, Свердловск, Волгоград, Орджоникидзе, Рыбинск, Устинов, Ульяновск, Дзауджикау, Екатеринодар, Симбирск, Щербаков, Ижевск, Владикавказ, Андропов, Козлов, Сталинград, Сталиногорск, Мичуринск, Новомосковск, Краснодар.

Например: Царицын-Сталинград-Волгоград

2.Назовите функции городов:

1вариант: Сочи, Туапсе, Обнинск, Москва, Суздаль

2 вариант: Санкт-Петербург, Магнитогорск, Анапа, Жуковский, Находка



1. Ответы:

1. Нижний Новгород- Горький

2. Вятка – Киров

3. Екатеринбург – Свердловск

4. Самара – Куйбышев

5.Тверь-Калинин

6. Санкт-Петербург – Ленинград

7. Дзауджикау – Орджоникидзе – Владикавказ

8. Рыбинск – Щербаков - Андропов

9. Сталиногорск – Новомосковск

10. Ижевск – Устинов

11. Мичуринск – Козлов

12. Симбирск – Ульяновск

13. Краснодар – Екатеринодар



2.

1 вариант

2.вариант

Сочи – курорт

Санкт-Петербург - столица, промышленный, туристический, научный, портовый центр

Туапсе – порт

Магнитогорск – промышленный центр

Обнинск -наукоград

Анапа- курорт

Москва – столица, промышленный, туристический, научный, транспортный центр

Жуковский - наукоград

Суздаль – туристический центр

Находка - порт




1. Подберите группы названий для городов,

которые меняли свои «имена»


Нижний Новгород, Вятка, Екатеринбург, Царицын, Самара, Тверь, Ленинград, Горький, Санкт-Петербург, Киров, Куйбышев, Калинин, Свердловск, Волгоград, Орджоникидзе, Рыбинск, Устинов, Ульяновск, Дзауджикау, Екатеринодар, Симбирск, Щербаков, Ижевск, Владикавказ, Андропов, Козлов, Сталинград, Сталиногорск, Мичуринск, Новомосковск, Краснодар.

Например: Царицын-Сталинград-Волгоград


2.Назовите функции городов:

1вариант: Сочи, Туапсе, Обнинск, Москва, Суздаль

2 вариант: Санкт-Петербург, Магнитогорск, Анапа, Жуковский, Находка


1. Подберите группы названий для городов,

которые меняли свои «имена»


Нижний Новгород, Вятка, Екатеринбург, Царицын, Самара, Тверь, Ленинград, Горький, Санкт-Петербург, Киров, Куйбышев, Калинин, Свердловск, Волгоград, Орджоникидзе, Рыбинск, Устинов, Ульяновск, Дзауджикау, Екатеринодар, Симбирск, Щербаков, Ижевск, Владикавказ, Андропов, Козлов, Сталинград, Сталиногорск, Мичуринск, Новомосковск, Краснодар.

Например: Царицын-Сталинград-Волгоград


2.Назовите функции городов:

1вариант: Сочи, Туапсе, Обнинск, Москва, Суздаль

2 вариант: Санкт-Петербург, Магнитогорск, Анапа, Жуковский, Находка






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по теме»: « Городское и сельское население. Размещение населения»

Автор: Гливенко Татьяна Николаевна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок географии на тему "Сельское население, плотность и размещение населения" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_ghieoghrafii_na_tiemu_siel_skoie_nasielieniie_plotnost_i_razmieshchieniie_n"
    ["file_id"] => string(6) "380207"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484592870"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Размещение населения. Городское и сельское население России. 8 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "razmeshchenie_naseleniia_gorodskoe_i_selskoe_naselenie_rossii_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "568596"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1608970656"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Городское и сельское население мира, понятие об урбанизации "
    ["seo_title"] => string(67) "gorodskoie-i-siel-skoie-nasielieniie-mira-poniatiie-ob-urbanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "144175"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418662966"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) ""Этнический, языковой и религиозный состав населения России", 8 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "etnichieskii-iazykovoi-i-rielighioznyi-sostav-nasielieniia-rossii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "183411"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425862867"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Практическая работа №2 «Определение по карте закономерностей в размещении населения, естественного прироста населения, уровней урбанизации» "
    ["seo_title"] => string(161) "praktichieskaia-rabota-2-opriedielieniie-po-kartie-zakonomiernostiei-v-razmieshchienii-nasielieniia-iestiestviennogho-prirosta-nasielieniia-urovniei-urbanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "125746"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415039400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства