kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии на тему "Сельское население, плотность и размещение населения" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сельское население, плотность и размещение населения.

Цели:

  • Изучить плотность населения Казахстана.
  •  Познакомить с основными типами сельских и городских поселений, образом жизни сельского и городского населения, особенностями культуры.
  • Выяснить влияние урбанизации на деревню, последствия и возможные пути решения,
  • Воспитывать любовь к родному селу, к своей Родине.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Выполнение теста
  4. Изучение нового материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии на тему "Сельское население, плотность и размещение населения" (9 класс)»

Класс:9 Дата:19.10.13

Урок № 14 Тема: Сельское население, плотность и размещение населения.

Цели:

  • Изучить плотность населения Казахстана.

  • Познакомить с основными типами сельских и городских поселений, образом жизни сельского и городского населения, особенностями культуры.

  • Выяснить влияние урбанизации на деревню, последствия и возможные пути решения,

  • Воспитывать любовь к родному селу, к своей Родине.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Выполнение теста

  4. Изучение нового материала

- Однажды один учитель был в большом городе и когда вернулся, сказал: Я переполнен радостью. Это было так интересно, возвышенно.

Тогда его ученик подумал: «Там было так замечательно! Я должен пойти и посмотреть». Он пошел через город, вернулся и сказал: Ужасно! Как ужасен мир! Все куда то бегут, ничего не замечая. Вот что я видел. Я не чувствовал ничего, кроме подавленности, как будто все мое существо разрывается на части.

Да – сказал учитель: - Ты прав.

- Но объясни мне, - сказал ученик, почему ты так восторгался после того, как вернулся, а я разрываюсь на части? Я не могу вынести этого, это ужасно.

Учитель сказал: «Ты шел не в том ритме, в котором шел через город я».

- Исторически сложилось так, что бурная стремительная жизнь города резко отличается от спокойной размеренной жизни сельских поселений и сегодня на уроке ребята мы рассмотрим городское и сельское население нашего государства.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Вопросы к классу:

- Как вы понимаете понятие «посёлок городского типа»? (населённые пункты с числом жителей более 3 000, из которых 85% не занято в сельском хозяйстве.)

- Какие населённые пункты считаются сельскими? (населённые пункты с населением менее 12 000 человек.)

- Что характерно для сельского образа жизни?

- Что является главным занятием сельских жителей? (Сельское хозяйство – растениеводство и животноводство)

Почему сёла не должны быть крупными? (чем крупнее населённый пункт. Тем дальше добираться до полей)

- От чего зависит плотность сельских населённых пунктов? (чем плодороднее почва, тем больше количество людей она может прокормить, тем выше плотность населения)

Свыше 2/5 населения Казахстана (6 млн 460 тыс. человек) живёт в сельских поселениях.. При этом средняя плотность населения в Казахстане составляет 5,5 человек на км2.

Становление сельского расселения включает 4 периода:

  1. (17-18 вв) – поселения появились вокруг крепостей на Уральской, Ишимской и Иртышской укреплённых линиях.. Однако из-за тяжёлого труда краепостные крестьяне бежали и организовывали свои поселения в долине Бухтармы.

  2. 19-начало 20 веков. Число сёл быстро росло. На юге появились узбекские крепости и кишлаки, поселения бежавших из Китая уйгуров и дунган, аулы оседавшего казахского населения.

  3. Образовалась основная часть населённых пунктов. Одни из сёл связаны с коллективизацией и массовым оседанием кочевников, другие - с развитием совхозов и огородно-пастбищного животноводства. В предвоенные и военные годы появилось много сёл депортированного корейского и немецкого населения. Много сёл построили целинники.

  4. Современный период. Спад производства, ликвидация колхозов и совхозов привели многие сёла к запустению. Закрылись дома культуры, библиотеки, больница, школы. Стали уезжать люди.

Но на сегодняшний день кризис сменился экономическим ростом. Началось возрождение села. Заработали государственные программы развития сельских территорий. Они повлияли на динамику сельского населения. В 2003 году. Впервые после 10-летнего перерыва, его численность возросла.



Сельское население Казахстана росло медленнее городского. С 1897 по 2005 гг. оно увеличилось лишь в 1,7 раза – с 3 млн 926 тыс. до 6 млн 479 тыс. человек.

Больше всего сельчан в Казахстане живёт на севере (1/4) и юге (1/2) в Южно-Казахстанской, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях.

Всего в Казахстане 7424 населённых пункта. Сельское расселение сложилось под сильным влиянием природных условий. В лесостепях и степях Севера огромные площади занимают пашни. К ним приближены населённые пункты. Они довольно равномерно размещены на берегах рек и озёр.

В предгорьях жаркого и сухого Юга, где развито поливное земледелие, сёла. Большей частью, крупные. Они цепочкой тянутся вдоль речных долин и каналов.

В пустынной и полупустынной средней полосе распространено пастбищное животноводство. Здесь преобладают мелкие, отдалённые друг от друга селения.

Современное казахстанское село сталкивается со сложными социальными проблемами:

  1. Сохраняется большая безработица, особенно среди молодёжи.

  2. Заработная плата в 3 раза меньше, чем в промышленности.

  3. Сельская местность уступает городам по условиям жизни. Многие населённые пункты неблагоустроенны. Каждое четвёртое население не имеет школы, каждое седьмое – больницы. Почти всё сельское население имеет печное отопление и лишь 3% - ванны. Самая острая проблема – снабжение качественной питьевой водой. Только 1/5 сельских жителей получают её из водопровода.

  4. Отсутствие связи с городом. Почти 2/5 сельских поселений не имеет хороших дорог, ведущих в города.

  5. «Проблемные» и «неперспективные» сёла. Многие из них ликвидируются. Благоустраивать неперспективные сёла сложно и дорого. Дешевле переселять людей. Но тогда увеличивается незаселённая территория, без того большая.

Для создания наиболее комфортных условий для сельчан, надо улучшить систему расселения.С этой целью разрабатывают генеральные схемы расселения. Важную роль в их составлении играет экономическая и социальная география.

Вывод: Казахстан в значительной мере – страна сельских жителей. Сельское расселение влияет на размещение всего населения страны, которое отличается большой неравномерностью. Улучшение социально-экономического положения современного казахстанского села – важная задача общества.

  1. Закрепление.

- В чём отличие сельских поселений от городских? (по численности населения; по занятию населения)

- Почему в центральной части Казахстана преобладают мелкие сёла, в отличие от юга и Севера?

- Назовите 2 главные зоны расселения сельского населения в Казахстане?

- Докажите. Что сельские поселения возникают на ресурсах. (сельские жители используют земельные, лесные. Охотничьи и водные ресурсы. Используя ресурсы, жители деревни сами себя обеспечивают почти всем).

Домашнее задание: читать параграф «Сельское население», составить полный список сел нашего района.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок географии на тему "Сельское население, плотность и размещение населения" (9 класс)

Автор: Илющенко Анна Александровна

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 380207

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Организация подготовки ЕНТ и ВОУД по географии.Анализ результатов пробных тестирований "
    ["seo_title"] => string(97) "orghanizatsiia-podghotovki-ient-i-voud-po-ghieoghrafii-analiz-riezul-tatov-probnykh-tiestirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "154395"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421155836"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) ""Этнический, языковой и религиозный состав населения России", 8 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "etnichieskii-iazykovoi-i-rielighioznyi-sostav-nasielieniia-rossii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "183411"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425862867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства