Урок по окружающему миру на тему " Природная зона –степь".
Урок по окружающему миру на тему " Природная зона –степь".
сформировать у учащихся представления о природной зоне степи, познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей
способствовать развитию компенсаторных возможностей учащихся. воспитывать бережное отношение к природе, прививать мысль о ее необходимости охраны
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру на тему " Природная зона –степь".»
Природная зона –степь.
Цели:
1. Сформировать у учащихся представления о природной зоне степи. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, а также хозяйственной деятельностью людей.
2. Развивать познавательный интерес.
Способствовать развитию компенсаторных возможностей учащихся: развитие слухового восприятия, развитие мелкой моторики и осязательного восприятия, пополнение словарного запаса
3. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать мысль о необходимости ее охраны, то есть задумываться над решением экологических проблем.
- Мы сегодня снова собрались здесь для того, чтобы продолжить наше путешествие по природным зонам России.
В каких уголках России мы побывали?
–В какой из этих трех зон много растений, много животных?
=Почему.?
Наша страна большая красивая и очень разнообразна в своей природе.И мы сегодня посетим еще одну природную зону.
Догадайтесь , что это за зона, не догадаетесь, я вам подскажу.
На все стороны путь
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь
Неоглядный простор
Степь.
Мы посетим степь.
Мы с вами летали на самолете, ехали на оленьей упряжке, ходили пешком, а сегодня мы никуда не полетим не поедем, ни пойдем.Мы останемся здесь.
А почему?
-У нас будет необычный урок –в форме научно-эстетической конференции.
-К нам пришли на урокпредставители разных наук, которые изучали условия жизни степиРоссии. И они сегодня готовы поделиться с нами своими наблюдениями и показать особенности этой зоны.
Первым заслушаем доклад представителя такой науки, как география. Что такое география? География – это очень древняя наука. Наука о земле «землеописание»
Зона степей расположена южнее зоны лесов и протянулась широкой полосой с запада на восток России.
По площади эта зона.меньше зоны лесов и тундры
Для зоны степей характерна смена всех времен года.
Лето в степях более длинное, чем в лесной зоне. Здесь больше солнца, больше солнечных лучей попадают на землю и прогревают ее даже до 40 градусов.Погода летом стоит сухая. В степи часто дуют горячие сухие ветры,- суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дождей здесь мало.
Зима короче и теплее , чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -20-30 градусов. Снега мало.Для второй половины зимы характерны сильные ветра переходящие в метель.
Да, дети. так как мы здесь живем , то можем наблюдать за сменой всех времен года.
_А сейчас в работу включаются наши ботаники и зоологи.
Ботаника- это наука о растениях. О жизни и развитии растений.
Особенностью растительного мира степей является почти полное отсутствие деревьев. Все растения травянистые, растут на плодородной почве и каждое растение по своему приспособлено к жизни в условиях жаркого, засушливого лета. Некоторые из них =тюльпаны и ирисы-цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почведостаточно влаги.
Такие растения как ковыль и типчак переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги. У многих растений листья могут свертываться в сухую погоду что бережет их от высыханияВ степи растут лекарственные травы и травы из которых человек получает мед. Это такие как:зверобой, душица, шалфей, ромашка.
-В степи есть необычное растение, у которого из-за жары высыхает стебель. Это растение отделяется от корня и превращается в красивый ажурный травяной шар. А когда появляется ветер то как бы начинает катать эти шары. И от сюда это растение получило название-перекати-поле. в степи.
Очень красива степь во время цветения.
_ Спасибо за работу нашему ботанику.
-А сейчас предоставим слово.-зоологу.
Зоология – это наука о жизни животных.
В степи нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых. Отовсюду доносится громкое стрекотание кузнечиков.Живут в степной зоне различные бабочки,пчелы шмели и другие насекомые-опылители.
Раз есть насекомые, значит есть и много разных птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа. Дрофа- это одна из самых крупных птиц нашей страны ее еще называют степным великаном. Летает она хорошо, но еще лучше бегает на длинных сильных ногах.
В степной зоне много грызунов., например суслики, хомяки, мыши-полевки. Степь-открытое место, поэтому от жары и от хищников грызуны могут спрятаться только в норы. И, конечно, в степи есть хищники. Это степной орел степной хорек степная гадюка.которая питается грызунами.
Окрас степных животных под цвет растительности.
Заслушаем историка.
История- это наука о прошлом о прошлой жизни людей, о деятельности человека.
Население степной полосы с давних времен занимается разведением скота: коров, овец, лошадей.
Так как в степях почвы плодородны, люди давно начали активно использовать их в своей хозяйственной деятельности.
Больше половины степей распахано. Люди выращивают на полях пшеницу, подсолнечник,просо, кукурузу, рожь, гречиху..
Такое растение как подсолнечник вам знакомо
А пшеница
Физминутка для глаз.
Экологи.
Экология –это новая наука. Занимается охраной и защитой всего живого на земле.
Так как люди превратили степи в поля
Многим растениям и животным степей грозит исчезновение. Главная причина –в распашке степных земель.Люди превратили степи в поля.
Еще одна причина-на нераспаханных участках степей пасут скот. Неумеренный выпасприводит к разрушению почв.исчезновениюрастений.
С давних пор люди не только распахивали степи, нои охотились на степных животных Одни совсем исчезли, а другие стали редкими.
Чтобы сохранить природу степей и умножить ее красоту, в Россиисоздают заповедники. В саратовской области находится национальный парк «Хвалынский». Еще для улучшения охраны природы и сохранения растений и животных края планируется создатьзаповедник «Саратовский степной»В этом заповеднике будут разводитьдрофу, а также сохранять тюльпанные степи. Такое растение как пионтонколистый, животные: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка занесены в Красную книгу.
-Первая часть нашей конференции подошла к концу, давайте отдохнем.
Физминутка . Представить себя каким-нибудь растением степи. Ранняя весна - дети показывают как быстро растут растения. Подул ветерок –дети раскачиваются. Садятся
Интересна природа степи, разнообразна.Ее изучают не только ученые. Ширь, простор, красота, величие степи вдохновляла поэтов,художников, композиторов.
Демонстрируются картины, на которых изображена степь, читается стихотворения поэтов, которые воспевают красоту степи, слушается музыкальное произведение, в котором можно услышать звуки жизни степи
Итог.
Государственное бюджетное специальное (коррекционная) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида г. Саратова»