kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии на тему: "Вулканы. Горячие источники."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время урока дети изучают типы вулканов. Должны научиться отличать вулканы от гейзеров. Познакомятся с исторической справкой. Ответят на ряд вопросов: почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные про­межутки времени, и многое другое.

На уроке используются различные виды работы с учащимися: актуализация знаний, опрос, индивидуальная работа, практическая работа и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по географии на тему: "Вулканы. Горячие источники." »

Урок

Вулканы. Горячие источники

Цель урока:

Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзе­ров. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов

Оборудование:

Карта полушарий; карточки с терминами «магма», «мантия», ла­ва; фрагменты видеозаписей; демонстрационная таблица «Типы вулканов».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Опрос.

III. Изучение нового материала.

Задания на знание фактов, понятий:

- Что такое землетрясения, каковы его причины? (Землетрясе­ние - подземные удары и колебания земной поверхности, вы­званные главным образом тектоническими движениями.)

-Объясни - термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.

Какие разрушения производит землетрясение в 1, 3, 7, 10 баллов?

Что такое горст и грабен? В результате каких движений они образуются?

(В результате наложения вертикальных и гори­зонтальных движений)

-Задания на проверку понимания связей:

Может ли быть землетрясения в вашей местности? Почему?

Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?

Как предсказать землетрясения?

Каковы требования к строительству зданий в сейсмически ак­тивных зонах?

-Задание на проверку умений:

1. По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения.

2. Каковы ваши действия при землетрясении (если вы на улице, если вы внутри здания)?

III. Изучение нового материала.

Желательно включить видеомагнитофон с записью извержения вулкана или фотографию, картину.

О каком явлении природы мы будем сегодня говорить? (О вул­канах.)

Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется, откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные про­межутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке. Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

(Дети отве­чают чаще: «огнедышащая гора».)

Давайте послушает сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося):

Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов.

В одном из Древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном - чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог - громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались ог­ненные стрелы - молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре гро­зит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извер­жение вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, по­кровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назы­вался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преда­нию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулканов Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вы­рывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканов, как и бога огня.

Нарисуйте вулкан в тетради, а на доске будет работать (фами­лию ученика). Подпишите, где находится жерло, кратер, конус вулкана.

- 1 ряд запишет, что такое кратер, 2 ряд - жерло, 3 ряд - конус.

Кратер - (от греч. кrаtег - большая чаша) - углубление диамет­ром от нескольких десятков метров до нескольких километ­ров. Обычно располагается на вершине.

Жерло - вертикальный или наклонный канал, по которому выте­кает лава.

Конус - вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вяз­кой - куполообразные. Как вы думаете, как образуется конус? На самом деле конус нарастает постепенно.

Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается

первый слой лавы и застывает, по нему - выливается второй слой и т. д. И получается слоистый конус.

Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора?

(У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус.)

Вернемся к нашему первому рисунку. Как называется второе

жерло и кратер? (Боковые или паразитические.)


Но оказывается, что есть вулканы, у которых конуса нет или
конус имеет другое строение.

Учитель обращает внимание на демонстрационную таблицу «Ти­пы вулканов» и объясняет особенности различных типов вулканов: площадной, трещинный, гавайский, стромболианский, плинианский, этно - везувианский.

- Вулканы могут находится на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой земной коре?

Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше встре­чаются в зоне расхождения литосферных плит, т. е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

Начертите схему в тетради:

- Позже мы еще вернемся к этой таблице. Какие бывают типы конусов вулканов? Итак, скажите, что же такое вулкан?

Вулкан - это геологическое образование, возникшее над трещи­ной в земной коре, по которой извергается на земную поверх­ность лава.

У детей может быть другой вариант определения: вулкан - это геологическое образование, имеющее жерло и кратер, иногда имеющий вид конуса.

- Посмотрите на рисунок, как вы думаете, где будет больше вулканов - на дне океанов или на материке?

(На дне океанов, т. к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)

Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Про­читайте учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются. (Уснувшие - об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекра­тилась, нет.)

Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем скажи­те, как называется это явление: источник, периодически вы­брасывающий фонтаны горячей воды и пара. (Гейзер.)

Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? {Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанируют)

Учитель вывешивает на доске таблички: «магма», «лава», «ман­тия» - и предлагает поставить процесс превращения одного вещест­ва в другое.

МАНТИЯ - МАГМА - ЛАВА

Вспомним состояние мантии. (Вязкая.)

Почему мантия вязка, ведь она нагрета до температуры 2000- 2500°С?

(На нее воздействует большое давление, при котором внутреннее вещество Земли не может находиться в жидком состоянии)

Мантия вязкая, но где, по-вашему, мантия станет жидкой? По­чему?

(Около трещины давление понизится.)

Мантия в жидком состоянии станет магмой. Подпишите на схемах. Когда магма выльется наружу, она станет... (Лавой.)

А теперь поработаем в парах. Расскажите друг другу, что та­ кое мантия, магма, лава.

Ответьте, какие продукты извержения вулканов перечислены в следующем сообщении:

Лава имеет температуру 1000°С и течет по склонам со скоростью 50 км/ч. Как только лава встречает на своем пути реку, озеро или море, она быстро застывает и образует обсидиан - вулканическое стекло.

Вулканические бомбы и глыбы. Глыбы имеют угловатую форму и бывают очень большой величины, иногда с дачный домик. Бомбы округлые, вытянутые, они приобретают форму в полете, у некото­рых даже образуется хвост, как у кометы.

Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмот­реть на него под микроскопом, то станет видно, что это Осколки вулканического стекла, их форма - маленькие треугольники.

Вулканические газы - это горячие газы, температура их достига­ет 800-1000°С. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, уничтожая деревья, дома, людей. Везувий зев открыл –

Дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, Как боевое знамя. Земля волнуется -С шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, Под воспаленным прахом. Толпами, стар и млад, Бежит из града вон.

(А. С. Пушкин.)

Какие продукты извержения описываются в стихотворении
А. С. Пушкина? (Лава, вулканические бомбы, пепел.)

А теперь вернемся к демонстрационной таблице «Типы вулка­нов». Опишите продукты вулканизма во всех шести типах.

(Работа проводится в группах.)

IV. Итоги урока

- Итак, мы с вами изучили новую тему. Подведем итог, что вы
узнали нового на уроке?

Домашнее задание

Г.: § 19; К.: § 27, 28.

Обозначить на контурных картах потухшие и действующие вул­каны: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевая Сопка, ; Кракатау, Фудзияма, Гекла, Эльбрус.

Информация для учителя

Магма (от греч. та§та - густая мазь) - расплавленная масса глу­бинных зон Земли.

Мантия (от греч. таппоп - покрывало, плащ) - геосфера, окру­жающая ядро Земли. Вещество находится в твердом, кристал­лическом состоянии (есть версия, что в вязком.)

Лава (от лат. 1ауе1ез - обвал, падение) - магма, излившаяся на по­верхность.

Извержение Везувия. Гибель Помпеи

О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до на­шего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писа­телю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня:

«24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины... Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело, Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся ог­ромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще яс­ный день, здесь царила ночь...

Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие горо­да полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи ^/залило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тыся­чи людей.

Но на этом Везувий не успокоился - почти 7 лет уже на протяже­нии нескольких столетий происходят извержения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
урок по географии на тему: "Вулканы. Горячие источники."

Автор: Кондратюк Людмила Николаевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 157066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок для 6 классов - "Вулканы, горячие источники, гейзеры""
    ["seo_title"] => string(54) "urokdlia6klassovvulkanyghoriachiieistochnikighieiziery"
    ["file_id"] => string(6) "304037"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457633863"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "урок по географии 6 класс по теме "Вулканы, горячие источники, гейзеры" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-po-ghieoghrafii-6-klass-po-tiemie-vulkany-ghoriachiie-istochniki-ghieiziery"
    ["file_id"] => string(6) "192177"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427433625"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок по географии в 6 классе "Вулканы. Горячие источники, гейзеры" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-po-ghieoghrafii-v-6-klassie-vulkany-goriachiie-istochniki-ghieiziery"
    ["file_id"] => string(6) "119716"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413482438"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "План-конспект урока на тему: Вулканы. Горячие источники, гейзеры. "
    ["seo_title"] => string(70) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-vulkany-goriachiie-istochniki-ghieiziery"
    ["file_id"] => string(6) "120138"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413626456"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Урок по географии на тему: « Движение земной коры. Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»"
    ["seo_title"] => string(115) "urok-po-ghieoghrafii-na-tiemu-dvizhieniie-ziemnoi-kory-ziemlietriasieniia-vulkany-ghoriachiie-istochniki-ghieiziery"
    ["file_id"] => string(6) "264295"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449679716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства