kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обобщающего повторения на тему: "Природные зоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока.

Образовательная.

  • Дать знание о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах России.

Развивающая.

  • Формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.

Воспитательная. Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщающего повторения на тему: "Природные зоны России" »

Урок обобщающего повторения на тему "Природные зоны России"

Цели и задачи урока.

Образовательная.

  • Дать знание о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах России.

Развивающая.

  • Формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.

Воспитательная. Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.

Оборудование: Карта "Природные зоны России", атлас (стр4-5,14-15,18-19,20-21,22-23),фотографии животных и растений этих зон. Презентация к уроку.

Тип урока. Обобщающее повторение.

.

План урока.

1. Актуализация. Проверка знаний.

2. Работа с картами атласа.

3. Закрепление.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация.

Опрос цепочка.

- Что такое ПТК?

(Природный территориальный комплекс - это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории).

- Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса? (Все компоненты природы тесно и неразрывно связаны друг с другом: солнечная радиация, географическая широта местности, рельеф, климат, почва, растительный и животный мир).

- В иерархии природных комплексов различают три главных уровня? (Локальный, региональный, глобальный).

- Дайте, пожалуйста, им характеристику? (Формирование природных комплексов локального уровня связано с местными факторами, имеющими небольшой радиус действия (например с отдельными элементами рельефа). К этому уровню относится фация, элементарная неделимая географическая единица, то есть однородный комплекс. Региональные природные комплексы формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия : тектонических движений, солнечной радиации...Для этого уровня характерны природные зоны, области.

Глобальный уровень - это географическая оболочка, которая охватывает взаимопроникающие и постоянно взаимодействующие тропосферу, гидросферу, верхние слои литосферы, биосферу.

2. Работа с картами атласа.

Вспомним прошлые уроки и попробуем ответить на вопрос: " Почему Россия не везде одинакова?"

На доске слайд 1Приложение 1.

Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомним как называется закономерность смены природных зон на равнинах.

(Природная зональность).

На доске слайд 2. Проиложение1.

По настенной карте "Природные зоны" определить местоположение природных зон. Смена природных зон на территории России наблюдается с севера на юг.

- Арктические пустыни. На доске слайд 4. Приложение1.

- Тундра. На доске слайд 6. Приложение1

1) По карте природных зон определить положение тундры на территории России.

2) Записать в тетрадь характерные черты зоны тундры.

Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарников: брусника, черника, морошка, карликовая березка).

Много перелетных птиц летом. Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.

- Лесотундра. Слайд 5. Приложение 1.

1) По карте природных зон определить положение лесотундры на территории России.

2) Записать в тетрадь характерные черты лесотундры.

- Тайга На доске слайд.7.Приложение 1.

1)По карте природных зон определить положение зоны тайги на территории России.

2) Записать в тетрадь характерные черты таежной зоны.

- Лесная зона. На доске слайд 8 Приложение 1.

1) По карте природных зон определить положение смешанных и широколиственных лесов на территории России.

2) Записать в тетрадь характерные черты лесных зон.

- Степи и пустыни. На доске слайд 9 Приложение 1.

1) По карте природных зон определить положение степей и пустынь на территории России.

2) Записать в тетрадь характерные черты зоны степей и пустынь.

Зона степей. Информация учащихся. В южной части лесов нет. Здесь расположены безлесные зоны степей и пустынь.

Главные признаки степей:

- Травянистый покров образует плотную дерновину;

- Степи от лугов отличаются наличием ковыля;

- Внешний облик меняется в течение теплого периода, от весны до лета:

Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте вспомним определение этих терминов.

Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи - это горячие и сухие ветры, иссушающие почву. Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.

- Пустыни: На доске слайд 10. Приложение 1.

Делаем записи в тетрадь со слайдов.

- Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите, так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (Географическим положением, климатическими условиями, рельефом) 
Вывод: Итак, сегодня мы подробно разобрали тему " Природные зоны России", выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком, а сейчас проведем закрепление и заполним таблицу.

3. Закрепление.

Таблица чертится на доске.

Название природной зоны

Географическое положение

Типичный облик

Климатические  условия

Почвы

Растительный и животный мир

Использование человеком

Проблемы и перспективы

Арктич.пустыни

Острова Северного Ледовитого океана

Поверхность покрыта снегом

Зима долгая и суровая

 

Мхи, лишайники

 

Загрязнение

Тундра и лесотундра

Побережье С.л. океана

Многолетняя мерзлота

Суровый климат

Тундрово-глеевые

Мхи, лишайники, кустарники, песец, сев олень.

 

Вырубка леса, браконьерство....

Тайга

Хвойные породы

Природные условия неодинаковы

Отличается недостатком тепла

Малоплодородные таежные и горно- таежные

Широколиственные, мелколиственные леса

Лесные ресурсы, пушнина

Вырубка лесов, охота браконьерство:

Лесная зона

Южная часть русской равнины и юг Д.В.

Разнообразна

Своеобразные условия

Дерново- подзолистые

Разнообразные растения, бурый медведь, куница, белка, дятел

ВедениеС/Х

Вырубка леса, эрозии

Степи

Юг Европейской части, сибирь

Хвойно- широколиственные леса

Свое-образ-ные

чернозем

Злаки, ковыль, типчак

ведениеС\Х

Распаханность степей

Полупустыни и пустыни

Юг Прикаспия. Кавказ

Пески и каменистая пустыня

Пустыня

сероземы

Верблюжья колючка, кактусы, антилопы, ящерицы, змеи, грызуны..

Пастбищное животноводство

Сухость климата, высокая испаряемость

Вопросы на закрепление

1. Почему лето в арктической пустыне холодное? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).

2. Почему растительность не образует сплошного покрова? (Разнообразны природные условия, холодное короткое лето, большая часть территории покрыта льдом, угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).

3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой? (Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).

4. Почему преобладают в арктической пустынные хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море).

5. Почему медведь "белый"? (Покровительская окраска позволяет незаметно ждать добычу, а еще в белом волосе находятся пузырьки воздуха, что позволяет не замерзнуть от холода).

6. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега? (Любое темное пятно увеличивает отражающую способность снега, и он быстрее начинает таить).

7. Назовите самую распространенную породу дерева в России? (Лиственница).

8.Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны? (Деревья многолетние,хвоя - неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).

9.Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной? (Кедр-сосна сибирская).

10.Как лиственница приспособилась к условиям тайги? (Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы).

11.Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запас жира).

12.Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса? (Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).

13. Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов? (Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев. Длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.)

14.Чем отличаются почвы смешенных лесов Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? (Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу).

15.Почему дикие животные открытых пространств и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные - в одиночку? (Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)

4. Подведение итогов. Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали, я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока. Выставление оценок за урок.

5. Домашнее задание. Изучить параграфы 23- 27, ответить на вопросы с.144




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обобщающего повторения на тему: "Природные зоны России"

Автор: Гайворонская Елена Григорьевна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Виртуальное путешествие по природным зонам России."
    ["seo_title"] => string(49) "virtualnoe_puteshestvie_po_prirodnym_zonam_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "506831"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555007872"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417453723"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России Степи". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "137977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417454584"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "план-конспект урока по обобщению знаний "
    ["seo_title"] => string(45) "plan-konspiekt-uroka-po-obobshchieniiu-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "144642"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418754174"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "разработка урока по теме Южная Америка"
    ["seo_title"] => string(39) "razrabotkaurokapotiemieiuzhnaiaamierika"
    ["file_id"] => string(6) "298974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456420267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства