Урок географии 10 класс по учебнику А.К. Жумабаева, Е.А. Токпанов «География. Общий обзор мира. Страны СНГ». – Астана: «Арман-ПВ», 2014 г. Учитель Гляненко Ю.В.
Тема: Гидросфера, ее составные части, свойства и круговорот воды
Цель: вспомнят состав, свойства гидросферы, значение круговорота воды, движение воды в Океане, узнают виды льдов в океане.
Ход урока:
1. Орг.момент
Формирование компетенции личностного самосовершенствования: Прием педагогической техники «Пустая чашка» (прил.1)
Учитель предлагает заполнить пустую чашку (Слайд № 3 ) своим мнением о происходящем на уроке. Выразить свое мнение вам помогут фразы (Слайд №4). Заполнять пустую чашку мы будем в конце урока.
2.Закрепление. Проверка домашнего задания
2.1 Проблемный вопрос: почему курс экономической и социальной географии начали с изучения общих закономерностей, в т.ч. климата?
2.2 И.О. 1)Влияние рельефа на климат
2)Влияние океанов и течений
- Проблемный вопрос: - Как вы думаете климат влияет на человека, его характер?(прил.2)
Слайд1 Гиппократ (400 год до н. э) заметил влияние климата и местности на человека. Выделив четыре типа климата, он охарактеризовал поведение и внешний вид человека в зависимости от климатической зоны, и даже предполагал, какие люди смогут побеждать в битвах в зависимости от местности, в которой они выросли.
Слайд 2: 1. Горная страна. Суровые условия жизни. Местность возвышается над уровнем моря, достаточное количество воды. Времена года сильно отличаются.
Люди: Дикие и жестокие по своей природе. Сильно отличаются внешне друг от друга. Воинственные.
2. Низины. Луга. Теплые источники воды. Ветер больше теплый, чем холодный, воздух застойный. Времена года равномерные.
Люди: Тело некрупное, непропорциональное, широкое. Темные цвет волос. Отсутствие храбрости. Люди менее флегматичные и более раздражительные. Эмоциональные. Не придают большого значения труду. Вспыльчивые.
3. Возвышенность. Равнина. Достаточное количество воды. Ветрено.
Люди: Статные. Внешне похожи один на другого. Приветливые и невоинственные.
4. Скудная, неплодородная почва, недостаточное количество воды. Времена года сильно отличаются. Незащищенная местность. Лютый холод зимой и жара летом.
Люди: Крепкие. Хорошо сложенные. Светлый цвет волос. Заносчивые и своевольные.
После определения четырех типов климата и местности и их влияния на поведение, Гиппократ выделил четыре типа темперамента (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик) и связал их с жидкостями тела (кровь, черная желчь, желчь, слизь).
3)Влияние человека на климат
2.3 Ф.О. - Что такое климатические пояса? Сколько их?
- Чем отличаются основные пояса от переходных?
2.4 Самостоятельная работа: Сопоставить названия климатических поясов и их описание (документ "климатические пояса- сопоставление) (прил.3)
3. Н.М.
3.1 Мотивационный этап
Знаете ли вы, что существует более 90 мифов о Всемирном потопе, причем, 13 из них родились в Азии. Все интересные факты о воде, обрушившейся на Землю, связывают с ливнями, снегопадами, цунами, землетрясениями и таянием ледников. Но даже если растопить все ледники планеты, уровень океана не поднимется на тысячи метров. Говорят, что в Китае до сих пор верят, что наводнения посылает дух Кунь-Кунь, который в гневе бьется о столбы, поддерживающие небо, откуда обрушиваются на Землю гигантские водовороты.
Не менее интересные факты об Индии вторят известной библейской истории: индийский Вишна велел человеку собрать по паре животных и семена всех растений на большом корабле.
Что интересно: все предания мира о потопе содержат одну интересную деталь – отсутствие Луны в небе. Знаете ли вы, что приблизившись к Земле, Луна вызывает поднятие почвы на 0,5 метра, а уровня Атлантического океана (в заливе Фанди) на 18 метров? Ученые подсчитали, что если расстояние от Земли до Луны уменьшить в десять раз, то прилив в океане будет стометровым. Если бы Луна сместилась еще ниже и восточнее, то прилив с запада огромной волной захлестнул бы часть Америки, Средиземноморье, Африку и страны Балтики. Максимальная высота волны образовалась бы на восточном побережье Черного моря, последним виднелся бы кавказский Арарат. Продолжающееся наводнение затопило бы Каспий и Арал, и в зависимости от лунной высоты длилось бы от года до месяца. Кругооборот по Земле волна смогла бы сделать за несколько лет.
Немного статистики: растения содержат 90% воды. В организме взрослого человека ее 70%, в организме ребенка – 80%, эмбриона – 94%. Воды мирового океана составляют почти 94% всей воды в гидросфере, а плазма крови человека по химическому составу близка к морской воде. ·
Каждый шестой житель Земли мечтает хоть раз вдоволь напиться воды и не может.
· Наш организм на две трети состоит из воды. Потеря 15% влаги может быть смертельной.
- О какой оболочке мы будем говорить?
3.2 Беседа
- Что такое гидросфера, из каких частей она состоит?
- Наука изучающая гидросферу?
-Какая часть гидросферы приходится на поверхностные воды материков и воду в атмосфере? (Найдите ответ используя текст учебника стр.65)
-Сделайте вывод о значении гидросферы и её взаимодействии с другими оболочками
- Какой процесс связывает все внешние оболочки между собой? (прил2 слайд 3"Круговорот воды" - ученик поясняет)
-Благодаря круговороту воды в природе происходит обновление воды во всех частях гидросферы за различные промежутки времени. Как вы думаете где вода обновляется быстрее всего, а где она задерживается дольше всего? (Слайд 4)
- Какие свойства воды вы знаете? (3 агрегатных состояния, растворимость)
- Соленость? Максимальная, средняя, единица измерения, причины.
- Почему Океан называют "аккумулятором планеты? (медленное нагревание и охлаждение воды)
Средняя t° +17,5, max +19 в Тихом океане
-Как изменяется t° воды с глубиной?
-Как изменяется t° поверхностных вод (к полюсам понижается образование льдов)
3.3 Работа с текстом стр.67-68: составить схему "Виды льдов"
3.4 Взаимопроверка
3.5 Работа в группах "Карусель": 1 группа Водные массы
2 группа Волны
3 группа Цунами
4 группа Течения
5 группа Приливы и отливы
Каждая группа после возвращения своего постера подводит итог: что мы знали, что узнали нового
3.6 Работа с картой: состав Мирового океана - назвать и показать примеры морей(окраинных, внутренних (межконтинентальных, внутриконтинентальных) , полузамкнутых, межостровных), заливов, проливов
3.7 Беседа "Жизнь в Океане - 3 группы организмов"
4. Рефлексия "Пустая чашка" - выразите свое мнение об уроке (слайд 4)
После того как желающие выскажутся предложить посмотреть на то, что произошло с нашей чашкой. Чем она заполнилась. (Возврат по гиперссылке на слайд № 3- кликом по белой чашке появляется красивая чашка. Следует спросить у учащихся, благодаря чему произошли такие изменения. Учащиеся должны заметить, что произошли не только внешние изменения, но и внутренние - чашка наполнилась содержанием
5 Д.З. Воды суши стр.75- 83 составить таблицу: "знал-узнал-удивился"