Просмотр содержимого документа
«Урал - опорный край державы»
Урок географии 8 класс по теме « ПК Урал»
1. Вводная часть (фронтальная беседа)
- Вы уже изучили 2 района европейской части России. Какие? (Рр и Кавказ)
- Определите тему урока по описанию, а это ещё один район России:
Каменный пояс Земли русской
Граница между Европой и Азией
Горы длиной 2000 км, вытянутые вдоль 60-го меридиана
«…. - опорный край державы, ее добытчик и кузнец»!
2. Ход урока
Тема урока:Урал - опорный край державы, ее добытчик и кузнец!
Цель урока: Формирование образа природного района
Задачи:1. Составить общую характеристику района через поисково -исследовательскую работу в группах;
2. На основе результатов поисковой работы, с помощью стендовой и видеопрезентации сформировать образ Урала как крупного природного района России
- Чтобы сформировать образ района, что нам нужно изучить и в какой последовательности? (называют, при этом на доске закрепляются таблички) ГП – Рельеф - Тектоника – Климат - Внутренние воды – Почвы -
- Природные зоны –Экономика - Экология
- Работать предлагаю в группах, где каждый из вас - специалист различных областей знаний: Географы - Геологи геоморфологи - Климатологи – Гидрологи - Почвоведы – Экономисты - Экологи
-На ваших столах конверты с заданием , необходимое оборудование,опорные листы (ОЛ), куда будете вписывать результаты исследования
- На исследование отводится 8 минут, затем отчет у карты, закрепление ОЛ на доске, оценивание работы. Желаю вам удачи!
3. Практическая часть. Поисково -исследовательскаяработа в группах
4. Подведение итогов. Отчет групп последовательно (оценивается объем работы и качество отчета). На доске, в результате отчетности групп, появилась стендовая презентация - продукт урока.
- Итоги работы: Благодаря исследованиям, удалось сформировать образ еще одного природного района России – знаменитого Урала! Осталось лишь рассмотреть его природные зоны, фауну, флору, достопримечательности, их рассмотрите самостоятельно, выполняя д/з
Д/з: параграф 36, заполнение таблицы по результатам работы на уроке
Приложение (карточки с заданиями)
Группа №1 Географы и этнографы Инструктаж
Используя карты атласа выяснить:
Особенности ГП Урала
Какие две крупные равнины разделяет Урал?
Урал делят на 5 частей (природных комплексов). Определите их названия и титулы, используя рис. 85 в учебнике Раковской Э.М. (закрепить названия ПК на рельефной карте)
Как называется наивысшая точка Урала, какова её высота, где она находится?
Прочтите текст и заполните ОЛ №1а
Результаты поиска записать на опорном листе и подготовиться их продемонстрировать у карты
По тектонической карте определите, какая тектоническая структура лежит в основе Урала (плита, платформа или складчатая структура)?
Во время какой складчатости образовался Урал?
Это старые, средние или молодые по возрасту горы?
По шкале высот определите среднюю высоту Уральских гор
Внешне эти горы в виде холмов или имеют остроконечные вершины?
Результаты поиска записать на опорном листе и подготовиться их продемонстрировать у карты
Группа №3 Климатологи Инструктаж
Используя карты атласа выяснить:
В каких климатических поясах расположен Урал?
Определите по рис. 36 учебника средние температуры июля на севере, в центре и на юге.
Какая закономерность проявляется в размещении температуры?
По рис.37 и 38 определите количество осадков (О) и испарение (И) в Предуралье и Зауралье. Посчитайте коэффициент увлажнения (К) для каждого из этих районов. Формула для расчетов: К = О : И
Где влажнее в Предуралье или Зауралье и почему ( атлас стр.14)?
Результаты поиска записать на опорном листе и подготовиться их продемонстрировать у карты
Оборудование: атлас 8 кл., учебник 8 кл
Группа №4 Гидрологи Инструктаж
1.Используя карты атласа выяснить:
Урал – водораздел, каких двух крупных рек России?
Истоки каких реки находятся на Урале?
Много ли озер на Урале? Здесь озера карстового происхождения и находятся они в пещерах.
Урал –пещерный край. Прочтите текст выберите три главные причины образования здесь пещер.
2. Результаты поиска записать на опорном листе и подготовиться их продемонстрировать у карты
Оборудование: атлас 8 кл., книга «Пещеры», образцы сталактитов
Группа №5 Почвоведы Инструктаж
1.Используя карты атласа выяснить:
Происходит ли смена почв на Урале при движении с севера на юг?
Как меняется почвенный покров с севера на юг и почему?
Какие плодородные почвы есть на Урале и где они находятся?
Какие культуры выращивают?
2. Результаты поиска записать на опорном листе и подготовиться их продемонстрировать у карты
Оборудование: атлас 8 и 9 кл., магнитные знаки растительных культур
Группа №6 Экономисты Инструктаж
1.Используя карты атласа (стр. 39 за 9 класс) выяснить:
Какова хозяйственная деятельность народов проживающих на Урале?
Какие полезные ископаемые добывают? (выберите их из коллекции). Что из них производят?
Какие главные производства?
2. Результаты поиска записать на опорном листе и подготовиться их продемонстрировать у карты
Оборудование: атлас 9 класса, коллекция горных пород
Группа №7 Экологи Инструктаж
1.Используя карты атласа (стр.28 за 9 класс) выяснить:
Какие экологические проблемы испытывает Урал?
Какие изменения в природе Урала произошли в результате хозяйственной деятельности?
2. Результаты поиска записать на опорном листе и подготовиться их продемонстрировать у карты
Оборудование: атлас 9 класса
Группа №8 Биогеографы Инструктаж
1.Используя карты атласа выяснить:
В каких природных зонах расположен Урал?
Как меняется растительный покров с севера на юг и почему?
Какие животные встречаются на Урале?
Какие заповедники есть на Урале?
2. Результаты поиска записать на опорном листе и подготовиться их продемонстрировать у карты