Предмет, класс | География, 9 класс |
ФИО учителя | Хестанова О.В. |
Тема урока | Транспорт России |
Место и роль урока в изучаемой теме | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Транспорт России» |
Цель урока | Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта; познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом. | Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся. | воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки. |
Планируемые результаты | Сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи при изучении нового материала, умения сопоставлять различные тематические карты, сформировать знания по теме «Транспорт России» |
Тип урока | Изучение нового материала |
Вид урока | |
Используемые технологии | Информационно – коммуникационные, технология проблемного обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии. |
Учебно-методический комплекс | Источники информации | Оборудование | Дидактическое сопровождение | Материалы для познавательной деятельности ученика |
«География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев, атлас 9 класс
| Презентация к уроку «Транспорт России», интерактивная доска | Карточки со статистическими данными, индивидуальные задания | Статистический материал |
Организационная структура урока |
Название этапа урока | Длительность, мин. | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Ожидаемый результат |
I.Организа-ционный и мотивационный момент | 2 мин. | Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в ходе урока. | | | Ф | Проверяет готовность уч-ся к уроку, информирует о дом. задании. | Готовит рабочее место, Вклеивают в дневники листочки с дом. заданием | Полная готовность класса и оборудования. |
II. 1. Актуализация полученных ранее знаний и умений | 10 мин. | Активизация опорных знаний и умений. | Крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальнего Востока – построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности: молочный или мясной комбинат. Задача для учащихся | Проблемный, частично-поисковый | Ф, П, Г | Ставит проблемную задачу | Приступают к решению проблем, опираясь на карты атласа и полученные ранее знания. Приводят доказательства на поставленные вопросы | Показать знание факторов, влияющих на размещение предприятий промышленности, умение анализировать тематические карты. Должны выявить, что одним из факторов является транспортный. |
2. Подготовка к изучению нового материала | 1 мин | Акцентирование внимания учащихся на изучение нового материала | | | Ф | Называет тему урока | тему урока, записывают в тетрадь, формулируют цель урока | |
III. Изучение нового материала
| 2 мин | | Выражение «Транспорт – кровеносная система страны» «транспорт» | | Ф
Ф | Читает выражение
Озвучивает термин | Доказывают правильность этого высказывания, Записывают термин в тетрадях | Показать умение рассуждать, анализировать, сравнивать |
Работа в группах
| 23 мин | Познакомить уч-ся с составом транспортного комплекса, его ведущими отраслями, рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта, проанализировать географию различных ведущих видов транспорта России; совершенствовать умение учащихся анализировать информацию, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы. | Понятие «Транспорт», виды транспорта, показатели работы транспорта, задачи, которые решает транспортный комплекс, обеспеченность транспортными путями европейской и азиатской частей страны, основные магистрали.
Термин «транспортная система»
| Частично-поисковый, картографический, метод работы в группах, приемы работы с текстовой информацией – составление схем
| Г
Ф | Ставит перед группами задачи
Озвучивает термин
Подводит детей к выводу
| Работают в группах с картами атласа, текстом учебника, составляют схему, делают выводы. Демонстрируют подготовленные материалы, схемы,
Делают вывод о недостаточной обеспеченности транспортной сетью территории страны «Эксперты» предоставляют отчет о проделанной экспертизе представленных объектов | 1гр, - Выявляют составляющие понятия «транспорт», 2гр – обозначают задачи, которые решает транспортный комплекс; 4гр – используя текст учебника, составляют схему «виды транспорта»; 3гр – используя текст учебника, выделяют показатели транспорта; 6гр – работают с картой «Автомобильный и воздушный транспорт», сравнивают плотность автомобильных дорог в европейской и азиатской частях России, 7 гр - работают с картой «Водный транспорт», сравнивают обеспеченность водными путями европейской и азиатской частей России, их роли в экономике. 5гр – работают с картой «Железнодорожный транспорт», выявляют обеспеченность транспортными путями территории страны, определяют основные магистрали;
|
Работа в парах | 7 мин | Познакомить школьников с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития | | Поисковый, работа с текстом | Г | Организует работу учащихся | Работают с текстовой информацией, заполняют таблицу | Выявляют роль различных видов транспорта в хозяйстве, ведущий вид транспорта. |
IV. Подведение итогов | 2 мин | Закрепить знания, полученные в ходе изучения нового материала | | Эвристическая беседа | Ф | Задает вопросы, нацеливает учащихся на вывод. | Делают вывод | |
Диагностика результатов урока | Сформировано представление у школьников о транспортном комплексе России, его ведущих отраслях, их значении в уровне развития регионов страны, об обеспеченности транспортными путями отдельных территорий. Отработано умение учащихся анализировать информацию, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы. |
Домашнее задание | 1 уровень – п. 30 («География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев, атлас 9 класс) 2 уровень – п. 30, составить таблицу «Влияние природных условий на работу транспорта) 3 уровень – п. 30, подготовить сообщение «Транспорт и экология» (автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный) Индивидуальное задание – п. 30, подготовить сообщение «Развитие железнодорожного транспорта в России |