Просмотр содержимого документа
«презентация для урока географии " Железнодорожный транспорт России"»
Урок географии в 8 классе «Железнодорожный транспорт России»
Железнодорожный транспорт в России — одна из крупнейших железнодорожных сетей в мире.
Эксплуатационная протяжённость сети железных дорог общего пользования составляет 85,3 тыс. км, электрофицировано 43,4 тыс. км (на конец 2013 года).
Общая протяженность железнодорожных путей составляет 121 тыс. км (Россия занимает 3-е место в мире, уступая только США (194,7 тыс. км) и Китаю (общая протяженность железных дорог к декабрю 2013 года в Поднебесной превысила 100 тыс км, причем из них более 10 тыс км обслуживают высокоскоростные поезда)
По протяжённости электрифицированных дорог Россия занимает 2-е место в мире (1-е место Китай - 55,8 тыс. км
Характерной особенностью железнодорожного транспорта в России является высокая доля электрифицированных дорог
Железнодорожный транспорт России — один из основных видов транспорта, играющий особо важную роль в дальних грузовых и пассажирских перевозках.
В отрасли работают 1,3 млн человек, что составляет почти 2 % всего трудоспособного населения России.
На долю железнодорожных магистралей сегодня приходится свыше 80 % внутреннего грузооборота (свыше 1 млрд тонн в год) и 40 % пассажирских перевозок (1418,1 млн человек). По ним перевозят 98,6 % железной и марганцевой руды, 92,3 % черных металлов, 87,2 % каменного угля, 88,1 % от общего объема производимых удобрений, 45 млн контейнеров
В состав отрасли входят шесть научно-исследовательских институтов, шесть конструкторских бюро и десять вузов, в которых трудятся свыше 7 тыс. научных работников, включая 580 докторов наук.
По данным Минпромэнерго, в настоящее время парк железнодорожного подвижного состава страны составляет более 22 тыс. локомотивов, 890 тыс. грузовых вагонов, 26 тыс. пассажирских вагонов и более 15 тыс. вагонов электро- и дизельпоездов .
Первая железная дорога
1837 год – открыта первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом
В России первый поезд с локомотивной тягой был пущен на Нижнетагильском металлургическом комбинате в 1834 году. Он приводился в движение паровозом
Средняя скорость поездов составляла32,8 км/ч, а к концу 1860-х возросла до42,7 км/ч
Активное формирование сети железных дорог Российской империи происходило во 2-й половине XIX века , что было обусловлено как потребностями экономики, так и военными интересами государства
После Октябрьской революции все частные железные дороги были национализированы . Управление сетью железных дорог было возложено на Наркомат путей сообщения, преобразованный позднее в Министерство путей сообщения.
Из числа крупнейших железнодорожных строек советского периода можно выделить Турксиб , Трансполярную магистраль, БАМ,«Малый БАМ».
турксиб
БАМ
Кроме того, все крупнейшие дороги были сделаны двухпутными , многие (там, где было экономически целесообразно) электрифицированы.
В России в качествеосновного стандарташирины железнодорожной колеи принята ширина 1520 мм. Наострове Сахалин в силу исторических причин ширина колеи составляет 1067 мм. РЖД планирует до конца 2015 перешить часть (850 км) местных дорог на общероссийский стандарт.
Стандартная длина рельсов —12.5 и 25 метров
Электропитание производится через контактную сеть, в которой используется постоянный электрический ток номинальным напряжением 3кВ или переменный однофазный ток промышленной частоты напряжением 25 кВ.
Железные дороги Россииимеют важное значение вразвитии межгосударственных связейсо странами ближнего зарубежья и международных перевозок
Обеспечивает функционирование и развитие товарного рынка страны
Удовлетворяет потребности населения в передвижении
Удовлетворяет транспортные потребности народного хозяйства
Железнодорожный транспорт разделяют на :
1 Транспорт общего пользования Магистральный, или внешний транспорт
2 Ведомственный транспорт
3 Внутрихозяйственный транспорт
На перегонах с двумя главными путями, как правило, используется правостороннее движение . Единственным исключением является участок Москва-Турлатово Рязанского направления Московской железной дороги, что объясняется историей его проектирования и строительства (для выполнения работ были привлечены английские инженеры).
На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении.
В пассажирообороте же ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота).
Дальние пассажирские перевозки распределяются по железнодорожным линиям неравномерно: Преобладающее значение имеют два направления: южное, меридиональное - от Москвы по Курскому направлению и восточное, широтное - от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь.
Большой пассажиропоток обслуживается железнодорожным транспортом также между Москвой и Санкт-Петербургом и на западных направлениях, связывающих Москву со столицами новых независимых государств - Минском, Киевом, Ригой и др.
При этом восточный
пассажиропоток складывается
в основном из поездок пассажиров на средние расстояния (например, от Москвы до Казани, от Казани до Екатеринбурга и т.д.), так как на расстояниях свыше 1000 км начинают доминировать перевозки пассажиров воздушным транспортом.
Крупнейшими железнодорожными узлами отправления пассажиров в дальнем сообщении являются Москва и Санкт-Петербург в европейской части России и Новосибирск - на востоке страны.
Перспективы развития железнодорожного транспорта
Создание сверхскоростных (со скоростью более 300 км/ч) железных дорог.
Создание единой транспортной системы, т. е. образование общерегиональных систем железных дорог. Так, например, для осуществления транзитных перевозок между зарубежной Европой и Японией через территорию СНГ проложен Транссибирский «мост», по которому грузы проходят до портов Находка и Восточный и далее до Японии морем.
Характеризуя железнодорожный транспорт, необходимо отметить качественные изменения в нем на современном этапе: использование новых видов двигателей, создание бесколёсных поездов, работающих на воздушной подушке, магнитной и электромагнитной подвеске.