Приводить примеры крупных магистралей России, выявлять особенности географического положения.
Личностные: Повысит патриотическое чувство к своей родине.
Ученик получит возможность научиться:
Узнать новые понятия что такое «инфраструктура», «Транспортная магистраль», «Транспортный узел», «Пассажирооборот», «Грузооборот».
Опорные знания:
Особенности рельефа и климата, их влияние на хоз. деятельность.
Форма работы на уроке: групповая.
Учащимся предлагается работа в группах .Учащиеся делятся на 4-е группы. Им предлагается работать по картам атласа, учебнику, дополнительной литературе, презентациям.
Задание: Сравнить обеспеченность разных районов страны разными видами транспорта. Сделать вывод. Отразить полученный результат в виде диаграммы.
Ход урока:
Орг.момент
Приветствие класса. Вопрос классу: вы готовы начать работу? Тогда улыбнитесь мне и своим одноклассникам. Смайл на доске. Каждый раз на нашем уроке мы будем продолжать учиться слушать друг друга ,понимать и помогать друг другу.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, а какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ответы учеников: Химическую промышленность.
Учитель: Хорошо, тогда открывайте свои «рабочие тетради» с дом.заданием на стр 35-36 автора Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А Низовцева, под ред. А.А Алексеева.
Взаимопроверка. Учащимся прилагается поменяться рабочими тетрадями и сравнить с ответами на слайде у учителя. Поставить отметки с комментариями. Внести в таблицу для оценивания.
Приложение №1
Знаю
Затрудняюсь ответить
Не знаю
+
V
-
2
1
3
Учитель: Не забывайте, с маленькой удачи начинается большой успех!
Учитель: С какими отраслями народного хозяйства мы с вами познакомились на протяжении нескольких уроков
Ответы учеников: Отрасли материальной сферы, обрабатывающей и перерабатывающей промышленности
Учитель: А сегодня нам предстоит познакомиться с отраслями третичного сектора- нематериальной сферы. А так же с составом инфраструктурного комплекса. Который мы можем увидеть по схеме в учебнике стр. 68 (записывается на доске)
Учитель: Ребята, скажите, а как вы понимаете, что такое «инфраструктура»?
Ответы учеников: Это то, без чего не возможно развитие современного хозяйства, жизнедеятельность страны, ее населения Части третичного сектора. Работа с учебником стр. 68
Ответы учеников: «Услуга»- особый вид продукции. Это труд, который призван удовлетворять потребности заказчика и клиента.
Учитель: А как вы думаете, что является важнейшим звеном инфраструктурного комплекса? Благодаря чему мы можем обеспечить надежную связь России с другими государствами, между отраслями народного хозяйства страны?
Актуализация деятельности: (Транспорт)
Учитель: Я произношу слово «Транспорт», а вы мне скажите какие у вас возникают ассоциации на это слово
Ответы учеников: Движение, груз, дорога, работа и т.д.
Учитель: Так скажите какая сегодня тема нашего урока?
Ответы учеников: «Транспорт России» (сами формулируют тему урока)
Мотивация и целеполагание:
А как вы думаете, с какой целью, мы должны изучать эту тему? Для того, чтобы ответить на вопрос я вам приготовила вот такие листочки с таблицей и прошу ее заполнить в начале урока. Только первые два столбика.
Приложение №2
Я Знаю
Хочу узнать
Узнал
Изучение новой темы урока:
Учитель: Давайте с вами откроем учебник на странице 69 пар №13. Так что же мы сегодня узнаем на уроке? Работают с учебником ,изучают план содержания параграфа.
Ответы учеников: с понятием инфраструктура, значение транспорта для развитие хозяйства страны, отличительные черты разных видов транспорта, выявить важнейшие магистрали, проблемы транспортного комплекса.
Запись на слайде А что должны знать!
Себестоимость
«Транспортная магистраль»
«Транспортный узел»
«Пассажирооборот»
«Грузооборот».
Учитель: В процессе работы мы с вами выделяем рубрику «самое, самое»
Поэтому в конце урока мы должны ответить на проблемный вопрос.
Считаете ли вы, что какие- то виды транспорта более предпочтительны для развития хозяйства России в современных условиях?
Учитель: Как всегда я предлагаю поработать вам в группах. Контроль над группой проводит спикер группы, который распределяет задание и оценивает работу каждого в группе и в целом работу всей группы.
Учитель: О чем вы должны помнить приступая к работе?
Запись на доске «Странная эта опасность безделье за партой!»
Учитель: О чем мы не должны забыать:
Учиться знать
Учиться делать
Учиться жить
Учиться быть!
Учитель: Приступая к работе в группах , группы получат индивидуальные карточки –задания. (1-разработать план ответа,2- поставить цель для чего необходимо получить ответ на данный вопрос, 3- Какую проблему можно выделить,4- работа с атласам стр 18-19, 5 – показать на настенной карте главные географические объекты по теме, 6- ответ можно представить в виде диаграммы.)
1-я группа
Подготовка
Доказать, что транспорт- кровеносная система страны. ( пар №13 вопрос №2 стр. 69 учебника)
Оценить по пяти балльной шкале преимущество каждого вида транспорта. Указать значение транспорта и его виды. ( пар №13 талб. стр. 69 учебника)
Знать с новые понятия «Пассажирооборот» «Грузооборот» (Словарь стр 272-273)
Вывод: С возрастанием роли транспорта в хозяйственной и общественной жизни страны возрастают и требования к его работе (скорость, надежность, безопасность, четкость информации о местах нахождениях грузов)
Учитель: Какие можно сделать выводы по данному выступлению группы. Работает класс в рубрику «Самое самое»
Учитель предлагает вставлять слова.
Самый быстрый-
Самый надежный-
Самый безопасный-
Самый ценный-
Самый экологически чистый-
Слабо зависящий от климатических условий-
2-я группа
Подготовка
Указать отличительные черты транспортной сети, причины.
Направления сухопутных видов разных путей.
Три основные магистрали направления. Показать на карте.
Знать с новые понятия «Магистраль», «Транспортная система», «Транспортный узел»
Учитель: Не забывайте, что «чтение- это диалог с самим собой»
Вывод:
Магистраль-это основной, самая мощный транспортный узел, транспортные пути.
Транспортный узел – те пути, где сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Транспортная система- совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
Учитель: В чем вы видите проблему?
Ответы учеников группы: Рисунок транспортной сети отличается западных и восточных регионов. Северных районов от Европейской части остальной территории.
Учитель: Какие причины этого?
Ответы учеников группы:
Учитель: не забываете про оценочные листы, в которых вы оцениваете работу группы и своих учеников.
Учитель: Какие особенности развития видов транспорта.?
3-я группа
Выступить с заранее подготовленными сообщениями или презентацией на тему «Трубопроводном и электронном виде транспорта».
Отвечают на вопрос: какие из видов транспорта имеют наибольшее значение для внешнеполитических связей? Показать на карте морские и речные порты.
Вывод: Ж/д транспорт- не зависит от погодных условий, надежность и регулярность, свободное размещение. Препятствие –горные территории .
4-я группа
Выявить проблемы транспорта стр 72-73 учебника
Обратить внимание при ответе на проблемы, возникшие после распада СССР и геополитического положения страны.
Проблемы дети записывают в своих тетрадях. После всех спикеры дают оценку работам групп.
После всех ответов учащихся делают вывод:
Развитие транспорта необходимое условие развития общества. Без этого не возможно ощущения единства России, и реальная ценность нашего государства.
Учитель: И так ребята, мы услышали и послушали ответы группы.
Я предлагаю вернуться к началу урока и ответить на проблемный вопрос. Считаете ли вы, что какие- то виды транспорта более предпочтительны для развития хозяйства России в современных условиях? Вопрос на слайде.
Рефлексия
Что вы узнали на уроке ?
Ответы учеников: понятие «Транспортный узел», «Пассажирооборот», «Грузооборот». Проблемы транспорта и т.д.
Учитель: Дополните схему (изображена на доске) Ученик работает у доски
???
???
???
Зафиксируйте ответы в оценочных листах.
И так , давайте подведем итоги нашего урока
Приложение №2
Я Знаю
Хочу узнать
Узнал
Учитель: Прошу заполнить последний столбик нашей таблицы.
Учитель: Продолжите фразы на слайде
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я на уроке научился (ась)…
Урок дал мне для жизни…
Подведение итогов:
Учитель: Прошу сдать листы.
Учитель: Какие источники информации помогли вам сегодня на уроке?
Учитель подводит итог урока, выставляет отметки за урок с комментариями.
Учитель: Ребята, прошу открыть свои дневники и записать д/з,
(Д/з написано на доске)
пар №13, знать все определения из учебника.
Подготовить по 4-е вопроса для взаимопроверки. «Ты мне -я тебе»
Р/т практическая работа стр 38 (1-е задание)-1 вариант
Р/т практическая работа стр 38 (2-е задание)-2 вариант
По желанию Подготовить презентацию «Транспорт и окружающая среда»
Учитель: Прошу вас прикрепить на забор настроения смайлы. (Учитель заранее в начале урока раздает смайлы грустный и веселый, для того чтобы дети оценили свое настроение на конец урока)