kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Транспорт России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка способствует : способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «транспорт», «транспортная система», «транспортная магистраль», «транспортные узлы»; системы фактов, отображающих реальную действительность развития транспортной системы России;
 

Просмотр содержимого документа
«Транспорт России»

УРОК ГЕОГРАФИИ

9 класс

Тема: «Транспорт России»

Цели урока: 

образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «транспорт», «транспортная система», «транспортная магистраль», «транспортные узлы»; системы фактов, отображающих реальную действительность развития транспортной системы России;

развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, работе с картой, классификации и систематизации информации; обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию любви к «большой и малой» Родине; чувства ответственности за свою личную деятельность в команде и результат деятельности всей команды.

Оборудование: карта «Транспорт России», карточки-задания, атласы, учебники, новые понятия на карточках, карточки для рефлексии.

Учебник: В.Я. Ром, В.П. Дронов. География России. Население и хозяйство.

 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

 ПЛАН УРОКА

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала.



3. Организация деятельности учащихся по первичному закреплению темы: работа с картами. Решение проблемных задач.

4. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.

Контроль знаний основных понятий темы: «транспорт», «транспортный узел», «транспортная система», «магистраль», «грузооборот», «пассажирооборот».

5.Домашнее задание.

6. Рефлексия.

7. Завершение урока.

 ХОД УРОКА


  1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.


Учащиеся при входе в класс по жребию распределяются в 4 группы. Каждая группа занимает место за своим столом. На столе лежат комплекты заданий: блок-схемы, таблицы, символы групп: указатели с изображением машины, самолета, поезда и корабля.



  1. ^ Актуализация полученных ранее знаний и умений.


- Мы изучали на протяжении ряда уроков хозяйство России. 

- Какие межотраслевые компоненты мы изучили?

- В какую сферу производства они входят?

- Что позволяет эффективно работать всем комплексам, которые порой удалены на сотни и тысячи километров друг от друга?

- Итак, тема урока «Транспорт России». Главная цель нашего урока: рассмотреть виды транспорта, особенности каждого вида и эффективность его работы.

Задачи каждой группы: в ходе лекции собрать необходимую информацию, , затем обсудить информацию с классом назвать «+»и «-» по каждому виду транспорта


Изучение нового материала. 



1.Значение транспорта.


2.Компоненты транспорта.


3.Задачи транспорта.

4.Транспортная система.

5. Транспортные узлы и магистрали.


6. Характеристика отдельных видов транспорта.




 ЛЕКЦИЯ «ТРАНСПОРТ РОССИИ» 

Транспорт – от латинского transporto – переношу, перемещаю.

Транспорт – это всё то, что помогает человеку перевозить грузы и самому перемещаться в пространстве.

Транспорт – это важная сфера человеческой деятельности наряду с промышленностью и сельским хозяйством, имеющая непосредственное отношение к географии.

Современная цивилизация без него невозможна. Транспорт доставляет сырьё от места добычи к месту переработки, а готовые изделия – к покупателю. Хотя сам по себе он ничего не производит, без него невозможно никакое производство, а значит, невозможно существование городов и сёл, заводов и ферм. Без него не было бы и государств, вообще всего того разнообразия в развитии регионов, которое определяет социальный и экономический облик страны и мира.

Наконец, без транспорта не было бы и географии как науки, поскольку он сокращает расстояния и делает доступными самые дальние уголки нашей планеты.

Понятие транспорт включает в себя 4 компонента: 


  1. средства передвижения

  2. пути сообщения

  3. вспомогательные устройства (порты, вокзалы, аэродромы и т.д.)

  4. специалистов- транспортников.


Различают транспорт общего пользования и транспорт, действующий в определённой сфере.

В производственной сфере, кроме транспорта общего пользования, большую роль играет транспорт внутрипроизводственный транспорт: конвейеры, транспортёры, краны и другие подъёмные механизмы и устройства, рельсовые пути, автомобильные дороги, подвесные и канатные пути и др.

Во внепроизводственной сфере действует транспорт личного пользования – автомобили, мотоциклы, катера и яхты, сейчас даже вертолёты и самолёты; транспортные средства для военных целей; для научных исследований.

По характеру грузов транспорт подразделяется на универсальный и специализированный.

По применению силы тяги – на парусный, сплавной (под действием силы тяжести), гужевой, паровой, тепловой, электрический, насосный, электропроводный, атомный.

По технике передвижения различают: сухопутный, водный, воздушный.

Транспорт образно называют кровеносной системой экономики. Его основные задачи:

- обеспечение устойчивых связей внутри и между отраслями хозяйства, между отдельными районами страны и разными странами мира;

- своевременное и полное удовлетворение потребностей хозяйства и населения в перевозках;

- повышение экономической эффективности его работы.

Следует отметить, что показателем работы транспорта будет грузооборот и пассажирооборот, которые определяются массой перевезённых грузов (или количеством пассажиров) и тем расстоянием куда они были доставлены, поэтому измеряются они в т · км или пасс. · км.

С помощью какого-либо одного вида транспорта решить свои задачи транспорт не может. Поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга, образуя транспортную систему.

Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, что в крупных городах ,сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения действительно образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы.

Самые важные, основные направления перевозок грузов или главные дороги принято называть магистралями. Например: автомагистраль Москва-Санкт-Петербург, железнодорожная Байкало-Амурская магистраль, воздушная магистраль Москва-Хабаровск, есть и магистральные нефте- и газопроводы, крупные реки – это водные магистрали.

Рассмотрим наиболее важные для России виды транспорта.

Железнодорожный – основной вид транспорта для России с её просторами. Привлекательность рельсовых путей сообщения, прежде всего, в их грузоподъёмности, надёжности, универсальности, относительной дешевизне перевозок. Значение имеет и скорость, особенно на больших расстояниях, независимость от погодных условий, что важно для районов с суровым арктическим, резко-континентальным климатом.

Перевозится по железным дорогам практически всё – от иголок до межконтинентальных ракет, танков. И всё-таки есть грузы, которые чаще наполняют вагоны, цистерны и железнодорожные платформы: топливо, различное сырьё, сельскохозяйственная продукция.

Доставить каменный уголь или железную руду из карьера на перерабатывающие предприятия, перевезти из одного региона в другой продукты питания или товар, предназначенный на продажу, - такие задачи решает этот вид транспорта.

Судьба пассажирских перевозок сложилась непросто. Железные дороги были вынуждены "поделиться" с автомобильным и авиационным транспортом. Поэтому особое значение приобретают скоростные поезда (скорость до 250-350 км в час) – их конкурентами. Остаются популярными пригородные поезда и метро.

Автомобильный транспорт – наиболее маневренный («от двери до двери»). Важное место он занимает в районах, где нет других видов транспорта, например, на Европейском Севере, в Сибири, Дальнем Востоке. А также он имеет преимущество в перевозках грузов до 5 т и в перевозках грузов и людей на короткие расстояния. Именно автомобиль обеспечил высокую подвижность человеческого общества. 

Проблема автомобильного транспорта – дороги: и мало, и качество не то. 

Авиационный транспорт – наиболее дорогой вид транспорта. Основное его назначение - перевозка пассажиров и срочных грузов, прежде всего на дальние расстояния. К достоинствам авиации относится не только скорость, но и независимость от особенностей местности, способность доставлять крупногабаритные грузы. Используется также в районах, где нельзя применять наземный транспорт – в тундре, тайге, горах, арктических льдах.

Скорость, универсальность, комфорт - не всегда главное для транспортного средства.

В XIX веке возник, в XX стал бурно развиваться тихоходный, незаметный, "приземлённый", но зато исключительно дешёвый грузоподъёмный вид транспорта – трубопроводный, который к тому же высокопроизводителен и бесшумен. К сожалению, участившиеся аварии снижают последнее качество.

У трубопроводов очень узкая специализация – перекачка жидких и газообразных грузов: нефти, нефтепродуктов, газа, воды и некоторых других веществ. Он может доставлять и твёрдые грузы – уголь, железную руду, но в измельчённом виде вместе с водой.

Морской транспорт. Значение морского транспорта для России определено положением её на берегах морей акваторий 3-х океанов: Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого. Протяжённость морских границ России– 40 тыс. км. Морские суда – самый дешёвый (после трубопроводов) вид транспорта. Благодаря тому, что выросла грузоподъёмность судов, стали выгодными перевозки на большие расстояния сырья – нефти, угля, руды, различных сельскохозяйственных продуктов – зерна, сахара и других товаров.

Речной и озёрный транспорт. Россия - страна великих и малых рек, которые исстари используются для доставки груза Главное преимущество этого вида – нет нужды строить дороги. К недостаткам отнесём стоимость работы и то, что реки текут не всегда в том направлении, куда нам нужно. Специализируется этот вид транспорта, в основном, на перевозках минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) и сезонных: зерна, овощей, бахчевых культур. Перевозятся также лесные и нефтяные грузы. Играет этот вид транспорта важную роль в туризме.

Канатно-подвесной транспорт. Нашёл применение, прежде всего в горной, сильно пересечённой местности. Доставляет как грузы: руду, лес, так и людей. 



3. Организация деятельности учащихся по первичному закреплению темы: работа с картами. Решение проблемных задач.

1. Назвать классификацию транспорта?

2.Назвать преимущества автотранспорт?

3. Перечислить недостатки автомобильного транспорта?

4. Назовите крупные порты России?

5. Какие проблемы испытывает морской транспорт России?

6. Назовите отрицательные черты авиационного транспорта?


4. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.

Дать понятие: «транспорт», «транспортный узел», «транспортная система», «магистраль», «грузооборот», «пассажирооборот».

5 Домашнее задание: учебник В.П. Дронов, В.Я Ром

 §32-33 стр.137-149

6.Рефлексия. Ученикам раздаются карточки с изображением улыбки, грусти , равнодушия и зависимости от того, как они поняли урок , учащиеся поднимают ту карточку.

7. Завершение урока.

.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Транспорт России

Автор: Саляхиев Алмаз Файзутдинович

Дата: 29.05.2019

Номер свидетельства: 512737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Методическая разработка урока по географии 9 класс "Транспорт России" с элементами ФГОС"
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-9-klass-transport-rossii-s-eliemientami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "269092"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450765207"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Географический тест "Транспорт России" "
    ["seo_title"] => string(41) "gieoghrafichieskii-tiest-transport-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137653"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417415819"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "презентация для урока географии " Железнодорожный транспорт России""
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-dlia-uroka-ghieoghrafii-zhielieznodorozhnyi-transport-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "249954"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446997232"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Методическая разработка по географии "Транспорт России""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaia_razrabotka_po_ghieoghrafii_transport_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "345716"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474790449"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "сухопутный транспорт России "
    ["seo_title"] => string(28) "sukhoputnyi-transport-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "172257"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423794439"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства