Данная разработка способствует : способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «транспорт», «транспортная система», «транспортная магистраль», «транспортные узлы»; системы фактов, отображающих реальную действительность развития транспортной системы России;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «транспорт», «транспортная система», «транспортная магистраль», «транспортные узлы»; системы фактов, отображающих реальную действительность развития транспортной системы России;
развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, работе с картой, классификации и систематизации информации; обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию любви к «большой и малой» Родине; чувства ответственности за свою личную деятельность в команде и результат деятельности всей команды.
Оборудование: карта «Транспорт России», карточки-задания, атласы, учебники, новые понятия на карточках, карточки для рефлексии.
Учебник: В.Я. Ром, В.П. Дронов. География России. Население и хозяйство.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
ПЛАН УРОКА
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
2.Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала.
3. Организация деятельности учащихся по первичному закреплению темы: работа с картами. Решение проблемных задач.
4. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.
Контроль знаний основных понятий темы: «транспорт», «транспортный узел», «транспортная система», «магистраль», «грузооборот», «пассажирооборот».
5.Домашнее задание.
6. Рефлексия.
7. Завершение урока.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
Учащиеся при входе в класс по жребию распределяются в 4 группы. Каждая группа занимает место за своим столом. На столе лежат комплекты заданий: блок-схемы, таблицы, символы групп: указатели с изображением машины, самолета, поезда и корабля.
^ Актуализация полученных ранее знаний и умений.
- Мы изучали на протяжении ряда уроков хозяйство России.
- Какие межотраслевые компоненты мы изучили?
- В какую сферу производства они входят?
- Что позволяет эффективно работать всем комплексам, которые порой удалены на сотни и тысячи километров друг от друга?
- Итак, тема урока «Транспорт России». Главная цель нашего урока: рассмотреть виды транспорта, особенности каждого вида и эффективность его работы.
Задачи каждой группы: в ходе лекции собрать необходимую информацию, , затем обсудить информацию с классом назвать «+»и «-» по каждому виду транспорта
Изучение нового материала.
1.Значение транспорта.
2.Компоненты транспорта.
3.Задачи транспорта.
4.Транспортная система.
5. Транспортные узлы и магистрали.
6. Характеристика отдельных видов транспорта.
ЛЕКЦИЯ «ТРАНСПОРТ РОССИИ»
Транспорт – от латинского transporto – переношу, перемещаю.
Транспорт – это всё то, что помогает человеку перевозить грузы и самому перемещаться в пространстве.
Транспорт – это важная сфера человеческой деятельности наряду с промышленностью и сельским хозяйством, имеющая непосредственное отношение к географии.
Современная цивилизация без него невозможна. Транспорт доставляет сырьё от места добычи к месту переработки, а готовые изделия – к покупателю. Хотя сам по себе он ничего не производит, без него невозможно никакое производство, а значит, невозможно существование городов и сёл, заводов и ферм. Без него не было бы и государств, вообще всего того разнообразия в развитии регионов, которое определяет социальный и экономический облик страны и мира.
Наконец, без транспорта не было бы и географии как науки, поскольку он сокращает расстояния и делает доступными самые дальние уголки нашей планеты.
Понятие транспорт включает в себя 4 компонента:
средства передвижения
пути сообщения
вспомогательные устройства (порты, вокзалы, аэродромы и т.д.)
специалистов- транспортников.
Различают транспорт общего пользования и транспорт, действующий в определённой сфере.
В производственной сфере, кроме транспорта общего пользования, большую роль играет транспорт внутрипроизводственный транспорт: конвейеры, транспортёры, краны и другие подъёмные механизмы и устройства, рельсовые пути, автомобильные дороги, подвесные и канатные пути и др.
Во внепроизводственной сфере действует транспорт личного пользования – автомобили, мотоциклы, катера и яхты, сейчас даже вертолёты и самолёты; транспортные средства для военных целей; для научных исследований.
По характеру грузов транспорт подразделяется на универсальный и специализированный.
По применению силы тяги – на парусный, сплавной (под действием силы тяжести), гужевой, паровой, тепловой, электрический, насосный, электропроводный, атомный.
По технике передвижения различают: сухопутный, водный, воздушный.
Транспорт образно называют кровеносной системой экономики. Его основные задачи:
- обеспечение устойчивых связей внутри и между отраслями хозяйства, между отдельными районами страны и разными странами мира;
- своевременное и полное удовлетворение потребностей хозяйства и населения в перевозках;
- повышение экономической эффективности его работы.
Следует отметить, что показателем работы транспорта будет грузооборот и пассажирооборот, которые определяются массой перевезённых грузов (или количеством пассажиров) и тем расстоянием куда они были доставлены, поэтому измеряются они в т · км или пасс. · км.
С помощью какого-либо одного вида транспорта решить свои задачи транспорт не может. Поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга, образуя транспортную систему.
Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, что в крупных городах ,сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения действительно образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы.
Самые важные, основные направления перевозок грузов или главные дороги принято называть магистралями. Например: автомагистраль Москва-Санкт-Петербург, железнодорожная Байкало-Амурская магистраль, воздушная магистраль Москва-Хабаровск, есть и магистральные нефте- и газопроводы, крупные реки – это водные магистрали.
Рассмотрим наиболее важные для России виды транспорта.
Железнодорожный – основной вид транспорта для России с её просторами. Привлекательность рельсовых путей сообщения, прежде всего, в их грузоподъёмности, надёжности, универсальности, относительной дешевизне перевозок. Значение имеет и скорость, особенно на больших расстояниях, независимость от погодных условий, что важно для районов с суровым арктическим, резко-континентальным климатом.
Перевозится по железным дорогам практически всё – от иголок до межконтинентальных ракет, танков. И всё-таки есть грузы, которые чаще наполняют вагоны, цистерны и железнодорожные платформы: топливо, различное сырьё, сельскохозяйственная продукция.
Доставить каменный уголь или железную руду из карьера на перерабатывающие предприятия, перевезти из одного региона в другой продукты питания или товар, предназначенный на продажу, - такие задачи решает этот вид транспорта.
Судьба пассажирских перевозок сложилась непросто. Железные дороги были вынуждены "поделиться" с автомобильным и авиационным транспортом. Поэтому особое значение приобретают скоростные поезда (скорость до 250-350 км в час) – их конкурентами. Остаются популярными пригородные поезда и метро.
Автомобильный транспорт – наиболее маневренный («от двери до двери»). Важное место он занимает в районах, где нет других видов транспорта, например, на Европейском Севере, в Сибири, Дальнем Востоке. А также он имеет преимущество в перевозках грузов до 5 т и в перевозках грузов и людей на короткие расстояния. Именно автомобиль обеспечил высокую подвижность человеческого общества.
Проблема автомобильного транспорта – дороги: и мало, и качество не то.
Авиационный транспорт – наиболее дорогой вид транспорта. Основное его назначение - перевозка пассажиров и срочных грузов, прежде всего на дальние расстояния. К достоинствам авиации относится не только скорость, но и независимость от особенностей местности, способность доставлять крупногабаритные грузы. Используется также в районах, где нельзя применять наземный транспорт – в тундре, тайге, горах, арктических льдах.
Скорость, универсальность, комфорт - не всегда главное для транспортного средства.
В XIX веке возник, в XX стал бурно развиваться тихоходный, незаметный, "приземлённый", но зато исключительно дешёвый грузоподъёмный вид транспорта – трубопроводный, который к тому же высокопроизводителен и бесшумен. К сожалению, участившиеся аварии снижают последнее качество.
У трубопроводов очень узкая специализация – перекачка жидких и газообразных грузов: нефти, нефтепродуктов, газа, воды и некоторых других веществ. Он может доставлять и твёрдые грузы – уголь, железную руду, но в измельчённом виде вместе с водой.
Морской транспорт. Значение морского транспорта для России определено положением её на берегах морей акваторий 3-х океанов: Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого. Протяжённость морских границ России– 40 тыс. км. Морские суда – самый дешёвый (после трубопроводов) вид транспорта. Благодаря тому, что выросла грузоподъёмность судов, стали выгодными перевозки на большие расстояния сырья – нефти, угля, руды, различных сельскохозяйственных продуктов – зерна, сахара и других товаров.
Речной и озёрный транспорт. Россия - страна великих и малых рек, которые исстари используются для доставки груза Главное преимущество этого вида – нет нужды строить дороги. К недостаткам отнесём стоимость работы и то, что реки текут не всегда в том направлении, куда нам нужно. Специализируется этот вид транспорта, в основном, на перевозках минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) и сезонных: зерна, овощей, бахчевых культур. Перевозятся также лесные и нефтяные грузы. Играет этот вид транспорта важную роль в туризме.
Канатно-подвесной транспорт. Нашёл применение, прежде всего в горной, сильно пересечённой местности. Доставляет как грузы: руду, лес, так и людей.
3. Организация деятельности учащихся по первичному закреплению темы: работа с картами. Решение проблемных задач.
5. Какие проблемы испытывает морской транспорт России?
6. Назовите отрицательные черты авиационного транспорта?
4. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.
Дать понятие: «транспорт», «транспортный узел», «транспортная система», «магистраль», «грузооборот», «пассажирооборот».
5 Домашнее задание: учебник В.П. Дронов, В.Я Ром
§32-33 стр.137-149
6.Рефлексия. Ученикам раздаются карточки с изображением улыбки, грусти , равнодушия и зависимости от того, как они поняли урок , учащиеся поднимают ту карточку.