kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Классификация горных пород и минералов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Горные породы - это природные тела, из которых состоит земная кора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Классификация горных пород и минералов.»

6 класс


Тема: Классификация горных пород и минералов.


Цель: Знакомство с составом ЗК , многообразием горных пород и полезных ископаемых Казахстана.


Задачи: -Углубить и расширить знания учащихся о горных породах и минералах слагающих земную кору, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении


-Совершенствовать умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе ,способствовать развитию познавательного интереса к природе


-Формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.


Тип урока: комбинированный


Формы работы: фронтальная, групповая


Ход урока:


I.Орг. момент ( приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие общей цели урока и планов его проведения).


Прежде чем мы приступим к изучению новой темы давайте совершим небольшое путешествие к центру Земли. Я буду зачитывать утверждения, среди них есть правильные и неправильные. Ваша задача – выбрать правильные. На столе у вас сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зеленую карточку (знак согласия), если нет – красную карточку (знак опасности) и исправляете ошибку.


Итак, начинаем.


1) Земная кора – верхняя оболочка Земли (да).


2) Землю составляют мантия и земная кора (нет, еще ядро).


3) Мантия находится в центре нашей планеты (нет, между земной корой и ядром).


4) Слово «мантия» в переводе с греческого означает «покрывало» (да)


5) Земная кора вместе с верхним слоем мантии сложена из подвижных плит (да).


Ребята, давайте подведем итог:


Земля имеет сложное строение, состоит из III слоев: ядра, мантии, земной коры.


II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.


 Ребята, как вы считаете, вы все знаете о строении Земли?


 Хотите еще что-нибудь узнать?


 О каком слое Земли вы хотели бы узнать?


Так как ядро и мантия находятся на большой глубине от поверхности, о них известно еще не так много, а вот земная кора – это оболочка, наиболее изученная человеком, оболочка по которой мы ходим.


 Что бы вы хотели узнать о земной коре?


 Из чего же состоит земная кора?


III. Усвоение новых знаний


Тема урока «Вещественный состав Земли. Горные породы». Откройте тетради, запишите тему урока.


 Что вам известно о горных породах из курса «Познание мира» начальных классов?


 Что такое горные породы?


 Что бы вы хотели еще узнать?



IV. Изучение нового материала


Горные породы - это природные тела, из которых состоит Земная кора. Состоят из более мелких частиц- минералов.


А сейчас я предлагаю вам послушать сказку.


В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю править стало, состарился он. Решил царь испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».


Отправился Иван -сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись -«Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался. - Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера».


Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» -отвечает царевич. «Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик. Взял Иван в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые; песок, глина, мел, соль каменная (на доске учитель рисует условные знаки этих полезных ископаемых).


- Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы.


Название


Цвет


Твердость


Пачкает ли руки?


Где применяется?


Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.


Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.


- Ребята, найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды и опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.


Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.


Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:


песок - песчаник - кварцит - кварц;


известняк- мрамор;


гранит - гнейс;


графит - алмаз


Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.


Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» -ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»


Ребята отгадывают загадки.


Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)


Белый, как сахар, но не сладкий


Пока руки им не испачкаешь,


Ума-разума не наберешься. (Мел)


Что сперва в воде родится,


А потом воды боится? {Соль)


Он очень нужен детворе


Он – на дорожках во дворе,


Он и на стройке и на пляже,


Он и в стекле расплавлен даже (песок)



«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», — сказала ему царевна.


Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.


V Физкультминутка.


( звучит музыка, дети танцуют и выполняют движения)


Во время путешествия вы заполняли таблицу.


Давайте сделаем общий вывод:


Горные породы по-разному образованы, поэтому они отличаются своими свойствами: цветом, блеском, твердостью и т.д. Самые твердые магматические и метаморфические.


– Ребята, когда вы рассматривали коллекции горных пород, видели, что некоторые из них неоднородны. Горные породы состоят из минералов. Рассмотрите гранит в коллекции, на рисунке в учебнике. Гранит состоит из трех минералов: кварца, слюды, полевого шпата. Есть горные породы, состоящие из одного минерала. Например, известнякиз м.кальцита кварцитиз м.кварца. В природе чаще встречаются горные породы, состоящие из нескольких минералов.


магматические


метаморфические


осадочные


Горные породы


Застывшая магма


Действие температуры и давления на осадочные и магматические породы


Гранит, базальт


Обломки более древних пород или останки живых организмов


Кварцит, мрамор, гнейс.


Песчаник, сланцы, известняк


Использует ли человек в своей жизни горные породы и минералы?


 Как называются горные породы и минералы, используемые человеком? Это полезные ископаемые.


- полезные ископаемые – это горные породы и минералы необходимые человеку и его хозяйственной деятельности.



– Земная кора – источник разнообразных полезных ископаемых. Казахстан – богатейший край по запасу разнообразных полезных ископаемых: железных руд, строительных материалов, угля, минеральных солей, золота, нефти и газа.


Работа в группах


Каждой группе раздается комплект карточек : «полезное ископаемое» и «условный знак». Карточки сделаны в виде пазлов. Учащиеся должны подобрать пары в соответствии: какое полезное ископаемое каким условным знаком обозначается. Записать полученные пары в тетрадь.


Газ

Нефть

Черный уголь

Железо

Бурый уголь

Графит

Соль

Медь

Золото

VI. Закрепление.

Проверим, как вы усвоили тему. Голосуем теми же карточками (зеленый – «да», красный – «нет»).

1) Земная кора состоит из горных пород (да).

2) Горные породы состоят из минералов (да).

3) Горные породы всегда образованы множеством минералов (нет).

4) Гранит – это минерал (нет).

Молодцы!

VII Домашнее задание:

Если вы считаете, что тему усвоили на «5», можно учебник не читать, а по желанию приготовить творческое задание: сообщение, кроссворд, ребус, стихотворение. В этом вам помогут интересные книги об удивительном мире камня, о тайнах земных недр.

Если вы считаете, что что-то оказалось непонятым вами, прочтите тему в учебнике.

VIII . Рефлексия

 Понравился вам урок?

 Довольны вы своей работой на уроке?

Если «да» - поднимите зеленые карточки,

«нет» - красные.

Итог

Я вам благодарна за урок, за то, что вы хорошо работали. Надеюсь, что интерес к изучению естествознания у вас не угаснет.

Оценки:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тема: Классификация горных пород и минералов.

Автор: Лучицкая Марина Анатольевна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Методическая разработка урока по географии на тему" Классификация горных пород и минералов""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_geografii_na_temu_klassifikatsiia_gornykh_por"
    ["file_id"] => string(6) "511256"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1558291812"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Технологическая карта  урока на тему "Горные породы и минералы""
    ["seo_title"] => string(69) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-gornyie-porody-i-minieraly"
    ["file_id"] => string(6) "275888"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452626790"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "календарный план 6,7,8 класс"
    ["seo_title"] => string(24) "kaliendarnyiplan678klass"
    ["file_id"] => string(6) "278361"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453057206"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по окружающему миру "Красивые камни""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_krasivyie_kamni"
    ["file_id"] => string(6) "382643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485151010"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) ""Конспект урока химии в 8 классе по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды, их роль в природе и жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-uroka-khimii-v-8-klassie-po-tiemie-vazhnieishiie-klassy-binarnykh-soiedinienii-oksidy-ikh-rol-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "114596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411575239"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства