Просмотр содержимого документа
«Тема: Классификация горных пород и минералов.»
6 класс
Тема: Классификация горных пород и минералов.
Цель: Знакомство с составом ЗК , многообразием горных пород и полезных ископаемых Казахстана.
Задачи: -Углубить и расширить знания учащихся о горных породах и минералах слагающих земную кору, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении
-Совершенствовать умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе ,способствовать развитию познавательного интереса к природе
-Формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, групповая
Ход урока:
I.Орг. момент ( приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие общей цели урока и планов его проведения).
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы давайте совершим небольшое путешествие к центру Земли. Я буду зачитывать утверждения, среди них есть правильные и неправильные. Ваша задача – выбрать правильные. На столе у вас сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зеленую карточку (знак согласия), если нет – красную карточку (знак опасности) и исправляете ошибку.
Итак, начинаем.
1) Земная кора – верхняя оболочка Земли (да).
2) Землю составляют мантия и земная кора (нет, еще ядро).
3) Мантия находится в центре нашей планеты (нет, между земной корой и ядром).
4) Слово «мантия» в переводе с греческого означает «покрывало» (да)
5) Земная кора вместе с верхним слоем мантии сложена из подвижных плит (да).
Ребята, давайте подведем итог:
Земля имеет сложное строение, состоит из III слоев: ядра, мантии, земной коры.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Ребята, как вы считаете, вы все знаете о строении Земли?
Хотите еще что-нибудь узнать?
О каком слое Земли вы хотели бы узнать?
Так как ядро и мантия находятся на большой глубине от поверхности, о них известно еще не так много, а вот земная кора – это оболочка, наиболее изученная человеком, оболочка по которой мы ходим.
Что бы вы хотели узнать о земной коре?
Из чего же состоит земная кора?
III. Усвоение новых знаний
Тема урока «Вещественный состав Земли. Горные породы». Откройте тетради, запишите тему урока.
Что вам известно о горных породах из курса «Познание мира» начальных классов?
Что такое горные породы?
Что бы вы хотели еще узнать?
IV. Изучение нового материала
Горные породы - это природные тела, из которых состоит Земная кора. Состоят из более мелких частиц- минералов.
А сейчас я предлагаю вам послушать сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю править стало, состарился он. Решил царь испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».
Отправился Иван -сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись -«Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался. - Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера».
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» -отвечает царевич. «Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик. Взял Иван в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые; песок, глина, мел, соль каменная (на доске учитель рисует условные знаки этих полезных ископаемых).
- Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы.
Название
Цвет
Твердость
Пачкает ли руки?
Где применяется?
Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.
Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.
- Ребята, найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды и опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.
Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.
Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:
песок - песчаник - кварцит - кварц;
известняк- мрамор;
гранит - гнейс;
графит - алмаз
Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» -ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»
Ребята отгадывают загадки.
Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)
Белый, как сахар, но не сладкий
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберешься. (Мел)
Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? {Соль)
Он очень нужен детворе
Он – на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже (песок)
«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», — сказала ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.
V Физкультминутка.
( звучит музыка, дети танцуют и выполняют движения)
Во время путешествия вы заполняли таблицу.
Давайте сделаем общий вывод:
Горные породы по-разному образованы, поэтому они отличаются своими свойствами: цветом, блеском, твердостью и т.д. Самые твердые магматические и метаморфические.
– Ребята, когда вы рассматривали коллекции горных пород, видели, что некоторые из них неоднородны. Горные породы состоят из минералов. Рассмотрите гранит в коллекции, на рисунке в учебнике. Гранит состоит из трех минералов: кварца, слюды, полевого шпата. Есть горные породы, состоящие из одного минерала. Например, известнякиз м.кальцита кварцитиз м.кварца. В природе чаще встречаются горные породы, состоящие из нескольких минералов.
магматические
метаморфические
осадочные
Горные породы
Застывшая магма
Действие температуры и давления на осадочные и магматические породы
Гранит, базальт
Обломки более древних пород или останки живых организмов
Кварцит, мрамор, гнейс.
Песчаник, сланцы, известняк
Использует ли человек в своей жизни горные породы и минералы?
Как называются горные породы и минералы, используемые человеком? Это полезные ископаемые.
- полезные ископаемые – это горные породы и минералы необходимые человеку и его хозяйственной деятельности.
– Земная кора – источник разнообразных полезных ископаемых. Казахстан – богатейший край по запасу разнообразных полезных ископаемых: железных руд, строительных материалов, угля, минеральных солей, золота, нефти и газа.
Работа в группах
Каждой группе раздается комплект карточек : «полезное ископаемое» и «условный знак». Карточки сделаны в виде пазлов. Учащиеся должны подобрать пары в соответствии: какое полезное ископаемое каким условным знаком обозначается. Записать полученные пары в тетрадь.
Газ
Нефть
Черный уголь
Железо
Бурый уголь
Графит
Соль
Медь
Золото
VI. Закрепление.
Проверим, как вы усвоили тему. Голосуем теми же карточками (зеленый – «да», красный – «нет»).
1) Земная кора состоит из горных пород (да).
2) Горные породы состоят из минералов (да).
3) Горные породы всегда образованы множеством минералов (нет).
4) Гранит – это минерал (нет).
Молодцы!
VII Домашнее задание:
Если вы считаете, что тему усвоили на «5», можно учебник не читать, а по желанию приготовить творческое задание: сообщение, кроссворд, ребус, стихотворение. В этом вам помогут интересные книги об удивительном мире камня, о тайнах земных недр.
Если вы считаете, что что-то оказалось непонятым вами, прочтите тему в учебнике.
VIII . Рефлексия
Понравился вам урок?
Довольны вы своей работой на уроке?
Если «да» - поднимите зеленые карточки,
«нет» - красные.
Итог
Я вам благодарна за урок, за то, что вы хорошо работали. Надеюсь, что интерес к изучению естествознания у вас не угаснет.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(223) ""Конспект урока химии в 8 классе по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды, их роль в природе и жизни человека" "
["seo_title"] => string(135) "konspiekt-uroka-khimii-v-8-klassie-po-tiemie-vazhnieishiie-klassy-binarnykh-soiedinienii-oksidy-ikh-rol-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
["file_id"] => string(6) "114596"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1411575239"
}
}