1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Добрый день, ребята, гости. Ребята,мы с вами изучаем одну из четырех оболочек Земли – гидросферу. Она состоит из нескольких частей. На прошлом уроке изучали части поверхностных вод суши. Это озера и ледники. Давайте выполним небольшую тестовую работу. Задание 1 Вопрос: Определите, какие из следующих утверждений являются верными, а какие - неверными? Укажите истинность или ложность вариантов ответа: __ Озеро Балхаш одновременно является и пресным, и соленым озером. __ Ледники - это скопление огромного количества льда. __ Береговую линию озер на географических картах показывают пунктиром. __ Расположение снеговой линии зависит только от высоты горы. | Проверяют готовность к уроку. Океан, подземные воды, воды суши, вода в атмосфере. Озера Ответы:1) (4 б.) Верные ответы: Да; Да; Нет Нет | Формирование готовности познавать, усваивать новые приёмы работы с материалами(Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К). |
| Задание 2 Вопрос: Как называется озеро, обведенное на карте красным цветом? Ответ дайте в именительном падеже без указания слово "озеро". Изображение: Запишите ответ: ________________________________________ Задание 3 Вопрос: Верно ли следующее утверждение? Озеро - это искусственный водоем, расположенный в углублении суши. Выберите один из 2 вариантов ответа: 1) нет 2) да Задание 4 Вопрос: Для образования ледников необходимы условия: Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 1) возвышенный рельеф местности 2) расположение у полюсов Земли 3) большое количество твердых осадков 4) низкие температуры воздуха в течение года Задание 5 Вопрос: Верно ли следующее утверждение? Озера относят к поверхностным водам. Выберите один из 2 вариантов ответа: 1) нет 2) да Задание 6 Вопрос: Соотнесите названия озер с происхождением их котловины. Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа: 1) тектоническое 2) ледниковое 3) вулканические 4) запрудное 5) остаточное __ Сарезское озеро __ Великие американские озера __ Аральское море __ Байкал __ Кроноцкое озеро Задание 7 Вопрос: Соленые озера на географических картах показывают... Выберите один из 3 вариантов ответа: 1) белым цветом 2) синим цветом 3) фиолетовым цветом Задание 8 Вопрос: Что изображено на фотографии? Ответ дайте в именительном падеже. Изображение: Запишите ответ: _____________________________________ | 2) (5 б.) Верный ответ: "Аральское море". 3) (3 б.) Верный ответ: 1; 4) (4 б.) Верные ответы: 3; 4; 5) (4 б.) Верный ответ: 2; 6) (4 б.) Верные ответы: 4; 2; 5; 1; 3; 7) (3 б.) Верный ответ: 3; 8) (3 б.) Верный ответ: "айсберг". | |
2.Мотивационный этап (целеполагание). Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач. | Сегодня на уроке продолжим изучение темы поверхностные воды. Отгадайте загадки и догадайтесь, о чём м сегодня будем говорить на уроке. Я реке и друг и брат, Для людей трудится рад. Я машинами построен, Сократить пути могу И от засухи, как воин, Лес и поле берегу. Как вы догадались, что это канал? Следующая загадка За плотиной водоем, Карп зеркальный плещет в нем. Каналы, водохранилища, пруд -это водоемы, созданные человеком. Помогите определить тему урока Искусственные водоемы. Попробуем поставить перед собой цель и задачи сегодняшнего урока. Что мы должны узнать? Итак, давайте запишем план сегодняшнего урока: План урока 1 Виды искусственных водоемов: каналы, водохранилища, пруды. 2.Каналы осушительные и оросительные. 3.Влияние водохранилищ на природу: положительное и отрицательное. 4.Использование прудов. 5.Расходование пресной воды. 6. Охрана пресных водоемов.. | Канал Ответы: машинами построен, реке- друг и брат Ответы: пруд, водохранилище Ответы: что представляют собой искусственные водоемы? Какие бывают водоемы? Для чего они создаются? Научимся находить их на карте. Записывают дату, тему урока в тетрадь. | Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи(Р). Владение диалоговой, устной формой речи(К). |
| Изучению новой темы нам поможет профессор Глобусенкин Просмотр видеофильма об искусственных водоемах Учащиеся получают задание: внимательно посмотрите фильм, выявите, почему люди стали строить каналы, водохранилища, пруды. Запомнить названия искусственных водоемов, как каналов, так и водохранилищ, потому что их будем находить на карте и постараемся найти ответ на вопрос, « Как г. Москва стала портом пяти морей». Реки и озера располагаются на земной поверхности неравномерно и поэтому люди стали строить искусственные водоемы. Одним из видов являются каналы. Самые известные –Панамский и Суэцкий, которые построены для сокращения путей плавания судов. Каналы бывают оросительные (там, где мало воды) и осушительные (там, где много воды). Благодаря каналу имени Москвы, наша столица стала портом 5 морей: Белого, Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского. Другим широко распространенным искусственным водоемом является водохранилища. Создаются в долинах рек в результате строительства плотин. Положительные стороны эксплуатации водохранилища: А)транспортное значение; Б)обеспечение водой; Г) строительство ГЭС, Отрицательные стороны: А)затопление земель; Б)уменьшение скорости течения рек; В)повышение уровня грунтовых вод. Создавая каналы и водохранилища надо учитывать, не повлияет ли создание искусственных водоемов на окружающий мир. Пресная вода составляет только 3% от всей воды, находящейся на поверхности суши. Она используется на орошение, в промышленности и в быту. В процессе использования чистая вода превращается в грязную, поэтому надо экономно тратить воду, создавать очистительные сооружения, отстойники. Вода – это бесценный ресурс, который нужно охранять! Давайте найдем определения канал, водохранилище, пруд в учебнике на стр.113.Словарик Каналы- искусственные реки; Водохранилища –искусственные водоемы. Пруды- маленькие водохранилища. 1.Ребята, посмотрите внимательно на карту и скажите, как условным знаком обозначаются каналы, водохранилища? Кто нарисует на доске? А пруды мы можем найти на карте? Почему? Показать по физической карте у доски каналы, водохранилища, показанные в фильме. 2. Считаете ли вы , что Москва является городом пяти морей? Да, благодаря строительству каналов имени Москвы и Волго-Донского . Нам Марина подготовила сообщение о канале им. Москвы. Канал имени Москвы вступил в эксплуатацию в 1937 году. Его протяженность от Волги до впадения в Москву- реку – 128 км. Ширина канала по зеркалу- 85,5 метров, по дну-46 метров. Глубина его- 5,5 метра. Трасса канала имени Москвы идет от Волги на юг, пересекая Клинско- Дмитриевскую гряду. Абсолютная высота которой в том районе равна 162 метра над уровнем моря. Для преодоления этой возвышенности на канале сооружено 9 шлюзов: 5 –на склоне северном, волжском и 4- на южном, московском. Следуя от Волги по каналу, судно вначале с помощью шлюзов поднимается на 38 метров, а затем идет спуск на 42 метра. Управление шлюзами полностью механизировано. Словарик. Шлюз (из нидерл. sluis, или .-нем. slü̂se — исключённая вода ) — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях. А теперь выполним практическую работу Практическая работа. Вариант 1 По физической карте России в атласе определите исходный и конечный пункты для речного судна, следующего по маршруту: город __________ - река Нева – Ладожское озеро – река Свирь – Онежское озеро – Волго-Балтийский канал – Рыбинское водохранилище – река Волга – канал им. Москвы – город ___________________. Вариант 2 По физической карте России в атласе определите исходный и конечный пункты для речного судна, следующего по маршруту: город __________ - Белое море – Беломорско-Балтийский канал – Онежское озеро – Волго-Балтийский канал – Рыбинское водохранилище – река Волга – канал им. Москвы – город - _________________. • Физкульминутка. «Солнышко лесное…» Скажите, в нашей местности есть искусственные водоемы? Макаркинское водохранилище. А на какой реке находится? Как используются? Выделим: Положительные стороны использования водохранилища: А) разводят рыб; Б)обеспечение водой. построена насосная станция; Г) место для купания, отдыха , Д) поят домашний скот Отрицательные стороны: А)затопление земель; Б)уменьшение скорости течения рек; В)повышение уровня грунтовых вод | Запись определений в тетрадь Каналы Суэцкий и Панамский. На реке Волга крупные водохранилища Рыбинское, Куйбышевское, Саратовское. Волгоградское, . На Каме- Камское, Вотнинское, Нижнекамское. На Ангаре- Братское.. Да. Белое, Балтийское, Азовское, Черное, Каспийское. Работа по физической карте России Сообщение ученика о строительстве канала им. Москвы и (показ по карте) Запись в тетрадь Пруды-небольшие водоемы, их делают на небольших речушках. Сообщение ученика, рассказ сопровождается работой по карте Запись в тетрадь По физической карте определяют конечные пункты. 1 вариант: . Санкт- Петербург- Москва; 2 вариант: Беломорск – Москва. Пруды. Почти в каждой деревне и водохранилище- Макаркинское. -поливать растения, разводят рыб, купаются, поят скот Р. Сумка | Ориентация в фильме в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П). Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К). Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р). Знать основы ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий (Л). |
3.Первичное закрепление. Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию. | Я читаю вопросы, а вы будете говорить правильные ответы и получать за это жетоны. 1. Искусственный водоем, созданный в русле реки с целью улучшения водоснабжения территории – это(водохранилище) 2. Одним из крупнейших водохранилищ в России является... Братское 3. Верно ли следующее утверждение? Пруд - природный водоем.(нет) 4. Для очистки вод на предприятиях устанавливают...( отстойники, очистные сооружения) 5. Верно ли следующее утверждение? 1/3 населения Земли испытывает недостаток в пресной воде.( да) 2017 год объявлен годом экологии. Ровно сто лет в 1917 году на берегу оз. Байкал был создан первый государственный заповедник «Баргузинский», для сохранения природного комплекса территории. Вода – это бесценный ресурс, который нужно охранять! Мы тоже можем приложить свой посильный труд. Какой? | Не выбрасывать мусор в водоемы. Чистить родники, русла речушек, по весне укреплять берега прудов от промоин. Не мыть машины в речках, прудах. | Владение диалоговой формой речи, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К). Умение делать выводы, перерабатывать информацию, перерабатывать ее (П). Умение соотносить информацию и факты. (Р) |