kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема " Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мною разработан урок для 6 класса по теме" Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод". Основная цель урока- ознакомление учащихся с видами искусственых водоемов. выяснить их значение в природе и для людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема " Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод"»

МБОУ «Пайгусовская СОШ»











Урок географии в 6 классе



Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод















Учитель первой категории Бажеева Т.М.







2017 г.





Аннотация к уроку.

Мною представлен урок для 6 класса по теме: «Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод». Основная задача урока – ознакомление учащихся с видами искусственных водоемов выяснить их значение в природе и для людей, подвести учащихся к пониманию об охране поверхностных вод. Для наглядности используется видеофильм об искусственных водоемах и загрязнении поверхностных вод.

  1. Урок разделен на 5 этапов. Первый этап - организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Происходит закрепление понятия поверхностные воды. Учащиеся выполняют тестовую работу. Тест демонстрируется через проектор, работа оформляется на рабочих листах. По окончании работы ученики меняются рабочими листами, происходит взаимопроверка работ. Работа оценивается в баллах (мах. 30).

  1. Второй этап - мотивационный этап (целеполагание).

На этом этапе учащимся предлагается отгадывать загадки. Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач, затем демонстрируется видеофильм. Учащиеся получают задание: внимательно посмотреть фильм, выявить, почему люди стали строить каналы, водохранилища, пруды. С помощью условных знаков учатся находить их на физической карте. Выполняется практическая работа по нахождению нужных объектов в атласе. Имеется выступление учащейся о канале им. Москвы.

  1. Третий этап - первичное закрепление.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

4. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

5. Информация о домашнем задании.



























Учитель первой категории Бажеева Татьяна Михайловна

Школа: МБОУ «Пайгусовская СОШ», Горномарийский район, РМЭ

УМК: Начальный курс географии: учеб 6 кл. для общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 174 с.:ил.,карт.



Тема урока: Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод.

Класс: 6

Тип урока: урок комбинированный

Технология: проблемно-диалоговое обучение

Цель урока: создать педагогические условия, при которых учащийся сможет достичь образовательных результатов.

Задачи:

  1. Личностные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к географии путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;

  • воспитывать чувство уважения, любви к родному краю;


  1. Предметные:

  • познакомить учащихся с видами искусственных водоемов;

  • выяснить их значение в природе и для людей;

  • определить положительные и отрицательные стороны использования водохранилищ;

  • подвести учащихся к пониманию об охране поверхностных вод.

  1. Метапредметные:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать в группах;

  • развивать умение работать с текстом;

  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память;

  • развивать умения и навыки работы с атласом, контурной картой, понятиями;

  • способствовать развитию умений делать выводы.

Оборудование: Физическая карта мира, физическая карта России, учебник по географии 6 класса, атлас для 6 класса, рабочий лист ученика, использование видеофильма, презентации, компьютер, экран, проектор




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Добрый день, ребята, гости.

Ребята,мы с вами изучаем одну из четырех оболочек Земли – гидросферу. Она состоит из нескольких частей. На прошлом уроке изучали части поверхностных вод суши. Это озера и ледники. Давайте выполним небольшую тестовую работу.

Задание 1

Вопрос:

Определите, какие из следующих утверждений являются верными, а какие - неверными?


Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Озеро Балхаш одновременно является и пресным, и соленым озером.

__ Ледники - это скопление огромного количества льда.

__ Береговую линию озер на географических картах показывают пунктиром.


__ Расположение снеговой линии зависит только от высоты горы.


Проверяют готовность к уроку.


Океан, подземные воды, воды суши, вода в атмосфере.

Озера


Ответы:1) (4 б.)




Верные ответы:


Да;


Да;


Нет



Нет


Формирование готовности познавать, усваивать новые приёмы работы с материалами(Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К).


Задание 2

Вопрос:

Как называется озеро, обведенное на карте красным цветом? Ответ дайте в именительном падеже без указания слово "озеро".

Изображение:


Запишите ответ:

________________________________________


Задание 3

Вопрос:

Верно ли следующее утверждение?

Озеро - это искусственный водоем, расположенный в углублении суши.


Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) нет

2) да


Задание 4

Вопрос:

Для образования ледников необходимы условия:


Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) возвышенный рельеф местности

2) расположение у полюсов Земли

3) большое количество твердых осадков

4) низкие температуры воздуха в течение года


Задание 5

Вопрос:

Верно ли следующее утверждение?

Озера относят к поверхностным водам.


Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) нет

2) да


Задание 6

Вопрос:

Соотнесите названия озер с происхождением их котловины.


Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) тектоническое

2) ледниковое

3) вулканические

4) запрудное

5) остаточное


__ Сарезское озеро

__ Великие американские озера

__ Аральское море

__ Байкал

__ Кроноцкое озеро


Задание 7

Вопрос:

Соленые озера на географических картах показывают...


Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) белым цветом

2) синим цветом

3) фиолетовым цветом

Задание 8

Вопрос:

Что изображено на фотографии? Ответ дайте в именительном падеже.

Изображение:


Запишите ответ:

_____________________________________

2) (5 б.)

Верный ответ: "Аральское море".





















3) (3 б.) Верный ответ: 1;











4) (4 б.) Верные ответы: 3; 4;










5) (4 б.) Верный ответ: 2;






6) (4 б.)

Верные ответы:

4;

2;

5;

1;

3;












7) (3 б.) Верный ответ: 3;












8) (3 б.) Верный ответ: "айсберг".




2.Мотивационный этап (целеполагание).

Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач.

Сегодня на уроке продолжим изучение темы поверхностные воды. Отгадайте загадки и догадайтесь, о чём м сегодня будем говорить на уроке.

Я реке и друг и брат,

Для людей трудится рад.

Я машинами построен,

Сократить пути могу

И от засухи, как воин,

Лес и поле берегу.

Как вы догадались, что это канал?

Следующая загадка

За плотиной водоем,

Карп зеркальный плещет в нем.


Каналы, водохранилища, пруд -это водоемы, созданные человеком.

Помогите определить тему урока

Искусственные водоемы.

Попробуем поставить перед собой цель и задачи сегодняшнего урока. Что мы должны узнать?

Итак, давайте запишем план сегодняшнего урока:

План урока

1 Виды искусственных водоемов: каналы, водохранилища, пруды.

2.Каналы осушительные и оросительные.

3.Влияние водохранилищ на природу: положительное и отрицательное.

4.Использование прудов.

5.Расходование пресной воды.

6. Охрана пресных водоемов..




Канал





Ответы: машинами построен, реке- друг и брат

Ответы: пруд, водохранилище




Ответы: что представляют собой искусственные водоемы? Какие бывают водоемы? Для чего они создаются? Научимся находить их на карте.

Записывают дату, тему урока в тетрадь.

Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи(Р).

Владение диалоговой, устной формой речи(К).


  1. Изучению новой темы нам поможет профессор Глобусенкин Просмотр видеофильма об искусственных водоемах

Учащиеся получают задание: внимательно посмотрите фильм, выявите, почему люди стали строить каналы, водохранилища, пруды. Запомнить названия искусственных водоемов, как каналов, так и водохранилищ, потому что их будем находить на карте и постараемся найти ответ на вопрос, « Как г. Москва стала портом пяти морей».

Реки и озера располагаются на земной поверхности неравномерно и поэтому люди стали строить искусственные водоемы. Одним из видов являются каналы. Самые известные –Панамский и Суэцкий, которые построены для сокращения путей плавания судов. Каналы бывают оросительные (там, где мало воды) и осушительные (там, где много воды). Благодаря каналу имени Москвы, наша столица стала портом 5 морей: Белого, Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского. Другим широко распространенным искусственным водоемом является водохранилища. Создаются в долинах рек в результате строительства плотин. Положительные стороны эксплуатации водохранилища:

А)транспортное значение;

Б)обеспечение водой;

Г) строительство ГЭС,

Отрицательные стороны:

А)затопление земель;

Б)уменьшение скорости течения рек;

В)повышение уровня грунтовых вод.

Создавая каналы и водохранилища надо учитывать, не повлияет ли создание искусственных водоемов на окружающий мир.

Пресная вода составляет только 3% от всей воды, находящейся на поверхности суши. Она используется на орошение, в промышленности и в быту. В процессе использования чистая вода превращается в грязную, поэтому надо экономно тратить воду, создавать очистительные сооружения, отстойники.

Вода – это бесценный ресурс, который нужно охранять!

Давайте найдем определения канал, водохранилище, пруд в учебнике на стр.113.Словарик

Каналы- искусственные реки;

Водохранилища –искусственные водоемы.

Пруды- маленькие водохранилища.

1.Ребята, посмотрите внимательно на карту и скажите, как условным знаком обозначаются каналы, водохранилища? Кто нарисует на доске?

А пруды мы можем найти на карте? Почему?


Показать по физической карте у доски каналы, водохранилища, показанные в фильме.









2. Считаете ли вы , что Москва является городом пяти морей?

Да, благодаря строительству каналов имени Москвы и Волго-Донского .

Нам Марина подготовила сообщение о канале им. Москвы.

Канал имени Москвы вступил в эксплуатацию в 1937 году. Его протяженность от Волги до впадения в Москву- реку – 128 км. Ширина канала по зеркалу- 85,5 метров, по дну-46 метров. Глубина его- 5,5 метра. Трасса канала имени Москвы идет от Волги на юг, пересекая Клинско- Дмитриевскую гряду. Абсолютная высота которой в том районе равна 162 метра над уровнем моря. Для преодоления этой возвышенности на канале сооружено 9 шлюзов: 5 –на склоне северном, волжском и 4- на южном, московском. Следуя от Волги по каналу, судно вначале с помощью шлюзов поднимается на 38 метров, а затем идет спуск на 42 метра. Управление шлюзами полностью механизировано.

Словарик. Шлюз (из нидерл. sluis, или .-нем. slü̂se — исключённая вода ) — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях.

А теперь выполним практическую работу

Практическая работа. Вариант 1 По физической карте России в атласе определите исходный и конечный пункты для речного судна, следующего по маршруту: город __________ - река Нева – Ладожское озеро – река Свирь – Онежское озеро – Волго-Балтийский канал – Рыбинское водохранилище – река Волга – канал им. Москвы – город ___________________. Вариант 2 По физической карте России в атласе определите исходный и конечный пункты для речного судна, следующего по маршруту: город __________ - Белое море – Беломорско-Балтийский канал – Онежское озеро – Волго-Балтийский канал – Рыбинское водохранилище – река Волга – канал им. Москвы – город - _________________. •

Физкульминутка. «Солнышко лесное…»


Скажите, в нашей местности есть искусственные водоемы?


Макаркинское водохранилище. А на какой реке находится?



Как используются? Выделим:

Положительные стороны использования водохранилища:

А) разводят рыб;

Б)обеспечение водой. построена насосная станция;

Г) место для купания, отдыха ,

Д) поят домашний скот

Отрицательные стороны:

А)затопление земель;

Б)уменьшение скорости течения рек;

В)повышение уровня грунтовых вод








Запись определений в тетрадь


Каналы Суэцкий и Панамский.

На реке Волга крупные водохранилища Рыбинское, Куйбышевское, Саратовское. Волгоградское, .

На Каме- Камское, Вотнинское, Нижнекамское. На Ангаре- Братское..

Да.

Белое, Балтийское, Азовское, Черное, Каспийское.

Работа по физической карте России



Сообщение ученика о строительстве канала им. Москвы и (показ по карте)


Запись в тетрадь











Пруды-небольшие водоемы, их делают на небольших речушках.



















Сообщение ученика, рассказ сопровождается работой по карте









Запись в тетрадь




По физической карте определяют конечные пункты. 1 вариант: . Санкт- Петербург- Москва;

2 вариант: Беломорск – Москва.


















Пруды. Почти в каждой деревне и водохранилище- Макаркинское.

-поливать растения, разводят рыб, купаются, поят скот


Р. Сумка

Ориентация в фильме в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П).












Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К).

Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р).




























Знать основы ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий (Л).






















3.Первичное закрепление.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию.

Я читаю вопросы, а вы будете говорить правильные ответы и получать за это жетоны.
1.

Искусственный водоем, созданный в русле реки с целью улучшения водоснабжения территории – это(водохранилище)

2.

Одним из крупнейших водохранилищ в России является... Братское


3.

Верно ли следующее утверждение?

Пруд - природный водоем.(нет)

4.

Для очистки вод на предприятиях устанавливают...( отстойники,

очистные сооружения)


5.

Верно ли следующее утверждение?

1/3 населения Земли испытывает недостаток в пресной воде.( да)


2017 год объявлен годом экологии. Ровно сто лет в 1917 году на берегу оз. Байкал был создан первый государственный заповедник «Баргузинский», для сохранения природного комплекса территории.

Вода – это бесценный ресурс, который нужно охранять! Мы тоже можем приложить свой посильный труд. Какой?





























Не выбрасывать мусор в водоемы. Чистить родники, русла речушек, по весне укреплять берега прудов от промоин. Не мыть машины в речках, прудах.


Владение диалоговой формой речи, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

Умение делать выводы, перерабатывать информацию, перерабатывать ее (П).

Умение соотносить информацию и факты. (Р)


4.Рефлексия.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса.


  1. Подсчитайте сколько баллов за урок вы набрали? (опросить кто сколько набрал)

  2. Кому сегодня поставим за работу на уроке оценки? Выставление оценок.



  1. Рефлексия деятельности

  2. «Для меня сегодняшний урок…» Задать вопрос классу что нового узнали? Чему научились? Понравился ли урок? Комфортно ли было на уроке?



Оценивают себя, свою работу на уроке, характеризуют своё отношение к уроку, считают баллы, оценивают работу других.

Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями (Р)

5.Информация о домашнем задании.

Параграф 22 пересказ. Написать мини –сочинение «Человек друг или враг природе?»

Записывают домашнее задание в дневник.

Планиров. собствен. деятельности в соответ. с полуми знаниями(Р).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тема " Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод"

Автор: Бажеева Татьяна Михайловна

Дата: 02.04.2017

Номер свидетельства: 405845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Тема "Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод""
    ["seo_title"] => string(61) "tiema_iskusstviennyie_vodoiemy_okhrana_povierkhnostnykh_vod_1"
    ["file_id"] => string(6) "405852"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491131758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Разработка урока географии в 6 классе "Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод""
    ["seo_title"] => string(95) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-iskusstviennyie-vodoiemy-okhrana-povierkhnostnykh-vod"
    ["file_id"] => string(6) "306645"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458155986"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "План-конспект по элективному курсу «География Российского порубежья» в 9 классе. "
    ["seo_title"] => string(87) "plan-konspiekt-po-eliektivnomu-kursu-gieoghrafiia-rossiiskogho-porubiezh-ia-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "144219"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418667764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства