2. Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке по определению темы урока, к постановке цели и задач урока) Цель этапа: определение учащимися темы, цели и задач урока Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать тему, цель урока, понимание учебных задач и стремление их выполнить, умение вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. Слайд 2 тема урока «Вулканы Земли» Слайд 3 «Вулкан Килиманджаро» (Рисунок вулкана, на котором отмечается базовый лагерь и другие стоянки) Слайд 4 | Демонстрация видеофильма 1 «Извержение вулкана» (слайд 1) Я думаю вы догадались о чем сегодня пойдет речь на уроке. Итак, назовите тему урока Запишите тему урока в тетрадь. Сегодня мы отправляемся в путешествие – восхождение на один из самых высоких и красивых вулканов мира, Килиманджаро. Мы находимся у его подножия в базовом лагере. (отмечается на рисунке флажком). Начинаем восхождение. Ребята, что вам известно о вулканах? Какие у вас возникают с ними ассоциации? Опишите, как вы представляете извержение вулкана. О каких грандиозных извержениях вулканов вы знаете? Какова цель и задачи урока? Поставив цели и задачи, мы поднялись в 1 лагерь (учитель ставит флажок). | Просмотр видеофильма 1 Ученик читает стихотворение Владислава Амелина «Вулкан»: Как будто демон вырвался с Земли... Всё на пути своём вулкан сметает... И тонны пыли грозные столбы... Округу всю нещадно укрывают... Окутано живое всё огнём... Лес хвойный у подножья весь пылает... Как будто воин злой прошёл мечом... Всё в Аде том кромешном погибает... Пытаются все от огня уйти... Не по душе всем эта злая сила... Убежище желает всяк найти... Не обузданна грозная стихия... Окрестности пронизывает гром... Всё рушится, Земля даёт провалы... Вулкану жалость вовсе не почём... Он рушит города и даже страны... Вулкан хоть и коварен изнутри... Но издали прекрасен в своём гневе... Не повторим особенно в ночи... Нет действа ворожительней на свете. [6] «Вулканы Земли» Это очень опасное природное явление, может извергаться. Лава, гибель живых организмов. Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов. Формулируют цель и задачи урока Сформировать представление о вулканах, изучить строение и типы вулканов, выяснить причины извержений и районы распространения вулканов |
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности Цель этапа: начать формировать у пятиклассников представлений и знаний о вулканах, их типов, о районах их распространения Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждения; умение работать с дополнительной литературой, анализировать , выделять главную и второстепенную информацию, составлять доклады, выдвигать свои гипотезы и аргументировать свою точку зрения, определять и описывать существенные признаки вулканов, составлять определение понятий «вулкан», «вулканизм», совершенствование умения работать с картами, компьютером и комп. программами. Слайд 5 «Гефест» Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11-12 Слайд 13 Слайд 14 | Сообщения учеников о вулканах, о происхождении названий, легенда народов Спасибо ребята за интересные сообщения, а я вам предлагаю посмотреть видеофильм «Вулканы и гейзеры»(3 минуты) Просмотр видеофильма 2 На основании видеофильма и таблицы «Вулканизм и землетрясения», расскажите о строении вулкана и соберите из пазлов макет вулкана. Молодцы, мы совершили небольшой подъем и разбиваем промежуточный лагерь (2), пометьте флажком. Что извергают вулканы? В чем отличие лавы от магмы? Что такое вулкан? От чего зависит форма вулкана? Назовите типы вулканов и в чем их отличия Выполните задание 2 в рабочей тетради на стр. 20. Назовите самый высокий действующий вулкан России Используя атлас и текст учебника на стр. 36-37, приведите примеры действующих и потухших вулканов. Назовите, как в атласе отличают действующий и потухший вулкан. Где образуются вулканы? Давайте вместе создадим конструктор литосферных плит. Описание работы на стр. 38 -39 учебника Домашним задание будет доработать схему, обозначив на ней название действующих вулканов, которые упоминаются в тексте параграфа и обозначены в атласе «Начальный курс география» на стр. 12-13. Молодцы, мы совершили еще один переход, разбиваем промежуточный лагерь (3), пометьте флажком и остался еще 1 подъем к вершине вулкана. Можно ли предсказать извержение вулканов и кто занимается изучением вулканов? Вулканы – только одно из проявлений вулканизма – ряда природных явлений, связанных с перемещением магмы в земной коре. Назовите еще одно проявление вулканизма. Что такое гейзеры? Назовите причины возникновения гейзеров. В каких районах Земли наиболее часто встречаются гейзеры? Молодцы, с заданием урока вы справились хорошо. Даже не заметили, что мы покорили вершину вулкана Килиманджаро (учитель отмечает флажком) | Сообщение ученика 1. По древним сказаниям земной огонь происходит от огня небесного и прячется он внутри вулканов, которые время от времени извергают его. И греки, олицетворяя эту грозную стихийную силу природы, сложили миф о Гефесте, которого римляне назвали Вулканом. Все огнедышащие горы на земле мы называем латинским именем этого бога. Гефест — сын Геры и Зевса. Родился он тщедушным и хромым. ...В маленьком, колеблемом дуновением ветерка огоньке спички трудно разглядеть всепожирающее пламя лесного пожара. Вот и Гера не заглянула в будущее Гефеста. Устыдилась она уродца и сбросила его с Олимпа. Долго летел он, пока не ударился о воды океана. Жизнь сброшенного с Олимпа бога спасли дочери Океана нереиды. Остался Гефест навсегда хромым. Но зато у него были сильные, с могучими мышцами руки, которые играючи били огромным молотом по наковальне, и ловкие пальцы, которые могли превращать золото в несравнимые ни с чем по красоте и изяществу украшения. На дне океана, во дворце Посейдона, он устроил свою первую кузницу и своими изделиями одарил нереид. Но не проходил у Гефеста гнев на мать, так жестоко с ним поступившую. Решил он ей отомстить. Выковал красивый золотой трон и отнес на Олимп. А сам сразу же перенесся в свою кузницу. Гера села на трон, но встать не смогла! Трон-то оказался с секретом. Тысячи невидимых нитей привязали ее к сиденью. Разорвать их мог только сам Гефест. Зевс отправил своего посланца «крылоногого» Гермеса, чтобы тот уговорил Гефеста вернуться на Олимп и избавить мать от наказания. Но сердце Гефеста все еще было переполнено обидой и злобой. Отказался он выполнить просьбу громовержца. Тогда Зевс отправил к Гефесту веселого бога винограда и вина Диониса. Он напоил Гефеста вкусным хмельным напитком, который вытеснил из сердца все плохие чувства. Сел Гефест на осла, въехал на Олимп и позволил Гере встать с хитроумного трона. Но вести полную удовольствий жизнь на Олимпе он не захотел, вернулся в свою кузницу, которая пряталась в недрах огнедышащего вулкана Этна. Гора часто содрогается. В ее недрах слышны глухие удары. Это работают гигантскими молотами подручные Гефеста — одноглазые великаны циклопы. Много заказов богов выполнил он в своей кузнице. Для Аполлона изготовил стрелы, которые без промаха поражали цель, а потом возвращались сами в его колчан. Он сделал колесницу для солнечного бога Гелиоса и еще множество других прекрасных вещей. Гефеста можно считать самым первым изобретателем. Он выковал себе механических помощников, которые раздували огонь, качая мехи. И людей он обучил кузнечному искусству. Так что за внешним уродством может скрываться светлый ум и великий талант. [14] Сообщение 2 ученика Долгое время люди были бессильны против гнева вулканов. Они думали, что это гнев богов, которые хотят их наказать. Чтобы задобрить их, люди подносили им дары, устраивая места паломничества у кратеров. Так появилось много легенд о вулканах. Фудзияма – символ вечности. В Японии все вулканы считаются священными местами. В них живет Он, монстр красного цвета, который просыпается во время извержений. Легенда гласит, что некогда сам император бросил в кратер самого известного в Японии вулкана Фудзияма эликсир бессмертия. Согласно поверью, фумаролы, исходящие из него, содержат этот эликсир. Ежегодно в июле тысячи паломников, одетых в длинные белые одежды, поднимаются на высоту 3 776 м. Они обходят вокруг кратера и поджигают огромные деревянные башни. [13] Просмотр видеофильма 2 Ученики составляют рассказ о строении вулкана (очаг магмы, жерло и кратер), дают свои определения и сравнивают их с научными определениями, представленными в тексте учебника на стр. 35-36 или в «Географическом словаре» [8], собирают модель вулкана Пепел, газ, вулканические бомбы, лаву. Магма, излившаяся на поверхность Земли, называется лавой Это гора, которая имеет особое строение(жерло, кратер, очаг магмы) От вязкости: если густая и вязкая, то остывает быстро и образуется высокая гора – конический вулкан, более жидкая лава, остывает медленнее и растекается на более большие расстояния, образуется щитовой вулкан Действующие, потухшие и уснувшие Ребята заполняют пропуски и зачитывают результат работы (приложение 1) Ключевская Сопка, его высота 4850 метров Действующие вулканы отмечают красной звездочкой, а потухшие – черной. Ребята приводят примеры вулканов и отмечают на карте мира карточками с названием вулкана Вулканы расположены вдоль крупных разломов земной коры и проявляют активность, когда плиты земной коры сталкиваются или раздвигаются Учащиеся выполняют практическую работу (приложение 2) Изучением вулканов занимаются вулканологи. Предсказать извержение сложно. В настоящее время учеными разработаны методы прогнозирования извержения, например, определение активности вулкана при помощи спутников. К проявлениям вулканизма относят гейзеры . Это периодически фонтанирующие источники с разной температурой и составом воды. Нагрев воды до 100 градусов и выше, закипание и выбрасывание из горловины гейзера воды и водяного пара. На Камчатке, В США, Новой Зеландии и др. |