обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, конус, жерло, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава.
уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;
приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;
определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.
осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;
создание упрощенной схемы вулкана.
умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1. | Подготовка класса к року. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Все ли на месте? Все ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо под рукой! Сядьте правильно все за парты свои, Ведь урок географии начинаем мы! Проверка домашнего задания. - О чём мы с вами говорили на нашем последнем уроке?(О ВНУТРЕННЕМ СТРОЕНИИ ЗЕМЛИ) Учитель просит выполнить тест: - приложение № 1 Учитель предлагает обучающимся подготовить своё рабочее место и познакомиться с раздаточным материалом. | Обучающиеся готовят своё рабочее место. (Ученики отвечают на вопросы учителя. За каждый верно данный ответ ученик получает 1 балл) | Учебно- познавательный интерес к географии | Знать основные правила работы в кабинете географии | Умение работать с атласом, учебником и раздаточным материалом |
2. | Мотивация к учебной деятельности - Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное “нутро” и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли. Учитель предлагает обучающимся совершить путешествие в глубины литосферы - Сегодня мы начнём знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать, отгадав загадки. Учитель загадывает обучающимся загадки. 1. Носит бабка Снежную шапку Каменные бока, Закутанные в облака.(гора) 2. В огне горы родился – От огня убежал С огнем разлучился И в небе пропал.(дым) 3. Жевать – не жую А все поедаю, сжигаю.(огонь) 4. Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова- отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан) Итак, о каком же природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах) Следовательно , Тема нашего урока “Вулканы” - Скажите, а что вы знаете о вулканах? | Обучающиеся, отгадывая загадки, формулируют тему урока | Понимание роли и значения географических знаний | Определять явление природы по просмотренному видеосюжету | Умение сформулировать тему урока |
3. | Определение цель и задач урока. -Достаточно ли тех знаний о вулканах, которые у вас имеются? Какую же цель мы с вами поставим на урок? - А какими путями мы с вами пойдём, которые позволят нам достигнуть поставленную цель? | Цель: получить знания о вулканах и вулканической деятельности.. Формулируют 1задачу: Изучить внутреннее строение вулкана 2задачу: Узнать типы вулканов. 3 задачу: Определить географию вулканизма (определить место расположения вулканизма | Понимание важности изучения данной темы урока | Ставить цель урока и задачи. | Умение ставить цель урока под руководством учителя |
4 | Актуализация знаний - для начала мы с вам и узнаем откуда произошло название «вулкан»? | Обучающийся рассказывает сообщение о происхождении термина «вулкан» | Учебно- познавательный интерес природному явлению | Называть ассоциации, связанные со словом «вулкан» | Умение мыслить ассоциативно |
5. | Изучение нового материала Учитель задаёт вопросы: - Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»? -Что вы представляете когда слышите слово вулкан?(записывает на доске слова: огонь, гора, дым, ….) - Давайте сами попробуем дать определение слову вулкан. - Сверьте свое определение с определением, которое дано в учебнике в словаре терминов (стр. 153). Итак, узнали мы, что такое вулкан? (да) - Далее что нам предстоит выяснить? (строение вулкана) Вулкан, ребята, имеет особое сторение. Я вам предлагаю посмотреть видеосюжет, после которого вам предстоит выполнить задание. Смотрим внимательно. - А сейчас откройте рабочие тетради на стр. 19 найдите задание нарисуй схему строения вулкана выполните это задание и используя учебник стр. 35 дайте определение каждой части вулкана. | Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, изучают понятие « вулкан» и определяют его отличительные черты от других гор, обсуждают результат в парах. | Понимание значимости изучения природного явления | Знать признаки вулкана и его отличительные черты | Умение работать самостоятельно в группах. Умение работать с текстом учебника |
| - Узнали мы с вами, что такое вулкан? (да) - Опрелили строение вулкана? (да) | Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, рис.17 определяют строение вулкана и изучают значение новых терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма» | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», знать строение вулкана | Умение работать с тестом и рисунком в учебнике |
| - Переходим к решению второй задачи. Для этого я вам предлагаю сесть группами. - Оказывается, что вулканы на Земле различаются по форме и по активности. После просмотра видеоролика «Типы вулканов», каждой из групп будет предложено выполнить задание. 1 группе: заполнить схему формы вулканов. 2группе: заполнить схему типы вулканов по активности. - И найти примеры вулканов в атласе. - При работе с атласом с какой проблемкой, трудностью вы столкнулись? ( как в атласе отмечены действующие и потухшие вулканы) - А кто сможет показать на карте полушарий, те примеры вулканов, которых вы занесли в свои таблички.(Ключевская Сопка,Эльбрус, Этна,Килиманджаро, Везувий и др.) Физкультминутка Мы вулканы изучали И немножечко устали И поэтому вот тут Просто надо отдохнуть Встали из-за парт все дружно Нам вулкан представить нужно Мы на кратер посмотрели Всю подошву рассмотрели Левый склон и правый склон До чего вулкан силен Покружили головой Не пора ли нам домой Потянулись вверх друзья Пробежались, но слегка Развернулись все кругом И работать вновь начнем | Обучающиеся с помощью атласа заполняют кластер и указывают примеры действующих, уснувших и потухших вулканов. Работают в контурных картах. | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать типы вулканов, их обозначения на карте | Умение работать со схемой и атласом |
| - Иногда, ребята, потухшие вулканы начинают извергаться. Пример, такого извержения можно изучить по картине Брюллова «Последний день Помпеи». -Рассмотрите картину и представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях? Да ребята при извержении вулканов гибнут люди, растения и животные; разрушаются строения, наносится большой материальный ущерб; изменяется рельеф Земли Это отрицательное воздействие вулканов. - Но не смотря на опасность с самых древнейших времен люди селились вблизи от огнедышащих гор. - Как вы думаете почему? Значит вулканы приносят какую-нибудь пользу? Положительное: вулканический пепел обогащает почву, повышает ее плодородие; образуются месторождения полезных ископаемых; продукты извержений ( пемза, вулканическое стекло, базальт) являются ценными строительными материалами. Итак, решили мы с вами вторую задачу? (да) | Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения. Ужас, страх, желание спастись Высказывают предположение. СООБЩЕНИЕ уч-ся о вулкане Везувий. | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать отличие спящего, потухшего и действующего вулканов | Умение высказывать свою точку зрения, выявлять причинно- следственные связи |
| Учитель задаёт вопрос: «А где больше всего находиться вулканов на планете Земля? Почему на побережье Тихого океана встречается много действующих вулканов?» -А почему как вы думаете именно здесь? Давайте посмотрим ёщё один видеоролик «размещение вулканов» -Решили мы с вами третью задачу? (да) | Используя рис. на стр. 39 п.7 в учебнике, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения. | Понимание роли и значения географических знаний | Знать понятие «Тихоокеанское огненное кольцо», объяснять причины распространения вулканов на побережье Тихого океана | Выявлять причинно- следственные связи |
| -Вулкан – это, ребята, только одно из проявлений вулканизма, связанное с перемещением магмы в земной коре. К проявлениям вулканизма относят ещё одно интересное проявление – это гейзеры..(Демонстрация видео о гейзерах) Демонстрация видеосюжета о гейзерах. В россии этот процесс вулканизма можно наблюдать на пол- ве Камчатка. | Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения | Понимание роли гейзеров в жизни людей | Знать содержание термина «гейзер», объяснять причину образования гейзера | Выявлять причину образования гейзера |
6 | Контроль за сформированностью знаний. Учитель предлагает обучающимся провести проверку своих знаний «Найдите понятие, составьте смысловые пары» | Обучающиеся выполняют задание и проверяют по ключу. | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать понятия, изученные на уроке, объяснять причину образования вулканов и гейзеров | Умение правильно сформулировать вопрос и объективно другого |
7 | Рефлексия Прием «Закончи фразу» На уроке я работал (активно \не активно). Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен) Урок мне показался (коротким/длинным) Материал урока мне был (понятен/ не понятен, интересен/ не интересен) Мое настроение в течение урока (улучшилось/ ухудшилось) | | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать основные понятия, изученные на уроке | Умение выражать отношение к уроку |
8 | Домашнее задание дифференцированное Учитель предлагает обучающимся 3 вида домашнего задания: 1. Прочитать п. 7 , выполнить задание в рабочей тетради на стр. 18, 20 2. Приготовить презентацию об известном вулкане или гейзере 3. Сделать макет вулкана. | Обучающиеся записывают домашнее задание | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать основные понятия, изученные на уроке | Умение планировать выполнение домашнего задания |