Просмотр содержимого документа
«Тема урока – «Атмосферные осадки»»
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет - география
Класс - 6
Тема урока – «Атмосферные осадки»
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
- смогут дать понятие «атмосферные осадки»;
- смогут расширить представление о видах осадков и условиях их образования;
- сформировать представление о методах измерения количества осадков;
- выявить географические особенности распределения осадков по земной поверхности.
Регулятивные УУД:
- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;
-самостоятельно оценят достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- смогут найти информацию в тексте;
- смогут вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;
- сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме.
Коммуникативные УУД:
-примут участие в обсуждении, создании коллективной работы в ходе деятельности в малой группе.
- смогут задуматься о влиянии атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и подумать, каким словом можно объединить отгадки.
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (Дождь)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)
В белом бархате деревни-
И заборы, и деревья.
И как ветер нападет,
Этот бархат пропадет. (Иней)
Прикрепить ответы на доске: дождь, снег, град, роса, иней.
Каким словом или словосочетанием можно объединить отгадки?
Как вы думаете, почему я вам загадала эти загадки?
Правильно, откройте тетради и запишите тему нашего урока «Атмосферные осадки» Слайд 2
Что вы знаете об атмосферных осадках? (Заполните 1 колонку в листе самооценки) (1 мин.)
Что вы еще хотите узнать об атмосферных осадках?
Отвечают на загадки.
Делают записи в тетради
Делают записи в листе самооценки
Заполняют вторую колонку в листе самооценки
3 этап. Целеполагание
и планирование
Задание:
- на основе содержания колонки (хочу узнать) давайте сформулируем цели нашего урока.
На доске: Слайд 3
1) Что такое атмосферные осадки?
2) Почему выпадают осадки?
3) Виды атмосферных осадков?
4) Измерение количества осадков.
5) Причины, влияющие на количество атмосферных осадков.
6) Значение атмосферных осадков
Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии)
4 этап. Актуализация знаний
- Работа над фрагментом фильма об образовании осадков. (3.53-4.41)
http://www.youtube.com/watch?v=MieE79sEy1w
Что такое осадки?
Почему выпадают осадки?
В каком мировом процессе участвуют осадки
Осадки – это влага, которая выпадает из атмосферы, на земную поверхность.)
(Капельки воды в облаках находятся все время в движении. Они сталкиваются, сливаются и постепенно становятся все больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь.)
(Осадки участвуют в Мировом круговороте воды.)
4 этап. Актуализация знаний
- Работа над фрагментом фильма об образовании осадков. (3.53-4.41)
http://www.youtube.com/watch?v=MieE79sEy1w
Что такое осадки?
Почему выпадают осадки?
В каком мировом процессе участвуют осадки?
Осадки – это влага, которая выпадает из атмосферы, на земную поверхность.)
(Капельки воды в облаках находятся все время в движении. Они сталкиваются, сливаются и постепенно становятся все больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь.)
(Осадки участвуют в Мировом круговороте воды.)
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)
- Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть? Открываем учебник и находим ответ на этот вопрос?
- Что еще мы должны узнать?
- Перечислите виды осадков известные вам, кроме тех которые вы видите на доске?
- В листе самооценки заполните схему «Виды осадков». Учащиеся I варианта записывают виды осадков теплого, IIварианта – холодного времени года Слайд 4.
Проверка
- В листе самооценки заполните схему «Виды осадков по характеру выпадения».Слайд 5
Презентация (рассказ учителя)
- Дождь, жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель размером от 0,5мм и более. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые осадки обычно кратковременные, с резкими колебаниями интенсивности, часто сильные; выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные дожди выпадают из слоисто-дождевых (или слоистых) облаков, они более равномерные, более длительные, обычно менее интенсивные, чем ливневые. Слайд 6-7.
- Морось, жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоят из очень мелких капель, которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Капли падают с такой малой скоростью, что кажутся висящими в воздухе. Слайд 8.
- Снег, твердые осадки, выпадающие в холодное время года из многих видов облаков, в особенности из слоисто-дождевых, высокослоистых, в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек; встречаются также игольчатые кристаллы, иногда 3-х или 12-лучевые звездочки. Слайд 9-10.
- Град, осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, размеры, которых иногда с горошину или мельче, иногда до 15-20см в диаметре. Град выпадает в теплое время года из кучево-дождевых облаков. Слайд 11.
- Роса, капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе в результате понижения температуры с наступлением ночи. Слайд 12.
- Иней, тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающихся из водяного пара атмосферы на охлажденные поверхности, почвы, травы, предметы. Обычно образуется в ясные тихие ночи в холодный период. Слайд 13.
- Изморозь, отложения льда в виде кристаллов на ветвях деревьев, проводах, возникающие при тумане, обычно в тихую морозную погоду; Слайд 14.
Какие типы осадков в нашей местности по сезонам вы знаете?
Интересные факты: Больше всего осадков в виде дождя выпадает в предгорьях Гималаев (район Черапунджи) – около 14000 мм и на Гавайских островах – 12500 мм.
Покажите эти объекты на карте полушарий.
Самое сухое место на Земле – это пустыня Атакама в Южной Америке. Там по нескольку лет не выпадает ни одной капли дождя.
Необычные дожди. Слайд 15.
Иногда на поверхности земли выпадают необычные осадки. Бывают белые, красные, зелёные, чёрные дожди. Ихцвет зависит от цвета твёрдых частиц, попавших внутрь капли. Если ядрами конденсации служил чёрный вулканический пепел, дождь будет чёрным. Красный и зелёный дождь выпадает на берегах морей, такой цвет дождям придают микроскопические водоросли. В древности люди называли эти дожди « кровавыми» и думали. Что они предвещают несчастья.
Слайд 16. В Англии не так уж редкое явление дожди из рыб или лягушек. Образование таких дождей связано с сильными ветрами. Над морем или прудом они захватывают рыбу, лягушек или водоросли, а при разрушении водорослей животные падают на землю. Известен случай выпадения дождя из золотых монет.
Самый необычный дождь – «золотой» - случился в Нижегородской области 17 июня 1940года. Во время грозы вместе с дождевыми каплями посыпались и … старинные золотые, и серебряные монеты.
А летом 1933года в Приморском крае прошёл дождь из … морских медуз
4) Как измеряется количество выпавших осадков?
ОСАДКОМЕР Слайд 18
Количество осадков измеряют с помощью осадкомера. Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах .
Ребята, а как измеряют количество осадков зимой? Если выпадает снег, то осадкомер вносят в теплое помещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с помощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и 19 часов вечера.
Высоту снежного покрова измеряют с помощью снегомерной рейки. Она представляет собой планку, разделенную на сантиметры. Счет производится от земной поверхности до поверхности снега.
Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений.
Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца.
- Скажите, а как найти годовое количество осадков?
- Как и каким прибором измерить высоту снежного покрова, ответ найдите в учебнике?
Для сравнения количества осадков, выпадающих в разных точках Земли за год, подсчитывают среднее многолетнее количество осадков. Среднее многолетнее количество осадков и режим их выпадения отражают на диаграммах количества осадков. Слайд 19.
А сейчас мы научимся читать диаграммы количества осадков. Посмотрите на рисунок. На диаграммах две оси: вертикальная и горизонтальная. На вертикальной оси показано количество осадков в миллиметрах, на горизонтальной – начальные буквы месяцев. 12 столбиков разной высоты показывают количество осадков, выпадающих в каждом месяце года. Сумма осадков – годовое количество – показана цифрой над диаграммой, но её можно подсчитать самим. Для этого нужно определить по столбикам количество осадков в каждом месяце и найти их сумму.
А сейчас выполните задание к рисунку 81 на странице 126.
2. Задание: познакомьтесь с диаграммой количества осадков, составленной для города Владивостока (рис.81). По диаграмме определите:
а) количество осадков, выпадающих за год;
б) месяц, за который выпадает больше всего осадков; (август)
в) месяц с самым маленьким количеством осадков (январь)
Физкультминутка - Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали.
5) Причины, влияющие на количество осадков.
Главный источник водяного пара, поступающего в атмосферу, — Мировой океан.
--- Что такое Мировой океан? Покажите на карте полушарий.
Значит, чем ближе к океану находится какая-то территория, тем больше осадков должно над ней выпадать.
Слайд 20. По рис. 81 видно, что города Абердин, Аден и Владивосток находятся на берегу океана. Однако количество осадков, выпадающих в этих городах, и их режим различны. Причиной этого являются ветры, преобладающие над территориями, где расположены эти города.
Выполните задание в учебнике на странице 127.
1. Пользуясь, рис. 81, определите, откуда и летом, и зимой дуют ветры в городах: а) Абердин; б) Аден. Как ветры влияют на количество и режим осадков, выпадающих в этих городах?
2. Почему во Владивостоке большая часть годового количества осадков выпадает летом? Как называются ветры, дующие над территорией, где расположен Владивосток?
Сделайте вывод: какие причины влияют на выпадение осадков?
При ветрах, каких направлений чаще всего выпадают осадки в нашей местности? 4.Какие причины оказывают влияние на формирование осадков нашей местности?
Работают с текстом учебника (с.125 рис.80).
Диаметр капли 0,01мм – облачная
Диаметр капли от 0,5 до 5мм – дождевая капля
Виды атмосферных осадков.
Крупа, морось, изморозь
Работа над схемой «Виды осадков».
Слушают учителя
Предполагаемый ответ (Весной, летом и осенью в Орловской области выпадают осадки в виде дождя, зимой - в виде снега. Но осадки в виде дождя выпадают зимой. Осенью выпадают осадки в виде мороси, а зимой возможна изморозь).
Работа с картой
Слушают и смотрят презентацию
Сумма осадков за все месяцы года — это годовое количество осадков.
Высоту снежного покрова измеряют с помощью снегомерной рейки. Она представляет собой планку, разделенную на сантиметры. Счет производится от земной поверхности до поверхности снега.
Работают с учебником
Выполняют движения
Работа с картой
Работа с учебником
1.Близость океана, потому что основной поставщик влаги – вода, испаряющаяся с поверхности океана.
2.Ветры. Если ветры дуют с океана, они приносят осадки.
Предполагаемый ответ: чаще всего осадки выпадают пи ветрах западных направлений.
Предполагаемый ответ: основной причиной выпадения осадков в области является вторжение морской воздушной массы Атлантического океана.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Итак, мы познакомились с атмосферными осадками и их разновидностями. Научились анализировать столбиковые диаграммы выпадения осадков, познакомились с причинами, влияющими на количество осадков.
« Мозговой штурм». А теперь «давайте подумаем, атмосферные осадки – это благо или вред?» 1ряд (1 группа) – благо, 2 ряд (2группа) – вред.
Какой е вывод можно сделать, ребята?
- Выполняют задания в группах;
- презентуют свои ответы для других групп;
- выслушивают ответы других групп;
олняют ответы.
« БЛАГО»
• Проводя снегозадержание, вода впитывается, чтоб летом поить
растения (слой снега в 1 см. на 1 га пашни образует 35000 л. воды),
• снег сохраняет озимые посевы от вымерзания,
• снег очищает воздух от загрязненности,
• осадки питают культурные растения влагой, необходимой для
фотосинтеза (небольшой дождик слоем в 1-2 мм выльет на 1 га пашни
900 ведер воды),
• в снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы.
• осадки пополняют реки, делая их судоходными.
« ВРЕД»
• градины уничтожают растения, могут даже убить человека,
разрушить постройки,
• сильные снегопады парализуют движение транспорта,
• обильный снегопад ломает ветви деревьев, по его массой рушатся
строения,
• под изморозью провисают и обрываются линии электропередач,
• во время снегопадов и туманов прекращается полет самолетов, часты
аварии на дорогах,
• во время гололеда травмируется человек на скользкой дороге.
• при обильных осадках наводнения, сход снежных лавин, сели
С одной стороны, атмосферные осадки оказывают положительное влияние на почвы, растения, животный мир, деятельность человека, а с другой стороны – это вред. Поэтому, что это и благо, и вред.
7 этап. Рефлексия и оценивание
А теперь давайте проверим, на все ли вопросы, которые были заданы в начале урока, мы нашли ответы.
Учащимся предлагается самим оценить свою работу на уроке. Слайд 21.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
активно / пассивно доволен/ не доволен
коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
Оцените деятельность одноклассников на уроке
Выставляет и комментирует отметки.
- оценивают свою работу на уроке
8 этап. Домашнее задание
Домашнее задание:
Инвариантная часть: § 41, прочитать, уметь ответить на вопросы.
Вариативная часть: - Собрать как можно больше примет, предвещающих ясную и пасмурную
Приложение 1
Тест по теме: «Ветер. Водяной пар в атмосфере. Облака».
Укажите главную причину образования ветра
раскачивание деревьев
нагрев поверхности суши и воды
разница в атмосферном давлении на разных участках земной поверхности
равномерный нагрев суши и моря
При каком изменении давления ветер будет сильнее?
1) 750 мм – 760 мм
2) 760 мм – 762 мм
3) 740 мм – 760 мм
4) 720 мм – 750 мм
3. Как называется ветер, который днём направлен с моря на сушу, а ночью - с суши на море?
муссон
бриз
штиль
шторм
4. Как называется ветер, меняющий направление 2 раза в год?
бриз
штиль
муссон
ураган
5. Как называется отношение количества водяного пара, фактически находящегося в воздухе, к количеству водяного пара, который может содержать воздух при данной температуре?
абсолютная влажность
относительная влажность
водяной пар
сухость воздуха
6. Чему равна относительная влажность насыщенного воздуха?