предметные: объясняют изменение температуры воздуха, причины образования тепловых поясов, от чего зависит нагрев воздуха, как связаны географическая широта и температура воздуха, как изменяется температура воздуха во времени; дают определение понятию амплитуда температур; рассчитывают среднее значение температуры.
метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя; планируют свою деятельность под руководством учителя; выявляют причинно-следственные связи; определяют критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивают и объективно оценивают другого; умеют вести диалог, вырабатывая общее решение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Температура воздуха»»
Урок географии в 6 классе
на тему: «Температура воздуха»
Планируемые результаты:
предметные: объясняют изменение температуры воздуха, причины образования тепловых поясов, от чего зависит нагрев воздуха, как связаны географическая широта и температура воздуха, как изменяется температура воздуха во времени; дают определение понятию амплитуда температур; рассчитывают среднее значение температуры.
метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя; планируют свою деятельность под руководством учителя; выявляют причинно-следственные связи; определяют критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивают и объективно оценивают другого; умеют вести диалог, вырабатывая общее решение.
личностные: формулируют свое отношение к актуальным проблемным ситуациям.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Оборудование: термометр, учебник, атлас.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала:
Целепологание: Сегодня мы продолжаем изучение атмосферы. Как мы уже сказали, атмосфера состоит из воздуха. Скажите, пожалуйста, а какими показателями мы можем характеризовать воздух?
Тема нашего урока «Температура воздуха».
Ребята, а что вы хотите узнать о температуре воздуха? Скажите, остается ли температура воздуха неизменной? А от чего зависит ее изменение? Пока что вы не можете ответить на этот вопрос, но выяснить это будет целью нашего сегодняшнего урока.
Давайте вспомним:
Что является источником тепла и света на Земле?
Почему происходит смена дня и ночи?
Каким прибором измеряется температура воздуха? Давайте вспомним правила использования термометра.
Вспомните летние каникулы, вы на пляже. День. Одинаково ли нагреты песок и вода?
А сейчас представьте, что вы пришли на пляж вечером. Что изменилось? Вы купались когда-нибудь в море ночью?
Давайте делаем вывод о нагреве суши и воды. Давайте запишем: Вода и суша нагреваются неравно, суша – быстро, а вода – медленно.
Луч солнца попадает в окно. Что он нагревает подоконник или стекло? Давайте проверим.
Сделайте вывод какие предметы нагреваются солнечными лучами? Запишем это: Солнечные лучи нагревают не атмосферу, а поверхность Земли.
От чего нагревается воздух на Земле? (от поверхности Земли)
В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
Как изменяется температура воздуха с высотой? Вывод: с высотой температура воздуха понижается. Причем есть определенное правило. Запишем и запомним: В тропосфере при подъеме на каждые 1000 м температура понижается на 60.
Зная это правило попробуем решить несколько задач.
Задача 1. Какова температура воздуха на вершине горы высотой 3 км, если температура у ее подножия +200С?
Решение: 1) узнаем на сколько изменилась температура воздуха, для этого нам нужно 3*6=18, 2) 20-18=20
Задача 2Самолет летит на высоте 9 км. Какова температура воздуха за бортом самолета, если в это время у поверхности Земли температура +200С.
Решение: 1) 6*9=54, 2) 20-54=-340
Задача 3На воздушном шаре поднимаются два воздухоплавателя. На какой высоте вода в канистре превратится в лед, если температура у поверхности Земли +120С? (Ответ 2 км)
Задача 4Самолет летит на высоте 7 км, температура за бортом -200С. Самолет собирается идти на посадку. Нужно ли будет пассажирам одевать шубы и шапки по прибытии в аэропорт? (нет, +220С)
Задача 5Лежит ли снег на вершине Эльбруса, если температура у подножия +250С? (Высота Эльбруса 5642м) Ответ да, -80С.
Географическая физминутка
Приветствуем друг друга как жители разных стран.
Россия: пожимают друг другу руки.
Италия: горячо обнимаются.
Бразилия: хлопают друг другу по плечу.
Зимбабве: трутся спинами.
Македония: здороваются локтями.
Никарагуа: касаются плечами.
Давайте вспомним как изменяется температура воздуха на поверхности Земли в зависимости от географической широты?
Какие области Земли получают наибольшее количество тепла и света? А какие наименьшее?
Опыт с фонариком. Когда солнечные лучи падают прямо, земная поверхность получает наибольшее количество тепла и света.
Запишем вывод в тетрадь: количество света и тепла, получаемое земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам из-за изменения угла падения солнечных лучей.
Будет ли меняться температура воздуха, если мы будем находиться в одном и том же месте?
Как изменяется температура воздуха в течении суток?
Почему днем температура воздуха выше, чем ночью?
В какое время суток температура воздуха наибольшая? А в какое время наименьшая? (Дети отвечают в полдень и в полночь. Это самые распространенные ответы, но на самом деле теплее всего в 14 часов, а холоднее всего перед рассветом. Может быть уже кто-то догадался почему? Днем в 12 часов солнце поднимается над горизонтом и освещает землю прямыми солнечными лучами, но необходимо время чтобы воздух нагрелся от поверхности земли, аналогично – ночью.)
Почему зимой холоднее чем летом? (Во-первых зимой Солнце не встает так высоко над горизонтом, а во-вторых зимой солнце меньше времени находится над горизонтом )
Для того чтобы продолжить наш разговор, нужно ввести два новых определения – это амплитуда температур и средние температуры. Запишем в тетрадь: Амплитуда – это разница между самой высокой и самой низкой температурой. Амплитуда может быть суточной и годовой.
Часы наблюдений
1-й день
2-й день
3-й день
01.00
3
3
-3
07.00
2
1
-4
13.00
10
5
0
19.00
15
3
-1
Амплитуда температуры
13
4
4
Средняя температура
7,5
3
-2
Как рассчитываются средние величины в математике? (например среднее арифметическое)
А если это правило применить в географии к изменению температуры в течение суток? (Для того чтобы узнать среднесуточную температуру нужно сложить результаты всех измерений за сутки и разделить на количество измерений )
Как рассчитать среднемесячную температуру?
А можно ли рассчитать среднегодовую температуру? (Среднегодовая температура не отражает изменение температуры в течение года, для того чтобы получить представление о годовом ходе температуры строят график)
Предлагаю вам рассчитать среднегодовую температуру и построить график годового хода температуры в Ставрополе.
Климат Ставрополя
Показатель
Янв.
Фев.
Март
Апр.
Май
Июнь
Июль
Авг.
Сен.
Окт.
Нояб.
Дек.
Год
Средняя температура, °C
−2
−2
2
10
15
20
22
22
16
10
3
−1
9,5
Закрепление
Как нагревается воздух атмосферы?
Как изменяется температура воздуха с высотой?
Как узнать суточную амплитуду температуры воздуха?
Почему в тропиках теплее, чем на полюсах?
Почему утром и вечером холоднее, чем днем?
Домашнее задание.
§16, ответить на вопросы после параграфа, построить график хода температур за прошедший месяц
Рефлексия
При помощи раздаточных картинок со смайликами, оцените как прошел урок:
у рок прошел хорошо, мне было интересно, я справился со всеми заданиями