kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема "Приспособленность организмов к различным средам обитания. Практическая работа 9 «Приспособление организмов к различным средам обитания»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах; учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока; формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Приспособленность организмов к различным средам обитания. Практическая работа 9 «Приспособление организмов к различным средам обитания»»»


Тема "Приспособленность организмов к различным средам обитания. Практическая работа 9 «Приспособление организмов к различным средам обитания»»

Цели урока:  закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах; учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока; формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. 
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник, иллюстрации по теме, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний.

- Что такое среда обитания?

- Назовите среды обитания живых организмов.

- Дайте характеристику наземно-воздушной среде.

- Дайте характеристику почвенной среде.

- Дайте характеристику водной среде.

- Дайте характеристику организменной среде.


Найди лишнее:

  • 1 группа иллюстраций и фотографий - ящерица, заяц, божья коровка, еж, акула, стрекоза

  • 2 группа – карась, змея, рак, медуза, улитка

  • 3 группа – дождевой червь, синица, крот, личинка жука

- Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе?

Определите принадлежность следующих организмов к определённому царству: Кишечная палочка, подосиновик, ель, водоросль, лиса, кальмар, карась, паук, молочнокислые бактерии, плесневые грибы, берёза.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня я расскажу вам сказку! Сказку о волшебных королевствах, о необычных жителях волшебных королевств… Начну я сказывать сама, а вы мне помогать будете. Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… (рисунки древнейших организмов). Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличали их от других неживых тел? (дыхание, размножение, раздражимость, питание, выделение, рост и развитие, обмен веществ.)

Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье… Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…

  1. Изучение нового материала.

Глубины вод, простор небес

Пустыня, горы, степь и лес-

В каком краю не окажись

Везде кипит упрямо жизнь

И здесь у каждого свой вкус,

Кому в песок, кому под куст

И каждый выберет себе

Соседей в жизни и судьбе.

Ребята!

- На прошлом уроке мы познакомились с живыми организмами и средами их обитания. Они очень разнообразны, у них есть общие свойства.

- Давайте вспомним их: дыхание, питание, рост, размножение, старение и смерть.

- А в одинаковых ли условиях живут организмы?

Жизнь протекает на большом пространстве разнообразной поверхности Земного шара.


Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.


Биосфера включает в себя:


· Нижняя часть атмосферы (воздушная оболочка Земли)

· Гидросфера (водная оболочка Земли)

· Верхняя часть литосферы (твердая оболочка Земли)


Каждая из этих оболочек Земли имеет особые условия, создающие разные среды жизни. Различными условиями сред жизни порождается многообразие форм живых организмов.

Сейчас я Вам загадаю несколько загадок, а вы постарайтесь их отгадать.

1. Он ходит голову подняв,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …

Ответ ученика: Жираф


2. Не птичка, а с крыльями

Ответ ученика: Бабочка


3. В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист

Ответ учащихся: Дятел


4. Погляди на молодцов

Веселы и бойки,

Волокут со всех концов

Материал для стройки

Ответ учащихся: Муравьи


5. В глухом лесу под елками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

(еж)


6. Кто в берлоге до весны

Днем и ночью смотрит сны.

(медведь)


- А как вы думаете, ребята, какая среда служит местом их обитания и что их объединяет?


Ответ учащегося: Наземно-воздушная. Одинаковые условия проживания. Так как же приспособились живые организмы к этой среде обитания?

Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые), а растения укореняются в почве. В связи с этим, у животных появились легкие и трахеи, а у растений – устьичный аппарат, т.е. органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха. Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше: ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра), других – к прыжках (кенгуру, тушканчик). Из каждых ста обитающих в этой среде видов животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери (летучие мыши).

Приспособительные особенности животных и растений:

• крылья;

• конечности для передвижения по твердой поверхности;

• шерсть;

• перья;

• приспособления для экономного расходования влаги;


• приспособления для опыления растений. Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.


В водной среде: 1. Обтекаемая форма тела встречается у представителей различных групп организмов, обитающих в воде, - дельфинов (млекопитающих), костистых и хрящевых рыб для снижения лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание. 2. Высокая плотность воды является также причиной того, что механические колебания (вибрации) хорошо распространяются в водной среде. Это имело важное значение в эволюции органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. Вчетверо большая, чем в воздухе, скорость звука в водной среде определяет более высокую частоту эхолокационных сигналов. 3. В связи с высокой плотностью водной среды ее обитатели лишены обязательной связи с субстратом, которая характерна для наземных форм и связана с силами гравитации. Поэтому есть целая группа водных организмов (как растений, так и животных), существующих без обязательной связи с дном или другим субстратом, "парящих" в водной толще. 4. Электропроводность открыла возможность эволюционного формирования электрических органов чувств, обороны и нападения. Самая заметная особенность многих водных животных - приспособления для плавания: у моржей и тюленей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла. Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни животные: гидроиды, коралловые полипы, морские лилии , двустворчатые моллюски и др.

Записи в тетради:

Приспособления к водной среде обитания

• обтекаемая форма тела

• наличие слизи на теле

• плавники,

• ласты

• подкожный слой жира.

Записи в тетради:

Приспособления к водной среде обитания

• обтекаемая форма тела

• наличие слизи на теле

• плавники,

• ласты

• подкожный слой жира.

Записи в тетради: Приспособления к водной среде обитания

• обтекаемая форма тела

• наличие слизи на теле

• плавники,

• ласты

• подкожный слой жира.

Почвенная среда. Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); формы тела (округлая, вольковатая, червеобразная); прочные и гибкие покровы; редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия - поедание трупов других животных, гниющих остатков и т.д.

Приспособления к почвенной среде обитания.

• округлая, червеобразная форма тела

• способность к изменению толщины тела

• роющие конечности

• маленькие глаза или вовсе нет органа зрения.


  1. Практическая работа 9 «Приспособление организмов к различным средам обитания».

Цель работы: выявить черты приспособления различных животных к водной, почвенной и наземно-воздушной средам обитания.

ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Заполнение таблицы с использование слов: достаточно, не хватает, меньше, ровная, бывает много, не всегда хватает, не проникает.

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

1.

Кислород

Достаточно

Не хватает

Меньше

2.

Вода

Не всегда хватает

Достаточно

Бывает много

3.

Температура

Значительные

Более ровная

Более ровная

4.

Свет

Достаточно

Меньше

Свет не проникает

2.заполнить таблицу

среда обитания

черты приспособленности к среде обитания

примеры животных

Наземно-воздушная



водная



почвенная




3.сделать вывод: какая среда наиболее заселена?

6. Закрепление изученного материала.

Игра «Эстафета»

• Назовите среду обитания в котором много кислорода, мало воды и резкие колебания температуры. (наземно-воздушная).

• Это среда обитания в котором мало кислорода, много воды, температура ровная, в глубинах меньше проникает света. (водная).

• В этой среде обитают черви, личинки насекомых, и имеются гифы грибов, бактерии. (почвенная).

• Назвать название среды обитания тех или иных организмов: кенгуру, дельфин, кобра, муха, утка, рыба, стрекоза, дождевой червь, летучая мышь, тигр, щука, сова, крот, сом, слепыш.

Игра «Третий лишний».

• Дождевой червь, пиявка, крот. (обитают в почвенной среде).

• Бабочка, аист, щука. (наземно-воздушная среда).

• Кит, шмель, акула. (водная среда).

• Олень, крот, кролик. (наземно-воздушная среда).

7. Рефлексия.

Подведение итогов. Учащиеся делают выводы, начиная со слов:

Сегодня я узнал(а)…..

Мне было интересно…..

Мне понравилось…

8. Домашнее задание.§

















Практическая работа 9 «Приспособление организмов к различным средам обитания».

Цель работы: выявить черты приспособления различных животных к водной, почвенной и наземно-воздушной средам обитания.

ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Заполнение таблицы с использование слов: достаточно, не хватает, меньше, ровная, бывает много, не всегда хватает, не проникает.


Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

1.

Кислород




2.

Вода




3.

Температура




4.

Свет





2.заполнить таблицу


среда обитания

черты приспособленности к среде обитания

примеры животных

Наземно-воздушная



водная



почвенная




3.сделать вывод: какая среда наиболее заселена?






  1. Практическая работа 9 «Приспособление организмов к различным средам обитания».

Цель работы: выявить черты приспособления различных животных к водной, почвенной и наземно-воздушной средам обитания.

ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Заполнение таблицы с использование слов: достаточно, не хватает, меньше, ровная, бывает много, не всегда хватает, не проникает.

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

1.

Кислород




2.

Вода




3.

Температура




4.

Свет





2.заполнить таблицу


среда обитания

черты приспособленности к среде обитания

примеры животных

Наземно-воздушная



водная



почвенная




3.сделать вывод: какая среда наиболее заселена?






Приложение 1



Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...


Пропущенные слова: доста­точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле







Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным ко­личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц).


Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники







Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется боль­шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.


Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Потапова Инна Олеговна

Дата: 05.03.2020

Номер свидетельства: 541954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "КСП Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Первые эволюционисты. "
    ["seo_title"] => string(124) "ksp-raboty-k-linnieia-po-sistiematikie-rastienii-i-zhivotnykh-evoliutsionnaia-tieoriia-zh-b-lamarka-piervyie-evoliutsionisty"
    ["file_id"] => string(6) "139878"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417806545"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Доклад "Формирование у учащихся умение самостоятельно  работать   на уроках естественного цикла" "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-formirovaniie-u-uchashchikhsia-umieniie-samostoiatiel-no-rabotat-na-urokakh-iestiestviennogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "151032"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624933"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока и презентация по теме "Многообразие и значение моллюсков""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokaipriezientatsiiapotiemiemnoghoobraziieiznachieniiemolliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "266813"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450257505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства