Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Вулканизм"»
Технологическая карта - география
Тема
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Цель
Сформировать представление о вулканизме и вулканах, строении вулкана, основных районах вулканизма.
Задачи
- обучающие: Получить знания об образовании вулканов, строении вулканов,
причинах их возникновения.Научить определять тип вулканов, называть и показать крупнейшие вулканы.Получить знания о гейзерах и горячих источниках.
-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся,развитие умений находить нужную информацию в учебнике, дополнительной литературе, географической карте и на основе этого делать соответствующие выводы;
- воспитательные: воспитание любознательности; формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими. Воспитывать чувство сострадания, необходимости оказания помощи и поддержки, людям, оказавшимся в зоне вулканической деятельности. Обучить учащихся правилам основам безопасности жизнедеятельности в зонах возникновения стихийных бедствий: землетрясений, извержения вулканов.
Основноесодержаниетемы,терминыипонятия
Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. Вулкан; кратер и жерло вулкана; вулкан потухший и вулкан действующий; гейзер.
Планируемыйрезультат
Предметные
УУД
Называть и показывать высочайшие вулканы мира и России; приводить примеры действующих и потухших вулканов; описывать процесс возникновения извержения вулканов; объяснять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма.
Личностные:осознать необходимость изучения данной темы и её практическое значение.
Регулятивные:принимать и формулировать учебную проблему, умение организовать своё рабочее место, время.
Коммуникативные:умение общаться и взаимодействовать друг с другом
Познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Межпредметныесвязи
Учебныйпредмет,курс
Формыработы
Ресурсы
математика, природоведение, история.
коллективная, групповая, работа в парах
Ноутбук, проектор, атласы по географии 5 класс, учебники.
Структура и ход урока
№
п/п
Деятельность
учителя
ученика
Этап 1.. Актуализация опорных знаний по теме «Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.».
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
1.Что такое литосфера? 2.Из каких частей состоит литосфера? Поверхность Земли формируется под действием внешних и внутренних сил Земли. 3. В чём проявляется действие внутренних силЗемли? 4.С каким стихийным бедствием, происходящим в литосфере, мы познакомились? 5.Что называется землетрясением? 6.Где землетрясения происходят наиболее часто?
Приветствие учителя, готовность к уроку.
Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, поставленные учителем. (П).
Исправляют ошибки, допущенные при ответах одноклассниками. (Р)
Этап 2. Создание проблемной ситуации
1.Создание проблемной ситуации. Учитель зачитывает фрагмент из литературного произведения, описывающее извержение вулкана. "В феврале 1943 года в деревушке на юге Мексики люди почувствовали несильные, но частые подземные толчки. Через несколько дней на одном из полей, засеянной кукурузой, образовалась трещина длиной более 20 м. Из неё вырывалась струя чёрного дыма. Хозяин поля пытался засыпать трещину, но безуспешно. Через несколько дней раздался сильный взрыв, появилось пламя, из трещины стал вылетать пепел, камни, почувствовался запах серы. Через 2 часа после взрыва вокруг отверстия образовался валик высотой до 2 м, через пять дней над полем уже возвышалась конусообразная гора высотой в 160м. К 1946 году необычная гора выросла до 518 м. а к 1952году высота необычной горы составила более3000 м". О какой горе и грозном явлении природы идёт речь?
Побуждает учащихся на решение проблемной ситуации. Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует
Вступают в диалог, обсуждают, находят решение поставленной проблемы. (К, Р)
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)
Этап 3. Целеполагания:
Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.
(Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.)
Что же такое вулканизм? Как образуются вулканы? Какие они бывают?
Цель записывается на доске и обсуждается (Р).
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод(П., Р., К)
Этап 4. «Открытие» нового знания
Побуждает учащихся к «открытию» новых знаний, предлагая выполнить задания по группам.
Группа № 1. Задание № 1.Используя текст учебника стр.99-101 и рис.81 стр.100. ответить на вопросы:
1.Что такое вулканизм и вулканы? 2. Какое строение имеет вулкан? 3. Как происходит извержение вулкана?
Группа № 2. Задание № 1. 1.Используя текст учебника стр.102, рис. 78 стр. 97 и карту атласа стр.28, объясните, где и почему происходит извержение вулканов. 2. Какими бывают вулканы? Приведите примеры. 3. Сколько насчитывается действующих вулканов. Где они в основном расположены?
Группа № 3. Задание № 1. Используя текст учебника стр.103, ответить на вопросы. 1. Что такое гейзер? 2. Как образуются гейзеры?. 3. Как человек использует гейзеры?
Группа № 4. Задание № 1. Используя текст, объясните, для чего изучают вулканы:
1) Почему вулканы – это «окна» в глубины Земли?
2) Можно ли предсказать извержение вулканов.
3) Причина образования вулканов и землетрясений.
(П, Р) работают с текстом учебника и рисунками, выполняют задания в группах(П, К). Рассказывают о результатах выполненной работы.
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. В эфире прозвучал сигнал международной тревоги: «SOS» Окажите помощь пострадавшим. По географическим координатам, определите место тревоги и расскажите о событиях, которые там происходят. Вулканы это грозное явление природы? Докажите.
Группа № 1. Извержение вулкана Везувий. Группа № 2. Извержение вулкана Катмай. Группа № 3. Извержение вулкана Кракатау. Группа № 4. Извержение вулкана Пинатубо.
Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при решении поставленных задач.
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Работают в группах с картами атласа и находят названные объекты, используя текст, дают характеристику.( Р, К, П) Высказывают свою точку зрения, пытаются объяснить данный пример.
Этап 6. Рефлексия
(итог урока)
Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке
Я знаю, что:
1.Конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированнных обломков горных пород это…….
2.Чашеобразное углубление на вершине вулкана это …
3.Излившаяся на поверхность магма это…
4. Какими бывают вулканы ……..
5. Источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на земную поверхность это ……
Синквейн
1.Существительное, соответствующее теме урока…….
2.Два прилагательных………..
3.Три глагола………..
4.Одно предложение из четырёх слов, обобщающее тему урока…….
5.Существительное – синоним теме…..
Записывают выводы.
Определяют степень продвижения к цели (Р, Л, П)
Этап 6. Домашнее задание
Д /з. Высочайшие вулканы мира и России. § 27 стр. 102
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.
ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------
МНЕ КОМФОРТНО_____
Я испытываю проблемы--------.
Приложения к уроку.
Приложение № 1.
Группа № 4. Задание № 1. Используя текст, объясните, для чего изучают вулканы:
Вулканы- это «окна» в глубины Земли. Извержение дают учёным сведения о составе и свойствах веществ, находящихся в земной коре на глубине в несколько десятков километров. Изучение помогает открыть тайны образования полезных ископаемых. На вулканологических станциях исследователи ведут длительные наблюдения за «поведением» вулканов, изучают лаву, выделяющиеся газы. Благодаря этим исследованиям уже сейчас можно иногда предсказать начало извержения вулкана и предупредить связанные с ними бедствия.Учёные выяснили, что главная причина движений земной коры. Извержения вулканов, землетрясений – процессы, происходящие в земной коре.
Приложение № 2.
Группа № 1.Задание № 2.По географическим координатам, определите место тревоги и расскажите о событиях, которые там происходили. Вулканы это грозное явление природы? Докажите.
Извержение вулкана Везувий. Географические координаты: 41º с. ш. 17ºв. д.
24‑25 августа 79 н.э. произошло извержение считавшегося потухшим вулкана Везувия, находящегося на берегу Неаполитанского залива, в 16 километрах к востоку от Неаполя (Италия). Извержение привело к гибели четырех римских городов — Помпеи, Геркуланума, Оплонтия,Стабии – и нескольких небольших селений и вилл. Помпеи, находившиеся в 9,5 километра от кратера Везувия и в 4,5 километра от подошвы вулкана, были засыпаны слоем очень мелких кусков пемзы толщиной около 5‑7 метров и покрыты пластом вулканического пепла. Погибло около двух тысяч человек. Геркуланум был засыпан слоем вулканического пепла, температура которого была настолько высока, что все деревянные предметы полностью обуглились. Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 году и продолжаются до сих пор, наряду с реконструкцией и реставрацией.
Приложение № 3.
Группа № 2. Задание № 2. По географическим координатам, определите место тревоги и расскажите о событиях, которые там происходили. Вулканы это грозное явление природы? Докажите.
1 июня 1912 года началось извержение вулкана Катмай на Аляске. 4 июня был выброшен пепловый материал, который, смешавшись с водой, образовал грязевые потоки, 6 июня произошел взрыв колоссальной силы, звук которого был слышен в Джуно за 1200 километров и в Даусоне за 1040 километров от вулкана. За время извержения из жерла вулкана вырвалось около 20 кубических километров пепла и обломков. Отложение этого материала образовало слой пепла толщиной от 25 сантиметров до 3 метров, а вблизи вулкана и значительно больше. На месте кратера образовалось озеро с диаметром 1,5 километра – главная достопримечательность образованного в 1980 году Национального парка и заповедника Катмай.
Приложение № 4.
Группа № 3.Задание № 2.По географическим координатам, определите место тревоги и расскажите о событиях, которые там происходили. Вулканы это грозное явление природы? Докажите.
Извержение вулкана Кракатау. Географические координаты: 5º с. ш. 105 в. д.
26‑27 августа 1883 года произошло извержение вулкана Кракатау, находящегося в Зондском проливе между Явой и Суматрой. Более 18 кубических километров обломков пород и пепла взметнулись в атмосферу. Волны цунами, вызванного взрывами, мгновенно поглотили города, селения, леса на побережье Явы и Суматры. Многие острова скрылись под водой вместе с населением. Цунами было настолько мощным, что обошло практически всю планету. Всего на побережьях Явы и Суматры было сметено с лица земли 295 городов и селений, погибли свыше 36 тысяч человек, сотни тысяч остались без жилья. От острова Кракатау уцелела только третья часть.
Приложение № 5.Группа № 4. Задание № 2.По географическим координатам, определите место тревоги и расскажите о событиях, которые там происходили. Вулканы это грозное явление природы? Докажите.
Извержение вулкана Пинатубо. Географические координаты: 10º с. ш. 125º в. д.
10–15 июня 1991 года произошло извержение вулкана Пинатубо на на Филиппинах. Извержение началось достаточно стремительно и было неожиданным, так как вулкан пришел в состояние активности после более чем шестивековой спячки. 12 июня вулкан взорвался, выбросив в небо грибовидную тучу. Потоки газа, пепла и расплавленных до температуры 980°С горных пород хлынули по склонам со скоростью до 100 километров в час. Грязевые потоки и вода смывали дома. В результате многочисленных извержений примерно 200 человек погибли и 100 тысяч остались без крова.