kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме: "Географическая карта как основной источник географической информации", 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

================================================================

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Географическая карта как основной источник географической информации", 5 класс.»

МОУ Раменская средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Раменское







Технологическая карта урока географии

в 5–в классе

(ФГОС)




Забаевой Людмилы Константиновны



учителя географии высшей категории









Учитель - Забаева Людмила Константиновна

Тема

Географическая карта как основной источник географической информации.

Цель

Отработка умений работы с географической картой и сбор географической информации

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные.

Предметные умения

Формирование УУД

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Формирование навыков самоанализа учебной деятельности. Применять приобретенные умения в новой ситуации.

Самостоятельно приобретать практические умения. Организовывать свою деятельность, работать с картографическими источниками информации, выделять необходимую информацию

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)


Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации на основе карт атласа. Уметь преобразовывать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний

Определять направления, расстояния, координаты точек, абсолютных высот и глубин по физической карте полушарий.

Уметь вести сбор информации о географическом объекте по тематическим картам.

Основные понятия

Географическая карта, виды карт, масштаб, условные знаки, географические координаты точки

Межпредметные связи

Математика, окружающий мир, история

Ресурсы

Учебник, атлас, настенная карта полушарий, мультимедийный проектор, экран, презентация на тему: «Карта – основной источник географической информации»

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексия

Технологии

Групповая исследовательская деятельность, игровая, критическое мышление

Виды деятельности

Работа с картами атласа, групповая работа, игровая деятельность, элементы дискуссии





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап и мотивация к учебной деятельности

Мотивация учебной деятельности. Актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности

Приветствие обучающихся.

Приветствие учителя, обучающиеся

настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке



Формирование норм и правил поведения в социуме

  1. Постановка цели и задач урока








  1. Обобщение знаний









  1. Актуализация

знаний


Вступительное слово учителя: Сегодня у нас завершающий урок, посвященный географической карте. Мы уже имеем некоторые представления. Давайте подумаем, как мы назовем сегодня тему нашего урок?

Для начала вспомним

Учитель задает вопросы:

1.Что мы знаем о географической карте?

2.Какие бывают карты?

3.Что такое масштаб?

4. Что такое градусная сетка и для чего она нужна?

5. Что такое условные знаки, и какие они бывают?

6.Что означает выражение «читать карту»?

7) Зачем нам нужно уметь читать карту?

Значит географическая карта – это…


После высказываний обучающихся учитель озвучивает тему: Географическая карта как основной источник географической информации. Ребята, как Вы считаете, насколько важна эта информация, полученная с карты?


Я думаю, что в конце урока мы пополним свои знания о значении карты и географической информации

Обучающиеся настраиваются на повторение и практическую деятельность на уроке.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.


Высказывают предположения о теме урока


Обучающиеся отвечают на вопросы (примерные ответы):

1)Карта – плоское, уменьшенное в масштабе изображение Земной поверхности.

2)Карты различаются по охвату территории, содержанию, масштабу, назначению.

3)Масштаб – это отношение длины

отрезка на карте к его действительной длине на местности.

4)Читать карту, значит уметь пользоваться условными знаками. 5)Условные знаки – символы. Они бывают линейные, площадные, точечные

6)…

7) ….чтобы получить информацию

Высказывают предположения о теме урока: карта – это источник информации

Обучающиеся предполагают значение информации


.

  1. Подготовка учащихся к практической деятельности

Организация работы по группам

Учитель: Основная наша работа сегодня будет проходить в командах. Оцениваться будет: 1)организованность, 2)сотрудничество в команде, 3)оперативность работы и 4)правильность ответов.

Результаты работы будут отражаться на магнитной доске. Красный магнит получает команда за правильный полный ответ.

Зеленый - за неполный.

Желтый - за дополнение ответа другой команды.

Черный – за неорганизованность и конфликты в команде



Каждой команде выдается пакет с заданиями и набор магнитов





















Обучающиеся организуются в команды, знакомятся с вопросами первого заданиями, обсуждают ответы, самостоятельно распределяют функции - один читает вопрос, другой отвечает, третий показывает…

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации (Практикум)


Учитель: «Задание 1 – блиц-опрос. У каждой команды по 3 вопроса. Зачитываем и отвечаем по очереди»

Вопросы 1-й команды.

  1. Назовите материк, который пересекают все меридианы Земли? (Антарктида).
    2) Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му меридиану короче, чем по 60-му? Обоснуйте свой ответ, используя интерактивную карту. (Путешествие по обоим меридианам по времени будут одинаковыми, так как все меридианы равны).

Вопросы 2-й команды.


1) Назовите океан, который пересекают все меридианы Земли? (Северный Ледовитый океан).
2) Что располагается севернее от экватора: остров Гренландия или остров Сахалин? Обоснуйте свой ответ. (Остров Гренландия севернее, так как лежит ближе к северному полюсу).

Вопросы 3-й команды.


1) ) Какую широту имеют все точки России? Обоснуйте свой ответ. (северную)

2) Перечислите материки, находящиеся только в южном полушарии? Найдите их на карте. (Австралия, Антарктида).


Вопросы 4-й команды.


1) Покажите по карте материк, который находится в четырёх полушариях? Обоснуйте свой ответ(Африка).
2) ) Какой город расположен южнее – Москва или Санкт- Петербург? Докажите по карте России. (Москва, так как находится дальше от северного полюса).









Вопросы 5-й команды.


1) Найдите материки, которые расположены и в северном и в южном полушариях? Покажите их на карте. (Африка, Южная Америка).

2) Какое кругосветное путешествие будет короче по 60-й параллели или по экватору? Покажите на карте. (Короче по 60-й параллели).


Формировать умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группах, находить общее решение; формулировать ответ, аргументировать и отстаивать свое мнение.



  1. Физкультминутка

Учитель: Вы хорошо поработали и немножко устали, а для выполнения следующего задания необходимо быть особенно внимательными. Давайте, потренируемся.

Обучающиеся выполняют упражнения на внимание, повторяя за дежурным



  1. Практикум

Учитель;

Вы наверняка любите путешествовать, знаете произведения французского писателя Жюля Верна. Большинство героев его романов неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем материкам и океанам Земли. С некоторыми из них мы познакомимся.

А вы знаете, что любой профессиональный путешественник на протяжении всего своего пути не выпускает из рук карту. Как вы думаете, почему?


Выполнив следующее задание, вы сможете дополнить свое представление о значении карты.

















































Учитель: Третье задание у всех одинаковое. Оно очень сложное и ответственное. Требует максимального внимания и оперативности.


Речь идет о потерпевших крушение.


Какая команда сможет первой определить местоположение потерпевших крушение?


Эта команда получит два дополнительных красных магнита


Обучающиеся называют известные им произведения писателя.



Обучающиеся высказывают свое мнение


Обучающиеся выполняют задание №2.

1) определяют координаты точек, измеряют расстояние, определяют направление маршрута, собирают дополнительную информацию по ходу маршрута, пользуясь тематическими картами

2)показывают на настенной карте определенные точки и путь по маршруту , 3) дают дополнительную информацию о заданной точке из тематических карт.



Задание 1-й команды

1).Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64° с. ш. и 21° з. д. Назовите остров, на который фантазия Жюля Верна поместила вулкан. Что еще вы можете рассказать об этом острове?


Задание 2-й команды

2) Потерпевший кораблекрушение герой романа Ж. Верна капитан Гранд сумел добраться до острова, координаты которого: 37° ю.ш. и 153° з.д. Это был остров Табор. Какую еще информацию о положении острова вы можете дать?


Задание 3-й команды

3) Герои Жюль Верна совершили путешествие на воздушном шаре. Они поднялись в воздух с острова Занзибар на 6° ю. ш. и 39° в. д., а опустился их шар в реку вблизи города Дакар, над каким материком происходило путешествие? Определить координаты г.Дакар, направление и протяженность полета.


Задание 4-й команды

4).С рыболовного судна, находящегося на 10° ю. ш. и 60° в. д., поступил сигнал бедствия. Его услышали радисты кораблей «Лагуна» и «Виктория». Координаты первого – 40° ю. ш. и 80° в. д., второго – 2° ю. ш. и 50° в. д. Какое судно сможет раньше прийти на помощь рыбакам?

Задание 5-й команды

5)Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают другим названием. Как называется этот остров на карте, если его координаты: 27° ю.ш. и 109° з.д. Какую дополнительную информацию об этом острове вы можете дать?




Обучающиеся выполняют задание №3.

Моряки в океане нашли бутылку, в которой оказалась бумага с просьбой о помощи потерпевшим крушение. Но проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры. Сохранились только следующие обрывки: 37…ш. и …в…. На ост… Нов……. ….анд… Найдите на карте местоположение потерпевших крушение. Показывают на карте место крушения.


Формировать основы картографической грамотности и использования карты как одного из «языков» международного общения


Уметь вести сбор информации о географическом объекте по тематическим картам.

  1. Контроль усвоенного, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель: Подводим итоги нашей работы. Определяем победителя. Все участники команды победителя получают пятерки.

Остальные самостоятельно оценивают работу каждого участника в команде. Результаты записывают на листочке.

Обучающиеся анализируют свою работу в группе и оценивают работу каждого участника команды.

Умение объективно оценивать свою работу в команде и работу других членов команды.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель: Давайте попробуем дома составить подобное задание на основе собственного путешествия или воображаемого (или даже фантастического)



Запись в дневнике: Составить задание по определению координат, направлений, расстояний на карте на основе собственных путешествий.


  1. Рефлексия

  • Что Вы узнали нового о карте и ее значении?

  • Какие открытия на уроке Вы сделали для себя?

  • На каком этапе урока Вы пробовали применять свои знания?

  • На каком этапе урока Вам было трудно?

  • Что у Вас получилось?

  • Что не получилось?

  • Над чем, как Вы считаете, стоит поработать?

  • Знания, по каким других предметов, кроме географии Вам сегодня пригодились?


Обучающиеся отвечают на вопросы, анализируют свое индивидуальное участие и достижения на уроке.

Формирование навыков самоанализа учебной деятельности.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Забаева Людмила Константиновна

Дата: 05.10.2020

Номер свидетельства: 559144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Технологическая карта урока по теме "Озёра" "
    ["seo_title"] => string(50) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-oziora"
    ["file_id"] => string(6) "233788"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443208868"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Технологическая карта урока по теме Мировой океан в 6 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-mirovoi-okiean-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "169195"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423385317"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Открытие и исследование материков. Земли.  Технологическая карта урока. Конспект урока по географии. 5 класс. "
    ["seo_title"] => string(118) "otkrytiie-i-issliedovaniie-matierikov-ziemli-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115183"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411890835"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "презентация   "Вода на земле" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiia-voda-na-ziemlie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "143425"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418543434"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Движение воздуха". "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dvizhieniie-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "124059"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414614384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства