МОУ Раменская средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Раменское
Тема | Географическая карта как основной источник географической информации. |
Цель | Отработка умений работы с географической картой и сбор географической информации |
Планируемые результаты | Личностные | Метапредметные. | Предметные умения |
Формирование УУД |
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
Формирование навыков самоанализа учебной деятельности. Применять приобретенные умения в новой ситуации. | Самостоятельно приобретать практические умения. Организовывать свою деятельность, работать с картографическими источниками информации, выделять необходимую информацию | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) | Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации на основе карт атласа. Уметь преобразовывать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний | Определять направления, расстояния, координаты точек, абсолютных высот и глубин по физической карте полушарий. Уметь вести сбор информации о географическом объекте по тематическим картам. |
Основные понятия | Географическая карта, виды карт, масштаб, условные знаки, географические координаты точки |
Межпредметные связи | Математика, окружающий мир, история |
Ресурсы | Учебник, атлас, настенная карта полушарий, мультимедийный проектор, экран, презентация на тему: «Карта – основной источник географической информации» |
Тип урока | Урок отработки умений и рефлексия |
Технологии | Групповая исследовательская деятельность, игровая, критическое мышление |
Виды деятельности | Работа с картами атласа, групповая работа, игровая деятельность, элементы дискуссии |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап и мотивация к учебной деятельности | Мотивация учебной деятельности. Актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности Приветствие обучающихся. | Приветствие учителя, обучающиеся настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке | Формирование норм и правил поведения в социуме |
Постановка цели и задач урока Обобщение знаний Актуализация знаний | Вступительное слово учителя: Сегодня у нас завершающий урок, посвященный географической карте. Мы уже имеем некоторые представления. Давайте подумаем, как мы назовем сегодня тему нашего урок? Для начала вспомним Учитель задает вопросы: 1.Что мы знаем о географической карте? 2.Какие бывают карты? 3.Что такое масштаб? 4. Что такое градусная сетка и для чего она нужна? 5. Что такое условные знаки, и какие они бывают? 6.Что означает выражение «читать карту»? 7) Зачем нам нужно уметь читать карту? Значит географическая карта – это… После высказываний обучающихся учитель озвучивает тему: Географическая карта как основной источник географической информации. Ребята, как Вы считаете, насколько важна эта информация, полученная с карты? Я думаю, что в конце урока мы пополним свои знания о значении карты и географической информации | Обучающиеся настраиваются на повторение и практическую деятельность на уроке. Слушают и отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения о теме урока Обучающиеся отвечают на вопросы (примерные ответы): 1)Карта – плоское, уменьшенное в масштабе изображение Земной поверхности. 2)Карты различаются по охвату территории, содержанию, масштабу, назначению. 3)Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к его действительной длине на местности. 4)Читать карту, значит уметь пользоваться условными знаками. 5)Условные знаки – символы. Они бывают линейные, площадные, точечные 6)… 7) ….чтобы получить информацию Высказывают предположения о теме урока: карта – это источник информации Обучающиеся предполагают значение информации | . |
Подготовка учащихся к практической деятельности | Организация работы по группам Учитель: Основная наша работа сегодня будет проходить в командах. Оцениваться будет: 1)организованность, 2)сотрудничество в команде, 3)оперативность работы и 4)правильность ответов. Результаты работы будут отражаться на магнитной доске. Красный магнит получает команда за правильный полный ответ. Зеленый - за неполный. Желтый - за дополнение ответа другой команды. Черный – за неорганизованность и конфликты в команде Каждой команде выдается пакет с заданиями и набор магнитов | Обучающиеся организуются в команды, знакомятся с вопросами первого заданиями, обсуждают ответы, самостоятельно распределяют функции - один читает вопрос, другой отвечает, третий показывает… | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками |
Применение знаний и умений в новой ситуации (Практикум) | Учитель: «Задание 1 – блиц-опрос. У каждой команды по 3 вопроса. Зачитываем и отвечаем по очереди» | Вопросы 1-й команды. Назовите материк, который пересекают все меридианы Земли? (Антарктида). 2) Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му меридиану короче, чем по 60-му? Обоснуйте свой ответ, используя интерактивную карту. (Путешествие по обоим меридианам по времени будут одинаковыми, так как все меридианы равны). Вопросы 2-й команды. 1) Назовите океан, который пересекают все меридианы Земли? (Северный Ледовитый океан). 2) Что располагается севернее от экватора: остров Гренландия или остров Сахалин? Обоснуйте свой ответ. (Остров Гренландия севернее, так как лежит ближе к северному полюсу). Вопросы 3-й команды. 1) ) Какую широту имеют все точки России? Обоснуйте свой ответ. (северную) 2) Перечислите материки, находящиеся только в южном полушарии? Найдите их на карте. (Австралия, Антарктида). Вопросы 4-й команды. 1) Покажите по карте материк, который находится в четырёх полушариях? Обоснуйте свой ответ(Африка). 2) ) Какой город расположен южнее – Москва или Санкт- Петербург? Докажите по карте России. (Москва, так как находится дальше от северного полюса). Вопросы 5-й команды. 1) Найдите материки, которые расположены и в северном и в южном полушариях? Покажите их на карте. (Африка, Южная Америка). 2) Какое кругосветное путешествие будет короче по 60-й параллели или по экватору? Покажите на карте. (Короче по 60-й параллели). | Формировать умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группах, находить общее решение; формулировать ответ, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Физкультминутка | Учитель: Вы хорошо поработали и немножко устали, а для выполнения следующего задания необходимо быть особенно внимательными. Давайте, потренируемся. | Обучающиеся выполняют упражнения на внимание, повторяя за дежурным | |
Практикум | Учитель; Вы наверняка любите путешествовать, знаете произведения французского писателя Жюля Верна. Большинство героев его романов неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем материкам и океанам Земли. С некоторыми из них мы познакомимся. А вы знаете, что любой профессиональный путешественник на протяжении всего своего пути не выпускает из рук карту. Как вы думаете, почему? Выполнив следующее задание, вы сможете дополнить свое представление о значении карты. Учитель: Третье задание у всех одинаковое. Оно очень сложное и ответственное. Требует максимального внимания и оперативности. Речь идет о потерпевших крушение. Какая команда сможет первой определить местоположение потерпевших крушение? Эта команда получит два дополнительных красных магнита | Обучающиеся называют известные им произведения писателя. Обучающиеся высказывают свое мнение Обучающиеся выполняют задание №2. 1) определяют координаты точек, измеряют расстояние, определяют направление маршрута, собирают дополнительную информацию по ходу маршрута, пользуясь тематическими картами 2)показывают на настенной карте определенные точки и путь по маршруту , 3) дают дополнительную информацию о заданной точке из тематических карт. Задание 1-й команды 1).Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64° с. ш. и 21° з. д. Назовите остров, на который фантазия Жюля Верна поместила вулкан. Что еще вы можете рассказать об этом острове? Задание 2-й команды 2) Потерпевший кораблекрушение герой романа Ж. Верна капитан Гранд сумел добраться до острова, координаты которого: 37° ю.ш. и 153° з.д. Это был остров Табор. Какую еще информацию о положении острова вы можете дать? Задание 3-й команды 3) Герои Жюль Верна совершили путешествие на воздушном шаре. Они поднялись в воздух с острова Занзибар на 6° ю. ш. и 39° в. д., а опустился их шар в реку вблизи города Дакар, над каким материком происходило путешествие? Определить координаты г.Дакар, направление и протяженность полета. Задание 4-й команды 4).С рыболовного судна, находящегося на 10° ю. ш. и 60° в. д., поступил сигнал бедствия. Его услышали радисты кораблей «Лагуна» и «Виктория». Координаты первого – 40° ю. ш. и 80° в. д., второго – 2° ю. ш. и 50° в. д. Какое судно сможет раньше прийти на помощь рыбакам? Задание 5-й команды 5)Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают другим названием. Как называется этот остров на карте, если его координаты: 27° ю.ш. и 109° з.д. Какую дополнительную информацию об этом острове вы можете дать? Обучающиеся выполняют задание №3. Моряки в океане нашли бутылку, в которой оказалась бумага с просьбой о помощи потерпевшим крушение. Но проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры. Сохранились только следующие обрывки: 37…ш. и …в…. На ост… Нов……. ….анд… Найдите на карте местоположение потерпевших крушение. Показывают на карте место крушения. | Формировать основы картографической грамотности и использования карты как одного из «языков» международного общения Уметь вести сбор информации о географическом объекте по тематическим картам. |
Контроль усвоенного, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Учитель: Подводим итоги нашей работы. Определяем победителя. Все участники команды победителя получают пятерки. Остальные самостоятельно оценивают работу каждого участника в команде. Результаты записывают на листочке. | Обучающиеся анализируют свою работу в группе и оценивают работу каждого участника команды. | Умение объективно оценивать свою работу в команде и работу других членов команды. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Учитель: Давайте попробуем дома составить подобное задание на основе собственного путешествия или воображаемого (или даже фантастического) | Запись в дневнике: Составить задание по определению координат, направлений, расстояний на карте на основе собственных путешествий. | |
Рефлексия | Что Вы узнали нового о карте и ее значении? Какие открытия на уроке Вы сделали для себя? На каком этапе урока Вы пробовали применять свои знания? На каком этапе урока Вам было трудно? Что у Вас получилось? Что не получилось? Над чем, как Вы считаете, стоит поработать? Знания, по каким других предметов, кроме географии Вам сегодня пригодились? | Обучающиеся отвечают на вопросы, анализируют свое индивидуальное участие и достижения на уроке. | Формирование навыков самоанализа учебной деятельности. |