kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Лесные зоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока географии 8 класс "Лесные зоны России", материал содержит дополнительную информацию, которую можно использовать для классных часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Лесные зоны России"»

Население и хозяйство лесных зон

Цели и задачи урока:

Изучить леса России, показать их разнообразие, рассмотреть причины различия лесных зон Росси.

Способствовать развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний.

Развивать кругозор учащихся, компьютерную грамотность.

Оборудование: карта природных зон России. Компьютер, проектор, презентации “Лесная зона России”, “Звуки леса”, атласы. На доске план характеристики природной зоны.

Эпиграф к уроку – слова А.Брема «Недостаточно знать, что одно животное живет в лесу, другое в степи, а третье в море. Надо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда когда мы составляем среду, образ и условия обитания животного, мы постигаем жизнь».

Ход урока І. Организационный момент. (Взаимное приветствие учителя и учащихся) ІІ. Повторение. Проверка домашнего задания. І. Фронтальный опрос - в каком климатическом поясе расположена природная зона арктических пустынь? (в арктическом поясе). - почему в этом поясе отсутствуют почвы? (лежат покровные ледники) - как приспособились животные к суровым экстремальным условиям? (они впадают в спячку, имеют толстый слой жира, толстую кожу, или тёплый, густой белый мех). - назовите животных арктической пустыни (белые медведи, моржи, тюлени, кайры, гагары, гаги и др.) ІІ. Тестовые задания 1.Найдите ошибку: для растительного покрова тундры характерны: а) лишайник ягель; б) брусника; в) типчак; г) голубика.
2. а) карликовая берёзка; б) мох; в) лиственница; г) карликовая ива.
3. Найдите лишнее в цепочке: а) лишайник ягель; б) карликовая ива; в) морошка; г) черника. 4. Лемминги – представители фауны: а) тундры; б) лесов; в) степей; г) пустынь.
5. В тундре не обитают: а) полярные совы; б) песцы; в) белые медведи; г) северные олени.
6. Найдите лишнее в цепочке: а) избыточное увлажнение; б) сильные ветры; в) территория зоны – огромные пастбища домашних оленей; г) подзолистые почвы.

ІІ. Характеристика природной зоны (повторить)

ІІІ. Изучение нового материала

  1. Сообщение учащегося

Леса России - это глухомань ельников, и величие дубрав, и пропитанные солнцем сосновые боры, и белоствольные березняки. Лес - основной тип растительности нашей страны, они занимают 60% ее территории. Россия обладает самыми большими в мире запасами леса. По данным государственного учета лесного фонда - лесопокрытая площадь нашей страны составляет 763,5 млн. га (22 % лесных площадей мира). Кроме того, в нашей стране сохранились первичные, старовозрастные леса. Почвы лесов подзолистые и дерново-подзолистые – мало плодородны. Зона лесов расположена в умеренном климатическом поясе, лето тёплое, зима от снежной до умеренно-холодной до суровой. Увлажнение избыточное. Безморозный период непродолжительный. Издавна крестьянин должен был быстро посеять, убрать сено, урожай пока стоит хорошая погода. Так как чаще в лесной зоне Русской равнины пасмурная циклоническая погода. Отсюда поговорка «Летний день год кормит». Они занимались и кустарными промыслами: бортничество (сбор мёда диких лесных пчёл), рыболовством, охотой. А зимой женщины занимались рукоделием – кружевоплетение, художественная роспись (Хохлома) и др. Зато зима давала время для отдыха и безделья. А отсюда привычка к лени, но и к огромному кратковременному напряжённому труду.

Леса – основная природная зона России, которые образуют две природные зоны: а) тайга; б) смешанные и широколиственные леса (показ по карте)

2. Самостоятельная работа (Знакомство с зоной лесов)

Работа учащихся с картой атласа “Природные зоны”, учебником, они проводят исследовательскую работу.

Задание для первой парты

(ребята изучают особенности тайги)

- сравните тайгу Русской равнины, Западной Сибири и Восточной Сибири?

- заполните таблицу со сравнительной характеристикой.

Тайга

Компоненты природных зон

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Климат

Умеренно - континентальный

Континентальный

Резко – континентальный

Воды

Увлажнение избыточное, болота

Увлажнение избыточное, болота

Суровая зима, вечная мерзлота

Почва

Подзолистая (мало)

Подзолистая (плодородная)

Мерзлотно-таежная

Растительность

Ель, сосна, пихта

Ель, сосна сибирская, пихта, лиственница

Лиственница

Животные

Лось, бурый медведь, рысь, волк, бурундук, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клёст и др.

Задание для второй парты

(ребята изучают особенности смешанных и широколиственных лесов)


- сравните смешанные и широколиственные леса Русской равнины и Дальнего Востока.

- заполните таблицу со сравнительной характеристикой.

Смешанные и широколиственные леса

Компоненты природных зон

Русская равнина

Приморье

Климат

Умеренно – континентальный, средняя температура -4 до -16. Коэффициент увлажнения ≥1 (достаточное)

Муссонный. Средняя температура июля + 16-18ºС, января -20-24ºС. Осадки летом, снега мало.

Воды

Увлажнение избыточное, болота


Почва

Подзолистая (мало)

Бурые лесные

Растительность

Ель, сосна, пихта

Женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех, лимонник, корейские лианы, кедр граб, дуб, липа, ясень, вяз, бук, березы и осина.

Животные

Лось, бурый медведь, рысь, волк, бурундук, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клёст и др.


















После изучения своей темы, столы обмениваются информацией 3. Вопросы: -Что вы можете сказать о климате тайги? (климат от умеренного до резко континентального) - Почему в таёжной зоне Восточной Сибири растёт только лиственница? (вечная мерзлота не даёт возможности укорениться)
- Как животные приспособились к условиям тайги? (спячка, линька, запасы пищи на зиму) - какие животные здесь обитают? (Лось, бурый медведь, рысь, волк, бурундук, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клёст и др. - уссурийский тигр, кожистая черепаха, утка-мандаринка, черный гималайский медведь, куница – харза. лось, кабан, волк.) - какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной? (кедр – сосна сибирская) - как лиственница приспособилась к условиям суровой зимы и к вечной мерзлоте? (сбрасывает хвою на зиму, корни – в поверхностном слое почвы) - чем отличаются смешанные леса Русской равнины от смешанных лесов Дальнего Востока? (леса Дальнего Востока разнообразнее лесов Русской равнины по видовому составу) - что вы можете сказать о климате этих лесов? (тёплый, ср. температура +16°, на востоке до +18°) - почему лесные жители живут в одиночку, а например, в степях стаями? (им трудно заметить хищников в лесу, не смогут убежать, а в степях убегают на безопасное расстояние) - какие животные обитают в широколиственных и смешанных лесах? (тигр, бобр, соболь, бурундук и др.) Лиственница – хвойное или лиственное дерево? (хвойное) -какие леса встречаются в НСО? (работа по карте атласа НСО) -какое значение играют леса для человека? Ученик читает стихотворение

Лес”

Ах, как красив наш лес родимый!
Ты только присмотрись:
Осинка шепчется с рябинкой,
А сосны рвутся ввысь,
Берёза кланяется тополю,
И ели встали в хоровод,
А клён в свои ладоши хлопает,
И всё шумит, растёт, живёт.
И как богат наш лес родимый!
Вокруг ты оглянись:
Грибы, орехи и малина
По лесу разбрелись.
А костяника с земляникой
На солнце греют бок.
Нам шепчут клюква и брусника:
“Сорви меня, дружок”.
Лисицы, волки и медведи
В глухом лесу живут,
А зайцы, белки – их соседи,
Мелькают там и тут.
Остановись, постой минутку:
Услышишь трели соловья,
Увидишь журавля и утку,
Рой мошкары и комарья.
Всё перечислить невозможно,
Чем так богат лес – исполин.
Всё сохранить несложно:
Нас очень много – лес один!

4. Презентация “Лесная зона России”.

- А теперь послушаем звуки леса и отдохнём…(Презентация№2)

ІІІ. Закрепление изученного

1. - Учитель: пришло время домашнего задания (ребята выступают с презентациями, подготовленными дома о сосне, берёзе, лиственнице – самых распространенных породах деревьев России).

2. - Пришла пора вновь отдохнуть (учитель знакомит учащихся с календарём друидов для данного класса, ребята узнают, какие “деревья” учатся в их классе)

Тысячелетия назад друидами называли жрецов, умеющих читать чужие мысли, извлекать огонь из камня, предсказывать погоду. У каждого человека, полагали мудрецы, есть дерево-покровитель. Их наблюдения за природой и положением солнца стали основой гороскопа друидов…ДРУИДЫ, социальная группа, образованная учеными жрецами, толкователями законов в кельтской Британии и в Галлии. Самое раннее свидетельство об их существовании относится к 3 в. до н.э. Друидам вверена защита живой природы - особенно деревьев, диких растений, диких животных и посевов. Также они ответственны за своих последователей и своих животных. Друиды видят, когда какие-либо существа (включая людей) нуждаются в пище, убежище и защите от зла. Среди друидов были предсказатели, колдуны и барды. Друид - исконный обитатель лесов, живущий в тонкой гармонии с природой и предпочитающий подстраиваться под окружающий мир, нежели пытаться его изменить.

ИВА

1 марта — 10 марта

3 сентября — 12 сентября

У нее кроткая внешность и невинный взгляд, и она этим успешно пользуется. Но за мнимой слабостью скрывается железный характер. Ива рациональна, деловита, решительна. Часто вступает, а отношения по расчету, и обычно этот расчет оказывается стопроцентно верным.

ОРЕШНИК

22 марта – 31 марта

24 сентября – 3 октября

Противоречивая и непостоянная натура. Трудно угадать, что он намеревается сделать в следующий момент. Принимая решение, часто руководствуется эмоциями. Обладает разносторонними знаниями, но не всегда находит им применение. В семье ведет себя подчас деспотично.

РЯБИНА

1 апреля — 10 апреля

4 октября — 13 октября

Не эгоистична, но несколько эгоцентрична. Склонна к самокопанию, обладает гипертрофированным чувством ответственности. Незлопамятна, но обмана не простит. Кстати, и сама тоже никогда не предаст. Это самые верные друзья.

КЛЕН

11 апреля — 20 апреля

14 октября — 23 октября

По своей природе сдержан и нетороплив. Кажется неприступным и холодным, но мало кто знает, что в душе у него бушуют нешуточные страсти. Полон смелых планов и оригинальных идей.

ЯБЛОНЯ

23 декабря — 1 января

25 июня — 4 июля

Она сентиментальна, эмоциональна, бескорыстна. Философски относится к жизненным неурядицам. Легкомыслие – не ее черта. Вдумчивая и логичная Яблоня имеет способности к научной деятельности. В любви не выносит рутины и однообразия.

КИПАРИС

25 января — 3 февраля

26 июля — 4 августа

Его прельщают простые радости: уютный дом, вкусная еда, красивые вещи, приятное окружение. Общества Кипариса ищут многие, но лишь избранные оказываются в числе самых близких.

ПИХТА

2 января — 11 января

5 июля — 14 июля

Капризна, порой не проста в общении. Неравнодушна к старинным украшениям и тонким ароматам. Пихта настойчива в достижении цели, но ее путь к успеху тернист. Благородна, надежна. Ради любимого готова на все, но и сама многого требует от своего избранника.

ВЯЗ

12 января — 24 января

15 июля — 25 июля

Уравновешен, немного медлителен, любит читать мораль. Внешне крепкий, он довольно уязвим для всяких недугов. Вяз прямолинеен, отзывчив, щедр. Доброжелателен и ждет подобного отношения к себе. Острее других переживает неудачи. Как правило, примерный семьянин.

ТОПОЛЬ

4 февраля— 8 февраля

5 августа — 13 августа

Пунктуален, организован, на все имеет свой взгляд. С трудом приспосабливается новым условиям. Склонен к пессимизму. Пресекает любые попытки ограничить его независимость. Предпочитает свободные отношения, долго раздумывает, прежде чем вступить в брак

ЮЖНЫЙ КЕДР

9 февраля —18 февраля

14 августа — 23 августа

Легко заводит знакомства, в чужой компании быстро становится своим. Чувствителен, сентиментален, артистичен. У него отменный вкус.

СОСНА

19 февраля — 28/29 февраля

24 августа — 2 сентября

Энергична, склонна к рискованным поступкам, полна идей. Фантазии воплощает на вверенном ей кусочке территории, превращай свой дом в предмет восхищения окружающих. Терпима к чужим слабостям и всегда найдет оправдание поступкам человека, который ей дорог.

ЛИПА

11 марта — 20 марта

13 сентября — 22 сентября

Она — романтик. Каждому без труда может вскружить голову. Мечтает о стабильной, обеспеченной, полной удобств жизни. Обладает практическим складом ума, во всем ищет рациональное зерно. В любви отличается постоянством. Хорошая хозяйка, любит принимать гостей..

ОРЕХ

21 апреля — 30 апреля

24 октября — 2 ноября

Мечтает о том, чтобы его жизнь была похожа на фейерверк. Без лишних раздумий берется за новые проекты, рискует, но при этом не бывает безрассудным. Предугадать его действия невозможно. Безо всяких оснований одаривает и лишает своей дружбы и любви.

ЖАСМИН

1 мая — 14 мая

3 ноября— 11 ноября

Производит впечатление уравновешенного, здравомыслящего, вполне довольного существующим положением вещей человека. То, что другие называют недоверчивостью, он — здравым смыслом. Для Жасмина дети – это самая большая радость.

КАШТАН

15 мая — 24 мая

12 ноября — 21 ноября

Нуждается в просторе, полон энергии и сил. Любой ценой готов отстаивать свою правоту. Отсутствие гибкости в общении приводит к тому, что он испытывает немало разочарований. Каштан осторожен и расчетлив, благодаря чему, как правило, не знает материальных проблем.

ЯСЕНЬ

25 мая – 3 июня

22 ноября – 1 декабря

Отлично знает, чего хочет, и умеет этого добиваться. Редко ошибается в людях. В любви осмотрителен, долго не решается связать свою жизнь с кем-либо, но, определившись, верен своей половинке. Прилагает много усилий, чтобы обустроить уютный дом, и это обычно удается.

ГРАБ

4 июня — 13 июня

2 декабря — 11 декабря

Честолюбив, стремится к наградам, почестям, известности. Придерживается общепринятых правил, неохотно сходит с проторенной дороги. Граб влюбчив. Но если обстоятельства предлагают ему непростой выбор между любовью и долгом, как правило, предпочитает второе.

ИНЖИР

14 июня – 23 июня

12 декабря — 20 декабря

Инжир — реалист, он организован, энергичен, настойчив. В работе прилежен и пунктуален. Добивается неплохих показателей в любом деле. Но порой его захлестывают эмоции, подталкивая к ошибочным действиям.

ДУБ

21 марта

Отважен, но его смелость обусловлена не столько духовными качествами, сколько чрезмерной гордостью. Тщательно скрывает свои слабости, не дает воли чувствам. Отличается консерватизмом, но временами совершает безрассудные поступки, если, по его разумению, ожидаемый результат того стоит.

БЕРЕЗА

24 июня

Миловидна и изящна. Не злоупотребляет ничьей любезностью, не навязывает собственных взглядов и настроений. Ее выводит из себя только одно – вульгарность. Береза – трудоголик. В любви она лояльна и верна, умеет создавать добрую атмосферу.

МАСЛИНА

23 сентября

Никогда не вмешивается в чужие дела, очень тактична. Ее любят и ценят, хотя ома ничего не делает для того, чтобы произвести приятное впечатление на окружающих. В личных отношениях уважает независимость партнера, однако порой сама же из-за этого и страдает.

БУК

21-22 декабря

Полон самых невероятных замыслов, которые, как ни странно, успешно воплощаются. Не полагаясь на волю случая, всегда взвешивает все “за” и “против”. Сибарит, знающий толк в удовольствиях. Иногда слишком увлекается накоплением материальных ценностей. В семейных отношениях идеальный партнер.

3. Викторина о лесе.

1. До сих пор в художественной и научно-популярной литературе можно встретить такие выражения: “корабельный лес”, “корабельная роща”. Какое растение при этом имеется в виду? (сосна).

2. Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт? (строение корневой системы).

3. Лесничие давно обратили внимание на то, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают, тогда, как у ели в таких же условиях почти полностью сохраняются в течение жизни. Объясните: почему? (сосна – светолюбивое дерево).

4. Это произошло в 1596 г. Знаменитый путешественник Жак Картье отправился в экспедицию к берегам Канады. Через некоторое время все на корабле заболели цингой. Когда корабль подошел к реке Святого Лаврентия, 26 матросов умерли. Высадившись на берег, путешественники не нашли в окрестных лесах ни лимонов, ни овощей. Индейцы, живущие в этих местах, дали путешественникам несколько советов, которые помогли им вылечиться от страшной болезни. Что же посоветовали индейцы? (пили отвар хвои или жевали хвою).

5. Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая, долговечная. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. Шишки мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветвях несколько лет. Широко распространена на Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (лиственница).

6. Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло (кедр).

7. Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки (берёза).

8. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображение есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария.

Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева (дуб).

9. Что это за «таёжные коровы», дающие «таёжное молоко»?

(кедровые орехи: давятся, заливаются водой, «кедровые сливки» почти в 3 раза питательнее коровьих, в 3 раза – говядины.

10.А что в лесу заменит морковку, повидло, петрушку, кофе?

(-корни лопуха: отваренные корни лопуха – заменяют овощи, если выварить – повидло, высушенные – про запас мука, поджаренные – кофе.

Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами рассмотрели разнообразие лесных территорий России, попытались рассмотреть взаимосочетаемые компоненты природы, которые определяют внутреннее содержание леса и его внешний облик.

ΙV. Домашнее задание: читать §24, составить кроссворд "Лесные зоны России".


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Лесные зоны России"

Автор: Трифонова Галина Ивановна

Дата: 26.03.2020

Номер свидетельства: 544409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Путешествие по лесной зоне России. "
    ["seo_title"] => string(39) "putieshiestviie-po-liesnoi-zonie-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "224008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438326421"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Технологическая  карта урока  по географии. Тема: Восточная  Сибирь. "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-vostochnaia-sibir"
    ["file_id"] => string(6) "178759"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424878566"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Урок окружающего мира по теме:"Природные зоны России: тайга, смешанные леса""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-rossii-taigha-smieshannyie-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "301414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456918266"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417453723"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России Степи". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "137977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417454584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства