Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии: «Атмосферное давление»»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Региональный институт непрерывного образования
Педагогический факультет
Выпускная работа слушателя
курсов повышения квалификации
«Современная педагогика: теоретические и методические основы преподавания географии в основной и старшей школе в условиях ФГОС»
Технологическая карта урока
географии
Тема: Атмосферное давление
Автор выпускной работы, учитель географии
МКОУ «Мосинская ООШ»Н.С.Агеева________ И.О. Фамилия
Консультант _______________________ И.О. Фамилия
Пермь 2018
Технологическая карта урока географии 6 класс
Тема урока: «Атмосферное давление»
Цель урока: . Сформировать представление об атмосферном давлении
Предметная: организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление”.
Деятельно – коммуникативная: Развивать умение проводить опыты и анализировать их результаты; учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность. Расширение кругозора. Привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
Развивающая: Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы (слайд 2).
Задачи урока:
образовательные: доказать существование атмосферного давления, выяснить причины изменения атмосферного давления и его влияние на здоровье людей, познакомиться с приборами для измерения атмосферного давления
развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, экспериментировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к
предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;
- воспитательные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, работать в группе; воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока:комбинированный.
Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задач.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
средства ИКТ(мультимедийный проектор, компьютер, экран); карта мира;
для опытов: 1)стакан с водой и лист бумаги или открытка и миска;
2)шприц; 3) бутылка, спички, бумага для поджога;
весы.2 колбы.
-карточки с описанием опытов для каждой группы;
-барометр-анероид;
-рисунок ртутного барометра Торричелли;
Ресурсы: УМК по географии для 6 класса под редакцией Т.П.Герасимова; Н.П. Неклюковой
Планируемые результаты:
предметные:
- формирование представления об атмосферном давлении;
- формирование умения проводить эксперимент и делать выводы;
- объяснение роли и влиянии атмосферного давления на жизнедеятельность человека
-формирование умения решать задачи на нахождение атмосферного давления.
метапредметные:
- познавательные: проведение опытов, умение делать выводы и умозаключения на основе полученных результатов. умение работать с текстом учебника; выявлять причины и следствия простых явлений
- коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;
- регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;
личностные:
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение географических объектов; интеллектуальных умений; эстетического отношения к окружающей природе, осознание необходимости изучения окружающего мира
Основные понятия: атмосферное давление, барометр Торричелли, барометр-анероид, Кроншта́дтский футшто́к
.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты
УУД
1. Организационный
момент (1 мин.)
1.1. Организует класс, проверяет готовность
учащихся к уроку, приветствует их.
Метод проблемного изложения: Перед началом урока я хочу загадать вам загадку: Перед полетом, очень мило, нас стюардесса попросила из ручек вылить все чернила… вы не могли бы мне сказать: зачем ей это надо было?
ответ на эту загадку мы найдем в ходе урока
1.1. Готовятся к уроку, успокаиваются,
настраиваются на работу, приветствуют учи-
теля
Вывод: тема- атмосферное давление
Записывают цель урока: сформировать представление об атмосферном давлении
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: определяют цели урока, и способы их достижения
2. Мотивация и целеполагание
2.1. Актуализирует требования к учащимся. Устанавливает тематические рамки урока. Подводит учащихся к формированию темы урока:
Мотивирует их. Ребята, положите на одну ладонь книгу, на другую – ничего, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? На какой руке вы ощущаете тяжесть, а на какой - ничего не чувствуете? Странно ведь на вашу вторую ладонь давит воздух. Причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом, т.е. около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем это?
Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Подводящий диалог для формулирования целей урока
2.1. Самоопределяются,
планируют учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками, выполняют опыт с книгой, определяют тему урока отвечая на вопрос учителя. Совместно с учителем формулируют цели урока
3.Открытие нового знания
3.1.Демонстрационный опыт взвешивание воздуха в колбах (при нагревании одной из них равновесие весов нарушается)Вопрос: какая колба будет легче и почему?
Ответ: нагретая колба будет легче, потому что при нагревании воздух, находящийся в колбе, расширился, и часть его вышла из сосуда. Количество воздуха в колбе уменьшилось, и она стала легче.
Если тело имеет вес, оно может давить на поверхность, на которой находится Воздух имеет вес, то есть давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу?(атмосферное давление)
3.2. Ставит задачу найти определение атмосферного давления в тексте учебника.
Организует проведение
экспериментальных опытов, доказывающих существование атмосферного давления.
Сегодня мы работаем в группах, совместно.
высказывают свои мнения, отвечают на вопрос.
Работают с текстом параграфа- находят определение атмосферного давления
Выполняют опыты по группам
Записывают определение в тетрадь
Опыты доказывают, что атмосферное давление существует
Познавательные УУД: работа с текстом; выполнение опытов
Личностные УУД:
-осознавать неполноту знаний,
Проявлять интерес к новому знанию
коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников
экспериментируют
сравнивают, анализируют, делают выводы.
регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив
3.3 Проводит демонстрационный эксперимент: Вызывается ученик к доске, ему дается пакетик сока, он его выпивает через соломинку, пакет теряет форму. Вопрос: Объясните причину этого?
3.4
Физкультминутка.
Просим учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед. Вы чувствуете АД? Почему? Ведь воздух давит на 1 см 2 массой в 1, 3 кг (положить на руку ученику пачку соли - с такой силой воздух давит на 1 см2 поверхности) Ответ: Мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением внутри нашего организма.
3.5 Рассказ об историиоткрытия атмосферного давления (слайды 9-13)
3.6 Вопрос к классу:
Какими приборами измеряют атмосферное давление, и в каких единицах?
(слайды 11-17)
3.7 Вопрос: От уровня какого моря отсчитываются отметки глубин и высот?
В 1648 г. опыт Блеза Паскаля на горе Пью-де-Дом доказал, что меньший столб воздуха оказывает меньшее давление.
Учащиеся делают вывод:
Ответ: атмосферное давление уравновешивается давлением воздуха внутри нас и давлением жидкости ( кровь, лимфа
ребята читают текст на стр 112-113 и делают краткие записи
Просмотр слайда 19
Запись в тетрадь:
внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением внутри нашего организма.
познавательные: проведение опытов, умение делать выводы и умозаключения на основе полученных результатов. умение работать с текстом учебника; выявлять причины и следствия простых явлений
4.Первичная проверка
3.8До высоты 2000 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст. на каждые 10,5м На больших высотах эта закономерность нарушается. .(слайд 21)
Решают задачи предложенные учителем
(сл.22)
Записывают решение в тетрадь
Коммуникативные УУД: -групповая работа по решению задач -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи
Познавательные УУД: - находить отличия , работа с информационными текстами, объяснение значения новых слов, уметь сравнивать и выделять признаки. решение задач
5 Усвоение новых знаний
Вспомните, почему поднимаются вверх воздушные шары? (воздух в шарах нагревается при помощи газовой горелки, а теплый воздух легкий). Попробуем ответить на вопрос поставленный в начале урока?
(слайд 24),
Вопрос? Существуют ли природные барометры? Рассматривают влияние атмосферного давления на живые организмы
Выясняют от чего зависит атмосферное давление.
Дают ответ на вопрос: почему в самолете просят вылить чернила из авторучек?
Слушают рассказ о пиявках и выясняют связь между атмосферным давлением и поведением пиявок. Выясняют как атмосферное давление влияет на здоровье людей (работа с текстом учебника(Стр113-114))
Причины , влияющие на атмосферное явление
7.Закрепление
7.1Решение задачи. У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм рт. ст. На вершине оно составляет 720 мм рт. ст. Определите относительную и абсолютную высоту горы.
7.2 Тестовый контроль
Вспоминают, что называется относительной и абсолютной высотой.
Вычисляют эти величины
Отвечают на вопросы теста
Записывают решение задачи:1)720-756= -36 мм.рт.ст.*10,5=378 м. (относительная высота)
2)378+200=578м.(абсолютная высота)
8.Обобщение, систематизация
Организует самопроверку
. Подводят итоги, выступают по своему заданию
Находят ошибки и дают правильные ответы
.Делают выводы, что нового они узнали об атмосферном давлении
Выводы записывают в тетрадь
9 Рефлексия
Задает вопросы:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Задает домашнее задание
Оценивают свою деятельность
Д/З §38;вопросы стр.113-114
проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;
Приложение1Опыт 1
Требуется: стакан, вода, тазик.
Ход опыта:1. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. 2. Накроем его листком бумаги.3. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз 4. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно.
(Результат: вода не выливается.)
( Это потому, что воду удерживает давление воздуха.)
Опыт 2.
Требуется: шприц без иглы.
Ход опыта: 1.Возьми шприц и набери в него воздух. 2.Закрой пальцем отверстие и надави на поршень.3.Не открывая отверстие, опусти поршень.
Результат: сначала поршень будет опускаться с трудом, потом совсем остановится. Палец почувствует сильное давление.
Это потому, что воздух можно сжимать, поршень позволяет воздуху сжаться. (Сжатие усиливает давление воздуха, то- есть давление на палец и поршень.)
Опыт 3. Требуется: Монета, блюдце с водой, бумага, зажигалка, пустой стакан.
Ход опыта: Монету опустить в блюдце с водой, зажечь бумагу, положить ее в стакан, перевернуть стакан и поставить его на блюдце,
Результат: через некоторое время, вода начинает подниматься в стакан, и можно будет достать монету сухой из воды. (При нагревании воздух расширяется.)
Приложение2Относительная высота-превышение точки земной поверхности над другой по отвесной линии
Абсолютная высота-превышение точки земной поверхности по отвесной линии над уровнем моря ( у нас в стране - от уровня Балтийского моря)(слайд 29)
Приложение3Влияние атмосферного давления на живые организмы
Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства
Тело человека приспособлено к атмосферному давлению и плохо переносит его понижение. При подъеме на высокие горы, (примерно с 4000 м, а иногда и ниже) многие люди чувствуют себя плохо, появляются приступы «горной болезни»: становится трудно дышать, как-бы не хватает воздуха, из ушей и носа нередко идет кровь, можно даже потерять сознание.
И все же люди приспосабливаются и к таким непростым условиям, например, в мире несколько стран (Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан), в которых большинство населения проживают на высоте свыше 1000 м над уровнем моря. В Тибете граница обитания человека превышает 5000 м над уровнем моря. Потоси, город, который ещё во времена Инков являлся крупнейшим месторождением серебра в Южной Америке, построен он на высоте 4090 метров и имеет население около 160 тысяч человек. Это самый высокий город на земном шаре.Наблюдения показали, что у горных жителей легкие и сердце имеют больший объем, чем у жителей низин, а их кровь содержит на 12—13% больше красных кровяных шариков.(слайд 27)