kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока географии: «Атмосферное давление»

Нажмите, чтобы узнать подробности

организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление”.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии: «Атмосферное давление»»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Региональный институт непрерывного образования

Педагогический факультет


Выпускная работа слушателя

курсов повышения квалификации

«Современная педагогика: теоретические и методические основы преподавания географии в основной и старшей школе в условиях ФГОС»

Технологическая карта урока

географии

Тема: Атмосферное давление







Автор выпускной работы,
учитель географии

МКОУ «Мосинская ООШ» Н.С.Агеева________ И.О. Фамилия


Консультант _______________________ И.О. Фамилия



Пермь 2018

Технологическая карта урока географии 6 класс


Тема урока: «Атмосферное давление»


Цель урока: . Сформировать представление об атмосферном давлении

  • Предметная: организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление”.

  • Деятельно – коммуникативная: Развивать умение проводить опыты и анализировать их результаты; учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность. Расширение кругозора. Привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

  • Развивающая: Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы (слайд 2).

Задачи урока:

образовательные: доказать существование атмосферного давления, выяснить причины изменения атмосферного давления и его влияние на здоровье людей, познакомиться с приборами для измерения атмосферного давления

развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, экспериментировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к

предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;

- воспитательные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, работать в группе; воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задач.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

средства ИКТ(мультимедийный проектор, компьютер, экран); карта мира;

для опытов: 1)стакан с водой и лист бумаги или открытка и миска;

2)шприц; 3) бутылка, спички, бумага для поджога;

весы.2 колбы.

-карточки с описанием опытов для каждой группы;

-барометр-анероид;

-рисунок ртутного барометра Торричелли;

Ресурсы: УМК по географии для 6 класса под редакцией Т.П.Герасимова; Н.П. Неклюковой

Планируемые результаты:

предметные:

- формирование представления об атмосферном давлении;

- формирование умения проводить эксперимент и делать выводы;

- объяснение роли и влиянии атмосферного давления на жизнедеятельность человека

-формирование умения решать задачи на нахождение атмосферного давления.

метапредметные:

- познавательные: проведение опытов, умение делать выводы и умозаключения на основе полученных результатов. умение работать с текстом учебника; выявлять причины и следствия простых явлений

- коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

- регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;

личностные:

формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение географических объектов; интеллектуальных умений; эстетического отношения к окружающей природе, осознание необходимости изучения окружающего мира


Основные понятия: атмосферное давление, барометр Торричелли, барометр-анероид, Кроншта́дтский футшто́к 

.











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

УУД

1. Организационный

момент (1 мин.)

1.1. Организует класс, проверяет готовность

учащихся к уроку, приветствует их.

Метод проблемного изложения: Перед началом урока я хочу загадать вам загадку: Перед полетом, очень мило, нас стюардесса попросила из ручек вылить все чернила…
вы не могли бы мне сказать: зачем ей это надо было?

ответ на эту загадку мы найдем в ходе урока

1.1. Готовятся к уроку, успокаиваются,

настраиваются на работу, приветствуют учи-

теля

















Вывод: тема- атмосферное давление


Записывают цель урока: сформировать представление об атмосферном давлении

Формирование ответственного

отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию





Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: определяют цели урока, и способы их достижения




2. Мотивация и целеполагание

2.1. Актуализирует требования к учащимся. Устанавливает тематические рамки урока. Подводит учащихся к формированию темы урока:

Мотивирует их. Ребята, положите на одну ладонь книгу, на другую – ничего, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? На какой руке вы ощущаете тяжесть, а на какой - ничего не чувствуете? Странно ведь на вашу вторую ладонь давит воздух. Причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом, т.е. около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем это?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Подводящий диалог для формулирования целей урока


2.1. Самоопределяются,

планируют учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками, выполняют опыт с книгой, определяют тему урока отвечая на вопрос учителя. Совместно с учителем формулируют цели урока

3.Открытие нового знания


3.1.Демонстрационный опыт взвешивание воздуха в колбах (при нагревании одной из них равновесие весов нарушается) Вопрос: какая колба будет легче и почему?

Ответ: нагретая колба будет легче, потому что при нагревании воздух, находящийся в колбе, расширился, и часть его вышла из сосуда. Количество воздуха в колбе уменьшилось, и она стала легче.

Если тело имеет вес, оно может давить на поверхность, на которой находится Воздух имеет вес, то есть давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу?(атмосферное давление)

3.2. Ставит задачу найти определение атмосферного давления в тексте учебника.

Организует проведение

экспериментальных опытов, доказывающих существование атмосферного давления.

Сегодня мы работаем в группах, совместно.





высказывают свои мнения, отвечают на вопрос.

Работают с текстом параграфа- находят определение атмосферного давления














Выполняют опыты по группам
















Записывают определение в тетрадь
















Опыты доказывают, что атмосферное давление существует






Познавательные УУД: работа с текстом; выполнение опытов

Личностные УУД:

-осознавать неполноту знаний,

Проявлять интерес к новому знанию
















коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников

экспериментируют

сравнивают, анализируют, делают выводы.


регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив


3.3 Проводит демонстрационный эксперимент: Вызывается ученик к доске, ему дается пакетик сока, он его выпивает через соломинку, пакет теряет форму. Вопрос: Объясните причину этого?

3.4

Физкультминутка.

Просим учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед. Вы чувствуете АД? Почему? Ведь воздух давит на 1 см 2 массой в 1, 3 кг (положить на руку ученику пачку соли - с такой силой воздух давит на 1 см2 поверхности) Ответ: Мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением внутри нашего организма.


3.5 Рассказ об истории открытия атмосферного давления (слайды 9-13)


3.6 Вопрос к классу:

Какими приборами измеряют атмосферное давление, и в каких единицах?

(слайды 11-17)


3.7 Вопрос: От уровня какого моря отсчитываются отметки глубин и высот?

В 1648 г. опыт Блеза Паскаля на горе Пью-де-Дом доказал, что меньший столб воздуха оказывает меньшее давление.



Учащиеся делают вывод:


Ответ: атмосферное давление уравновешивается давлением воздуха внутри нас и давлением жидкости ( кровь, лимфа






















ребята читают текст на стр 112-113 и делают краткие записи



Просмотр слайда 19



























Запись в тетрадь:


внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением внутри нашего организма.





















познавательные: проведение опытов, умение делать выводы и умозаключения на основе полученных результатов. умение работать с текстом учебника; выявлять причины и следствия простых явлений






4.Первичная проверка

3.8До высоты 2000 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст. на каждые 10,5м На больших высотах эта закономерность нарушается. .(слайд 21)


Решают задачи предложенные учителем

(сл.22)



Записывают решение в тетрадь



Коммуникативные УУД: -групповая работа по решению задач -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи





Познавательные УУД: - находить отличия , работа с информационными текстами, объяснение значения новых слов, уметь сравнивать и выделять признаки. решение задач

5 Усвоение новых знаний

Вспомните, почему поднимаются вверх воздушные шары? (воздух в шарах нагревается при помощи газовой горелки, а теплый воздух легкий). Попробуем ответить на вопрос поставленный в начале урока?

(слайд 24),

Вопрос? Существуют ли природные барометры? Рассматривают влияние атмосферного давления на живые организмы



Выясняют от чего зависит атмосферное давление.




Дают ответ на вопрос: почему в самолете просят вылить чернила из авторучек?


Слушают рассказ о пиявках и выясняют связь между атмосферным давлением и поведением пиявок. Выясняют как атмосферное давление влияет на здоровье людей (работа с текстом учебника(Стр113-114))

Причины , влияющие на атмосферное явление

7.Закрепление

7.1Решение задачи. У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм рт. ст. На вершине оно составляет 720 мм рт. ст. Определите относительную и абсолютную высоту горы.


7.2 Тестовый контроль

Вспоминают, что называется относительной и абсолютной высотой.

Вычисляют эти величины







Отвечают на вопросы теста

Записывают решение задачи:1)720-756= -36 мм.рт.ст.*10,5=378 м. (относительная высота)

2)378+200=578м.(абсолютная высота)



8.Обобщение, систематизация

Организует самопроверку

. Подводят итоги, выступают по своему заданию

Находят ошибки и дают правильные ответы

.Делают выводы, что нового они узнали об атмосферном давлении


Выводы записывают в тетрадь


9 Рефлексия

Задает вопросы:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…


Задает домашнее задание

Оценивают свою деятельность













Д/З §38;вопросы стр.113-114



проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;


Приложение1 Опыт 1

Требуется: стакан, вода, тазик.

Ход опыта:1. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. 2. Накроем его листком бумаги.3. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз 4. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно.

(Результат: вода не выливается.)

( Это потому, что воду удерживает давление воздуха.)

Опыт 2.

Требуется: шприц без иглы.

Ход опыта: 1.Возьми шприц и набери в него воздух. 2.Закрой пальцем отверстие и надави на поршень.3.Не открывая отверстие, опусти поршень.

Результат: сначала поршень будет опускаться с трудом, потом совсем остановится. Палец почувствует сильное давление.

Это потому, что воздух можно сжимать, поршень позволяет воздуху сжаться. (Сжатие усиливает давление воздуха, то- есть давление на палец и поршень.)

Опыт 3. Требуется: Монета, блюдце с водой, бумага, зажигалка, пустой стакан.

Ход опыта: Монету опустить в блюдце с водой, зажечь бумагу, положить ее в стакан, перевернуть стакан и поставить его на блюдце,

Результат: через некоторое время, вода начинает подниматься в стакан, и можно будет достать монету сухой из воды. (При нагревании воздух расширяется.)


Приложение2 Относительная высота-превышение точки земной поверхности над другой по отвесной линии

Абсолютная высота-превышение точки земной поверхности по отвесной линии над уровнем моря ( у нас в стране - от уровня Балтийского моря)(слайд 29)


Приложение3 Влияние атмосферного давления на живые организмы

Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства

Тело человека приспособлено к атмосферному давлению и плохо переносит его понижение. При подъеме на высокие горы, (примерно с 4000 м, а иногда и ниже) многие люди чувствуют себя плохо, появляются приступы «горной болезни»: становится трудно дышать, как-бы не хватает воздуха, из ушей и носа нередко идет кровь, можно даже потерять сознание.

И все же люди приспосабливаются и к таким непростым условиям, например, в мире несколько стран (Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан), в которых большинство населения проживают на высоте свыше 1000 м над уровнем моря. В Тибете граница обитания человека превышает 5000 м над уровнем моря. Потоси, город, который ещё во времена Инков являлся крупнейшим месторождением серебра в Южной Америке, построен он на высоте 4090 метров и имеет население около 160 тысяч человек. Это самый высокий город на земном шаре. Наблюдения показали, что у горных жителей легкие и сердце имеют больший объем, чем у жителей низин, а их кровь содержит на 12—13% больше красных кровяных шариков.(слайд 27)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока географии: «Атмосферное давление»

Автор: Абдалова Ильсияр Ханифовна

Дата: 21.11.2018

Номер свидетельства: 486942

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта урока «Воздушная оболочка Земли – атмосфера»."
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-vozdushnaia-obolochka-ziemli-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "252789"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447440608"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Технологическая карта урока:"Атмосферное давление" "
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-atmosfiernoie-davlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "203004"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429370141"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Графики. Построение графиков. 6 класс"
    ["seo_title"] => string(34) "grafikipostroieniieghrafikov6klass"
    ["file_id"] => string(6) "304293"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457695467"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства