Учащиеся называют план изучения компонентов в тетради:
1) Определение термина
2) Состав
3) Районы (месторождение)
4) Проблемы
Учитель – Этот план будем нашими задачами на урок. слайд – 2
Учитель – у вас на партах лежат листы – программы ТЭК, в течении урока вы будете её заполнять.
Учитель: Кто может дать определение ТЭК? (Дети пытаются назвать определение)
- Давайте сравним ваше определение и определение в § 18 стр. 78. Учащиеся находят и записывают определение ТЭК в тетрадь.
Работа с составом ТЭК на экране проектора:слайд – 3.
-Учитель: Рассмотрим состав ТЭК: (рисунок 33 § 18)
Топливная промышленность - занимается добычей топлива (угля, газа, нефти, сланцев, торфа).
Электроэнергетика - производством энергии на электростанциях. Энергоресурсами являются - топливо, энергия воды, энергия ядерного топлива, нетрадиционные виды энергии (ветер, приливы, энергия Солнца и др.).
Транспортировка топлива и электроэнергии.
Учитель: Ежегодно в стране составляют топливно – энергетический баланс.
Кто может дать определение ТЭБ? (Дети пытаются назвать определение)
- Давайте сравним ваше определение и определение в § 18 стр. 79. Учащиеся
Нефть была известна человеку с глубокой древности. О её применении для освещения, обогрева, изготовления лекарств упоминали Геродот и Плутарх. В 19 в. стимулом к её развитию стало изобретение керосиновой лампы, а затем и двигателя внутреннего сгорания. В 20в. ни один другой вид первичных энергоресурсов не оказал большего влияния на экономическое и социальное развитие человечества, как нефть. Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти. Нефтяная промышленность имеет большое значение для развития нашей страны в целом. Россия по праву считается одной из немногих стран, в которых добыча нефти имеет долгую и славную историю…
Ученик - Немного из истории добычи нефти в России
Учитель рассказывает:
Добыча нефти 2 способами: фонтанный и насосный. (Рис. 35, 36)
Основная нефтяная база России: Западно – Сибирская (уч-ся показывают на карте, ставят значки),
Вторая нефтяная база России: Волго - Уральская (уч-ся показывают на карте, ставят значок),
Учитель:
- Задание: Нефтепроводы и центры нефтепереработки отметьте на листе - программы. (приложение).
Вопрос к классу:
- Назовите проблемы добычи нефти (уч-ся отвечают, приводят примеры)
Газовая промышленность.
Ученик - Немного из истории добычи газа в России
Рассказ учителя:
Газ - дешевое и экологически чистое высококалорийное топливо.
Это такой вид топлива, который полностью сгорает и не загрязняет воздух. Кроме того, газ можно транспортировать по трубопроводам.
География газовой промышленности почти совпадает с размещением добычи нефти.
Учитель:
Задание:Работа с картой:
_ Найдите и покажите на карте основные месторождения природного газа (обозначают значками на карте)
2. Транспортировка газа
Задание: отметьте на листе – программы крупные месторождения газа, а также газопроводы.
Вопрос к классу:
- Назовите проблемы добычи газа (уч-ся отвечают, приводят примеры)
Угольная промышленность.
Ученик - немного из истории добычи угля в России.
Рассказ учителя.
Россия является одним из мировых лидеров по производству угля. В ее недрах сосредоточена треть мировых ресурсов угля и пятая часть разведанных запасов.
Добыча угля в России, как шахтным способом, так и в угольных разрезах, постоянно увеличивается. Являясь лидером по угольному экспорту, Россия поставляет уголь в страны Европейского Союза, в Китай, Японию, Турцию и другие государства.
Учитель:
- Задание: Показать угольные бассейны России на карте (уч-ся работаю с картой - ставят значки)
Задание: отметьте на листе – программы крупные угольные бассейны России.
Вопрос: Назовите проблемы добычи газа (уч-ся отвечают, приводят примеры)
Закрепление изученного материала
Возврат к задачам: слайд - 2
Что такое ТЭК и ТЭБ?
Состав ТЭК.
Главные месторождения (уч-ся на карте показывают)
Проблемы ТЭК.
Листы-программы сдают на проверку.
IV. Домашнее задание: слайд – 4
.
§ 18,19 читать, вопросы устно
Внимание! Проблема! Вопросы на дополнительную оценку
V. Итог
Выставление оценок:
Учитель: Кого бы вы выбрали за хорошую работу на уроке?
VI. Рефлексия: слайд – 5.
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
За урок я
Мое настроение
6. Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Приложение
Лист – программа: ТЭК.
1. Отрасли ТЭК заняты добычей … и его транспортировкой, а также выработкой … и её передачей к потребителю.
Состав ТЭК: г…, э… , у…, н…, т… .
Нефтяная промышленность.
По запасам нефти Россия занимает … место. Нефть добывается … и …. способами.
Нефтепроводы:
Восток – ….
Север-запад – ….
Запад – ….
Юго-запад – ….
Основные нефтяные базы России: 1) …, 2) … . Центры нефтепереработки (НПЗ) - …
Газовая промышленность.
Газ – самый … вид топлива. 90% газа добывается в ….
Газодобывающие базы: …, ….. Крупные месторождения: …, ….
Угольная промышленность.
Запасы угля … запасов нефти и газа. Способы добычи угля: …, ….
Самый дешевый способ добычи … . Угольные бассейны: …., …., …..