kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Форматирование страниц, символов и абзацев» с применением обучающих структур РЕЛЛИ РОБИН, ДЖОТ ТОТС, ТИК-ТЭК-ТОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики в 8-м классе по теме

 «Форматирование страниц, символов и абзацев»

с применением обучающих структур РЕЛЛИ РОБИН, ДЖОТ ТОТС, ТИК-ТЭК-ТОУ

Цель урока: повторить основные понятия и навыки при работе с текстовым документом.

Тип урока:  закрепление изученного  материала.

Вид урока: комбинированный.

Задачи урока:

образовательные:

создать условия для овладения учащимися основных понятий форматирования текстового документа;

научить технологии форматирования текстового документа;

освоение навыков работы с фрагментами текста: параметры шрифта: гарнитура, вид начертания, кегль, цвет; параметры абзаца: положение на странице;

отработать на практике основные приемы форматирования символов и абзацев.

развивающие:

развивать умение выделять главное,  внимание, память учащихся, самостоятельность, умение сопоставлять полученную информацию; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, творческое воображение, креативность, развивать интеллектуальные способности.

воспитательные:

прививать навыки самостоятельности в работе, в коллективе, парами, воспитывать аккуратность, дисциплинированность;  формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную и творческую активность учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор,  персональный компьютер, презентация, кроссворд, практическая работа (2 уровня), тест, учебник И. Г. Семакин «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса».

Ход урока

1. Организационный этап

«Добрый день! Я рад видеть вас. Скоро праздник Новый год и каникулы. Я хочу, чтобы вы постарались на уроке и ушли на каникулы с хорошим настроением. Все готовы? Начнем.

Цель урока: повторить основные понятия и навыки при работе с текстовым документом.

По ходу урока вам необходимо найти буквы к словам-загадкам - для каждой из команд. Унас три команды 1«Страницы», 2«Абзацы» и 3«Символы». (Это 1«документ», 2«интервал» и 3«фрагмент»)». Время: 1 мин

2. Этап проверки выполнения дом. Задания

«Начнем с проверки домашнего задания: выполнение кроссворда»

Демонстрируется слайд 1 (http://prezi.com/0fxqrqixolqb/)

Учащиеся отгадывают кроссворд (задания раздаются на карточках – Кроссворд.docx).

  1. Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое.
  2. «Лицо» компьютера.
  3. Этап подготовки документа на компьютере, при котором исправляются ошибки и вносятся необходимые изменения.
  4. Любой текст, созданный с помощью текстового процессора.
  5. Устройство ввода буквенной и числовой информации.
  6. Одна из наиболее распространенных форм представления информации.
  7. Одна из возможных форм курсора.
  8. Место активного воздействия исполнителя на рабочее поле.
  9. Более мощная, чем текстовый редактор, программа обработки текстов.
  10. Элемент предложения, состоящий из символов.
  11. Часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент.
  12. На основе этого создается новый документ.
  13. Минимальный объект, используемый в текстовом редакторе.
  14. Последний этап подготовки документа на компьютере.

Структура РЕЛЛИ РОБИН (3 стола – №1,2,3 по 4 ученика)

Учащиеся (по плечу) меняются карточками, проверяют выполнение кроссворда. и обсуждают различающиеся ответы.
(ответы на кроссворд  - демонстрируется слайд 2, слайд 2+ = 1-У, 2-Е, 3-М). Время: 1 мин х 2

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

- Скажите, пожалуйста, встречали ли вы это слово?

- От каких однокоренных слов произошло это слово? (формат, форма)

- Дайте определение слову «форматирование». (Форматирование – придание объекту формы)

- Сформулируйте тему урока. (Форматирование объектов)

- Что является объектом текста? (символы)

- Еще одним элементом текста является абзац.

- А теперь точнее сформулируйте тему рока. (Форматирование страниц, абзацев и символов)

(ученики формулируют тему урока и записывают её в тетрадь – слайд 3).

Структура ДЖОТ ТОТС

Учащиеся поочередно пишут слово по теме урока, произносят его вслух, другие повторяют и кладут на центр стола (по 2 карточки = 8) и слово по другим  темам (по 1 карточки = 4) рядом с центром стола. Учащиеся обсуждают сделанный выбор слов. По алфавиту = 1-6Е, 2-3В, 3-15Н. Время: 1 мин х 2

4. Формирование знаний, умений и навыков

- Ребята, давайте вспомним этапы работы с текстовым документом.

(Ввод текста, редактирование, форматирование, печать)

- С первыми двумя этапами мы уже знакомы, а сегодня займемся форматированием нашего документа.

Слайд 4    Форматирование — это оформление текста

Команды форматирования позволяют точно определять,  как будет выглядеть текст на экране монитора или на бумаге после печати на принтере.

Далее учитель просит учащихся открыть газету на любой странице.

 - Что вы видите? (буквы)

- Одинаковые ли они? (нет, одни – маленькие, другие – большие, жирные)

Слайд 5    Шрифт – это полный набор символов определенного начертания.

Существует два основных разновидностей шрифтов: шрифты с засечками и рубленые шрифты.

Шрифты с засечками имеют на концах черточки.

В рубленых шрифтах черточек нет.

Обычно шрифты с засечками применяют для оформления основного текста документа, а рубленые - в заголовках.

Слайд 6    Можно изменить:  шрифт, размер шрифта, начертание шрифта, межсимвольный интервал, применить к символам эффекты

Слайд 7    Единицей измерения шрифта является пункт (1 пт = 0,376 мм) (кегль – размер шрифта в пунктах). Размеры шрифтов можно изменять в больших пределах. Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное, полужирное курсивное.

Слайд 8    Учитель обращает внимание учащихся на ситуацию, когда в открывшемся списке нет нужного размера шрифта.

Размер вводится вручную, фиксируется нажатием Enter.

Слайд 9    Изменение шрифта

Слайды 10, 11    Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное,

подчеркнутое.

Слайды 12 – 16    Можно также установить дополнительные параметры форматирования символов:   подчеркивание символов различными типами линий, изменение вида символов, изменение расстояний между символами.

Формат→Шрифт

В диалоговом окне Шрифт имеются две вкладки: Шрифт, Дополнительно (Интервал).

Слайд 16 + = 1-О, 2-Н, 3-Р  (1«д к м нт», 2«и т р ал» и 3«ф аг е т»)

Слайд 17    Учитель рассказывает о полезных комбинациях клавиш.

Слайд 18    - Что собой представляет абзац с литературной точки зрения?

       - Что представляет собой абзац в информатике?

Абзац с литературной точки зрения – это часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент произведения, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли.

В компьютерных документах абзацем считается любой текст, заканчивающийся управляющим символом конца абзаца. Ввод конца абзаца обеспечивается нажатием клавиши [ВВОД]([ENTER]).

Слайды 19, 20    Учитель рассказывает о том, какие изменения можно сделать с абзацем, считая его одним объектом.

Абзац может быть расположен по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине листа.

(учащиеся пробуют расположить абзац по центру, по ширине листа)

Слайд 21    Данный  слайд посвящен тому, как правильно сделать в тексте отступ или выступ, установить поля документа, используя линейку.

Линейка, расположенная в верхней части страницы, делится на две области: белая - соответствует области текста документа, серая - обозначает поля страницы.

Четыре маркера отступов позволяют задавать отступы для абзаца. Для установки отступа достаточно перетащить соответствующий маркер в нужное место. Для лучшего понимания действия маркеров поперетаскивайте их и посмотрите, что из этого получается.

Слайд 22 – 25    Демонстрируя данные слайды, учитель рассказывает о том, что основные параметры форматирования абзацев устанавливаются с помощью диалогового окна Абзац, которое вызывается командой Формат→Абзац.  

Слайд 26    Интерлиньяж – взаимное расположение  строк в абзаце.

Слайд 26 + = 1-К, 2-Т, 3-А  (1«д   м нт», 2«и   р ал» и 3«ф  г е т»)

Слайд 27    Физкультминутка

Включение ролика «Супер физкультминутка.swf». Время: 10 мин

5. Этап первичной проверки понимания изученного

Учащиеся выполняют практические задания на ПК

Уровень 1 (Работа 08. Форматирование текста_1.jpg) 1-М, 2-Р, 3-Г  (1«д     нт», 2«и     ал» и 3«ф    е т»)

Уровень 2 (Работа 08. Форматирование текста_2.jpg) 1-Н, 2-А, 3-Е  (1«д     т», 2«и     л» и 3«ф     т»)

Подведение итогов выполнения практической работы. Время: 12 мин

6. Этап закрепления новых знаний.

Структура ТИК-ТЭК-ТОУ

Учащиеся готовят 9 карточек с 1 словом на каждой по теме, раскладывают 3х3 и одновременно и самостоятельно составляют по 2 предложения (8 предлож.) из слов на карточках по горизонтали, вертикали и диагонали. 1-Т, 2-Л, 3-Т  (1«д     », 2«и     » и 3«ф     »). Время: 1 мин х 2

Выполнение тестового задания с последующей проверкой.

Проверяются тестовые задания с использованием ПК 1-Д, 2-И, 3-Ф. Время: 7 мин

Слова-загадки: «Из собранных букв составим  слова,  назовем  их  и дадим им определения»

Время: 1 мин

7. Этап информации о дом. задании - § 15

«Запишем дом. задание: § 15»

8. Итоги занятия

- Что вы сегодня повторили и закрепили? Время: 1 мин

9. Этап рефлексии

«Горка» (Рефлексия.docx). Вывод на экран

«За домашнюю работу, практические работы и тест выставлю интегрированную оценку.

Урок закончен. До свидания.». Время: 1 мин

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кроссворд_х2»


  1. Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое.

  2. «Лицо» компьютера.

  3. Этап подготовки документа на компьютере, при котором исправляются ошибки и вносятся необходимые изменения.

  4. Любой текст, созданный с помощью текстового процессора.

  5. Устройство ввода буквенной и числовой информации.

  6. Одна из наиболее распространенных форм представления информации.

  7. Одна из возможных форм курсора.

  8. Место активного воздействия исполнителя на рабочее поле.

  9. Более мощная, чем текстовый редактор, программа обработки текстов.

  10. Элемент предложения, состоящий из символов.

  11. Часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент.

  12. На основе этого создается новый документ.

  13. Минимальный объект, используемый в текстовом редакторе.

  14. Последний этап подготовки документа на компьютере.



  1. Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое.

  2. «Лицо» компьютера.

  3. Этап подготовки документа на компьютере, при котором исправляются ошибки и вносятся необходимые изменения.

  4. Любой текст, созданный с помощью текстового процессора.

  5. Устройство ввода буквенной и числовой информации.

  6. Одна из наиболее распространенных форм представления информации.

  7. Одна из возможных форм курсора.

  8. Место активного воздействия исполнителя на рабочее поле.

  9. Более мощная, чем текстовый редактор, программа обработки текстов.

  10. Элемент предложения, состоящий из символов.

  11. Часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент.

  12. На основе этого создается новый документ.

  13. Минимальный объект, используемый в текстовом редакторе.

  14. Последний этап подготовки документа на компьютере.


Просмотр содержимого документа
«Рефлексия_х9»







Просмотр содержимого документа
«Урок_информатики_в_8кл_с_применением_обучающих_структур»

Урок информатики в 8-м классе по теме

«Форматирование страниц, символов и абзацев»

с применением обучающих структур РЕЛЛИ РОБИН, ДЖОТ ТОТС, ТИК-ТЭК-ТОУ


Цель урока: повторить основные понятия и навыки при работе с текстовым документом.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный.

Задачи урока:

образовательные:

создать условия для овладения учащимися основных понятий форматирования текстового документа;

научить технологии форматирования текстового документа;

освоение навыков работы с фрагментами текста: параметры шрифта: гарнитура, вид начертания, кегль, цвет; параметры абзаца: положение на странице;

отработать на практике основные приемы форматирования символов и абзацев.

развивающие:

развивать умение выделять главное,  внимание, память учащихся, самостоятельность, умение сопоставлять полученную информацию; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, творческое воображение, креативность, развивать интеллектуальные способности.

воспитательные:

прививать навыки самостоятельности в работе, в коллективе, парами, воспитывать аккуратность, дисциплинированность;  формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную и творческую активность учащихся.


Оборудование: мультимедийный проектор,  персональный компьютер, презентация, кроссворд, практическая работа (2 уровня), тест, учебник И. Г. Семакин «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса».

Ход урока

1. Организационный этап

«Добрый день! Я рад видеть вас. Скоро праздник Новый год и каникулы. Я хочу, чтобы вы постарались на уроке и ушли на каникулы с хорошим настроением. Все готовы? Начнем.

Цель урока: повторить основные понятия и навыки при работе с текстовым документом.

По ходу урока вам необходимо найти буквы к словам-загадкам - для каждой из команд. Унас три команды 1«Страницы», 2«Абзацы» и 3«Символы». (Это 1«документ», 2«интервал» и 3«фрагмент»)». Время: 1 мин


2. Этап проверки выполнения дом. Задания

«Начнем с проверки домашнего задания: выполнение кроссворда»

Демонстрируется слайд 1 (http://prezi.com/0fxqrqixolqb/)

Учащиеся отгадывают кроссворд (задания раздаются на карточках – Кроссворд.docx).

  1. Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое.

  2. «Лицо» компьютера.

  3. Этап подготовки документа на компьютере, при котором исправляются ошибки и вносятся необходимые изменения.

  4. Любой текст, созданный с помощью текстового процессора.

  5. Устройство ввода буквенной и числовой информации.

  6. Одна из наиболее распространенных форм представления информации.

  7. Одна из возможных форм курсора.

  8. Место активного воздействия исполнителя на рабочее поле.

  9. Более мощная, чем текстовый редактор, программа обработки текстов.

  10. Элемент предложения, состоящий из символов.

  11. Часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент.

  12. На основе этого создается новый документ.

  13. Минимальный объект, используемый в текстовом редакторе.

  14. Последний этап подготовки документа на компьютере.

Структура РЕЛЛИ РОБИН (3 стола – №1,2,3 по 4 ученика)

Учащиеся (по плечу) меняются карточками, проверяют выполнение кроссворда. и обсуждают различающиеся ответы.
(ответы на кроссворд  - демонстрируется слайд 2, слайд 2+ = 1-У, 2-Е, 3-М). Время: 1 мин х 2


3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

- Скажите, пожалуйста, встречали ли вы это слово?

- От каких однокоренных слов произошло это слово? (формат, форма)

- Дайте определение слову «форматирование». (Форматирование – придание объекту формы)

- Сформулируйте тему урока. (Форматирование объектов)

- Что является объектом текста? (символы)

- Еще одним элементом текста является абзац.

- А теперь точнее сформулируйте тему рока. (Форматирование страниц, абзацев и символов)

(ученики формулируют тему урока и записывают её в тетрадь – слайд 3).

Структура ДЖОТ ТОТС

Учащиеся поочередно пишут слово по теме урока, произносят его вслух, другие повторяют и кладут на центр стола (по 2 карточки = 8) и слово по другим темам (по 1 карточки = 4) рядом с центром стола. Учащиеся обсуждают сделанный выбор слов. По алфавиту = 1-6Е, 2-3В, 3-15Н

Время: 1 мин х 2


4. Формирование знаний, умений и навыков

- Ребята, давайте вспомним этапы работы с текстовым документом.

(Ввод текста, редактирование, форматирование, печать)

- С первыми двумя этапами мы уже знакомы, а сегодня займемся форматированием нашего документа.

Слайд 4 Форматирование — это оформление текста

Команды форматирования позволяют точно определять,  как будет выглядеть текст на экране монитора или на бумаге после печати на принтере.

Далее учитель просит учащихся открыть газету на любой странице.

 - Что вы видите? (буквы)

- Одинаковые ли они? (нет, одни – маленькие, другие – большие, жирные)

Слайд 5 Шрифт – это полный набор символов определенного начертания.

Существует два основных разновидностей шрифтов: шрифты с засечками и рубленые шрифты.

Шрифты с засечками имеют на концах черточки.

В рубленых шрифтах черточек нет.

Обычно шрифты с засечками применяют для оформления основного текста документа, а рубленые - в заголовках.

Слайд 6 Можно изменить: шрифт, размер шрифта, начертание шрифта, межсимвольный интервал, применить к символам эффекты

Слайд 7 Единицей измерения шрифта является пункт (1 пт = 0,376 мм) (кегль – размер шрифта в пунктах). Размеры шрифтов можно изменять в больших пределах. Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное, полужирное курсивное.

Слайд 8 Учитель обращает внимание учащихся на ситуацию, когда в открывшемся списке нет нужного размера шрифта.

Размер вводится вручную, фиксируется нажатием Enter.

Слайд 9 Изменение шрифта

Слайды 10, 11 Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное,

подчеркнутое.

Слайды 12 – 16 Можно также установить дополнительные параметры форматирования символов: подчеркивание символов различными типами линий, изменение вида символов, изменение расстояний между символами.

Формат→Шрифт

В диалоговом окне Шрифт имеются две вкладки: Шрифт, Дополнительно (Интервал).

Слайд 16 + = 1-О, 2-Н, 3-Р (1«д к м нт», 2«и т р ал» и 3«ф аг е т»)

Слайд 17 Учитель рассказывает о полезных комбинациях клавиш.

Слайд 18 - Что собой представляет абзац с литературной точки зрения?

- Что представляет собой абзац в информатике?

Абзац с литературной точки зрения – это часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент произведения, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли.

В компьютерных документах абзацем считается любой текст, заканчивающийся управляющим символом конца абзаца. Ввод конца абзаца обеспечивается нажатием клавиши [ВВОД]([ENTER]).

Слайды 19, 20 Учитель рассказывает о том, какие изменения можно сделать с абзацем, считая его одним объектом.

Абзац может быть расположен по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине листа.

(учащиеся пробуют расположить абзац по центру, по ширине листа)

Слайд 21 Данный  слайд посвящен тому, как правильно сделать в тексте отступ или выступ, установить поля документа, используя линейку.

Линейка, расположенная в верхней части страницы, делится на две области: белая - соответствует области текста документа, серая - обозначает поля страницы.

Четыре маркера отступов позволяют задавать отступы для абзаца. Для установки отступа достаточно перетащить соответствующий маркер в нужное место. Для лучшего понимания действия маркеров поперетаскивайте их и посмотрите, что из этого получается.

Слайд 22 – 25 Демонстрируя данные слайды, учитель рассказывает о том, что основные параметры форматирования абзацев устанавливаются с помощью диалогового окна Абзац, которое вызывается командой Формат→Абзац.  

Слайд 26 Интерлиньяж – взаимное расположение  строк в абзаце.

Слайд 26 + = 1-К, 2-Т, 3-А (1«д м нт», 2«и р ал» и 3«ф г е т»)

Слайд 27 Физкультминутка

Включение ролика «Супер физкультминутка.swf». Время: 10 мин


5. Этап первичной проверки понимания изученного

Учащиеся выполняют практические задания на ПК

Уровень 1 (Работа 08. Форматирование текста_1.jpg) 1-М, 2-Р, 3-Г (1«д нт», 2«и ал» и 3«ф е т»)

Уровень 2 (Работа 08. Форматирование текста_2.jpg) 1-Н, 2-А, 3-Е (1«д т», 2«и л» и 3«ф т»)

Подведение итогов выполнения практической работы. Время: 12 мин


6. Этап закрепления новых знаний.

Структура ТИК-ТЭК-ТОУ

Учащиеся готовят 9 карточек с 1 словом на каждой по теме, раскладывают 3х3 и одновременно и самостоятельно составляют по 2 предложения (8 предлож.) из слов на карточках по горизонтали, вертикали и диагонали. 1-Т, 2-Л, 3-Т (1«д », 2«и » и 3«ф »). Время: 1 мин х 2

Выполнение тестового задания с последующей проверкой.

Проверяются тестовые задания с использованием ПК 1-Д, 2-И, 3-Ф. Время: 7 мин

Слова-загадки: «Из собранных букв составим слова, назовем их и дадим им определения»

Время: 1 мин


7. Этап информации о дом. задании - § 15

«Запишем дом. задание: § 15»


8. Итоги занятия

- Что вы сегодня повторили и закрепили? Время: 1 мин


9. Этап рефлексии

«Горка» (Рефлексия.docx). Вывод на экран

«За домашнюю работу, практические работы и тест выставлю интегрированную оценку.

Урок закончен. До свидания.». Время: 1 мин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Шамсутдинов Ринат Фаритович

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства