…………………………………………………………..
Учитель географии
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №13» с. Надежда
Шпаковского района
Ставропольского края
Сляднева Наталья Александровна
Уважаемый исследователь!
Сегодня ты совершишь путешествие в Страну чудес! Смена впечатлений взволнует твое воображение. Ты станешь участником экспедиции знаменитого капитана Немо, героя романа Жюля Верна «20000 лье под водой». Надеюсь, ты знаешь название его подводной лодки.
Она называется …………………………………………………
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА: Во время путешествия ты узнаешь о свойствах океанических вод, об обитателях подводного мира, и в конце путешествия тебя ожидает небольшая проверочная работа, которая покажет, насколько внимателен ты был.
Тебе предстоит провести множество наблюдений. Записывай, пожалуйста, их результаты в судовой журнал. И помни, что аккуратность заполнения - залог научных достижений!
Желаю тебе приятного путешествия!
ШАГ 1
Температура поверхностных вод |
90⁰ с.ш. | - 1,7⁰ С |
60⁰ с.ш. | + 4,8⁰ С |
30⁰ с.ш. | + 21⁰С |
0⁰ с.ш. | + 27⁰ С |
Пока лодка стоит у причала, попросим капитана Немо поделиться результатами, полученными в предыдущей экспедиции:
Проанализируй показатели и запиши вывод об изменении температуры поверхностных вод, объяснив причину изменений:
В Ы В О Д: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ШАГ 2
ВНИМАНИЕ!
Начинается погружение. Нам представили данные о том, как будет изменяться температура воды за бортом по мере погружения.
Температура воды при погружении |
0 м | + 16⁰ С |
200 м | + 15,5⁰ С |
1000 м | + 3,8⁰ С |
5000 м | + 2,5⁰ С |
Подумай над этими цифрами и объясни, почему происходят такие изменения температуры.
В Ы В О Д: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Вопрос для эрудитов.
Замерзнет ли морская вода при температуре -1⁰ С?
О Т В Е Т: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ШАГ 3 САМОКОНТРОЛЬ
Каждая океанологическая экспедиция определяет не только температуру, но и соленость морской воды. Мы тоже исследовали соленость на разных широтах, и вот какие результаты получили:
Соленость вод океана в промилле (‰): |
Экваториальные широты | 34 |
Тропические широты | 35,8 |
Умеренные широты | 33 |
Арктические широты | 31 |
В каких широтах вода самая соленая и почему? Подумай и запиши свой вывод. Проверь его по учебнику (§ 9, с. 47).
О Т В Е Т: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Мы вступили в новую стихию – водную. Наша подводная лодка, имеющая обтекаемую форму, легко рассекала воду.
Вопрос для эрудитов:
Что дало возможность нашей подводной лодке опуститься на глубине и не оказаться раздавленной толщей воды над ней?
О Т В Е Т: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ШАГ 4
Кстати, что такое «водная масса»? Найди определение в учебнике для 7 класс(§ 9 с. 49) и выпиши его.
Водная масса – это ……………………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ШАГ 5
Погружение продолжается. Мы с чувством легкой грусти вспоминаем о птицах, провожавших нас в плавание. Может быть, вспомнишь, что это были за птицы? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно.
Понаблюдайте, от каких факторов зависит распространение морских организмов в безбрежных водах океана? В этом тебе поможет учебник географии для 7 класса (§ 11).
Факторы:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ШАГ 6 ВЗАИМОКОНТРОЛЬ
По мере погружения мы знакомились с обитателями моря и поражались их разнообразию. Вот как описал это профессор Аронакс, член экспедиции капитана Немо: «Рыбы резвились и плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью, я приметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полоской, бычка, белого, с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель, с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменяет всякие описания, спарид рубчатых, с разноцветными плавниками, голубым и желтым, спарид полосатых, с черной перевязью на хвосте, мурену, род змеевидного угря, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, всего не перечислишь …» (Ж. Верн. «20000 лье под водой»).
Кого еще, кроме рыб, можно отнести к нектону, то есть к организмам, которым могут самостоятельно передвигать в толще воды? Что такое планктон и бентос? (§ 11 с. 53):
ПЛАНКТОН - ………………………………………………………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
НЕКТОН - ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
БЕНТОС - ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Проконсультируйся с коллегой и дополни рисунок, продолжив перечисление морских организмов, относящихся к разных группам. Вспомни, что ты уже изучил в прошлом году по теме «Мировой океан».
Планктон
О м
200 м Нектон
Бентос
Дно
Сравни полученный результат с запись коллег по экспедиции.
ШАГ 7 РАБОТА В ПАРАХ
Погружаясь, мы прошли отметку 200 м. Океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий. Солнечные лучи почти не проникают на такую глубину, исчезли водоросли. Стали пропадать наши спутники – стайки ярких рыбок. Мы опускались все глубже и глубже. И вот, на глубине примерно 500 м, угас последний солнечный луч. Наступила кромешная тьма…
Капитан Немо приказал включить прожекторы, и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб-хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все эти существа лишены окраски, и у многих из них плохо развиты глаза.
Почему они такие? Обсуди этот вопрос с коллегой и запиши ответ в судовой журнал.
О Т В Е Т: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ШАГ 8 ЭКСПЕРТНЫЙ КОНТРОЛЬ
А теперь, пока наша подводная лодка медленно поднимается к поверхности, давай напишем небольшой отчет о результатах экспедиции:
При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:
А) понижается
Б) не изменяется
В) повышается
Температур воды в Мировом океане зависит от:
А) температуры воздуха
Б) от угла падения солнечных лучей
В) от солености
Каким образом и в связи с чем изменяется температура океанской воды с глубиной?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Почему на глубине 200 м исчезают водоросли?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Вопрос для эрудитов.
Почему у большинства рыб брюхо белое, а спина темная?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ:
ШАГ 9 ОБОБЩЕНИЕ
Наше путешествие закончено.
Ваше мнение: удалось ли нам сделать то, что намечалось в целевой установке в начале урока?
ДА НЕТ
Попытайся объективно оценить свою работу и поставить себе оценку сам.
КРИТЕРИИ | «+» | «-« |
Работа у меня не вызвала затруднений. | | |
Я все понял(а). | | |
Я все успел(а). | | |
Я постоянно использовал(а) учебник для подсказки. | | |
Мне помогали (учитель или коллега по экспедиции) | | |
Посмотри на количество «+» и «-« и поставь себе оценку по пятибалльной шкале.
Я ставлю себе:
ШАГ 11 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Если ты закончил свой отчет раньше коллег, не мешай им! Начинай выполнять домашнее задание:
Ты уверен, что хорошо разобрался в жизни морской стихии и ее обитателей? Составь кроссворд по приобретенным знаниям и аккуратно оформи его.
Тебе что-то непонятно (к огорчению капитана Немо)? Прочитай учебник §§ 9 и 11.
Капитан Немо благодарит тебя за помощь в исследовании морских глубин!
До встречи в следующей экспедиции!