kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение реки

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ УРОКА:

 

1. Показать особенности применения различных методов и приемов работы с учащимися на разных этапах урока.

 

2. Показать значение использования дидактического материала в коррекционной работе учителя.

 

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

 

- изучать с учащимися строение реки, ее части;

- продолжать формировать интерес к окружающей природе;

- расширять кругозор;

- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание;

- обогащать словарный запас;

- формировать логическое мышление;

- практической работой способствовать создание конкретных представлений;

- развивать умение применять полученные понятия и знания в практической деятельности;

- воспитывать самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.

 

1. Презентация на тему: «Строение реки».(слайды).

2. Таблица: «Определи части реки по описанию».

3. Таблица: «определи, под какой цифрой обозначены части реки».

4. Задача-игра в иллюстрации.

5. Математическое задание с использованием географических понятий.

6. Раздаточный материал для индивидуальной работы.

 

 

 

 

 

 

ПЛАН      УРОКА.

I.    Организация учащихся к уроку.

II.   Проверка домашнего задания.

III.  Изучение нового материала.

IV.  Физминутка.

V.    Закрепление новой темы.

VI.   Подведение итогов урока.

VII.  Анализ и оценка работы на уроке.

VIII. Объяснение домашнего задания.

 

 

 

I. Организация учащихся к уроку.

Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, вспомним источники воды на земле.

Назовите источники соленой воды на Земле.

Назовите источники пресной воды на земле.

Какой источник воды мы изучали на прошлом уроке?

Откуда берется вода в роднике?

Какая вода в роднике?

Какое значение имеет родник?

III. Изучение новой темы.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать источники пресной воды на земле.

О каком источнике пойдет речь, мы узнаем, отгадав загадку.

Учитель загадывает загадку:

«Летом бежит, зимой спит.

Весна настала, опять побежала.»

Тема урока: Реки. Строение реки. (сл.№1)

                     План.(сл.№2)

1.Какой источник называется рекой?

2. Строение реки.

3. Определение правого и левого берега реки.

По количеству и протяженности рек наша страна занимает первое место в мире.

Что же мы называем рекой?(сл.№3)

Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении.

(сл.№4)

От чистых ручьев

 из горной гряды

Бурлящих, пенящихся,

Юных, как дева,

Она превратилась

В потоки воды,

Спокойно текущих,

Как королева.

Разберем строение реки.(сл.№5)

Всякая река имеет исток, устье, русло, притоки, течение, берега.

Исток – это место, где начинается река.(сл.№6).

Устье – место, где река впадает в другой водоем. (сл.№6).

Русло – углубление, по которому течет река. (сл.№6).

Течение – это движение воды в реке от истока к устью. (сл.№6).

Притоки – реки, которые впадают в главную реку. (сл.№6).

Берег реки – река имеет правый и левый берег. (сл.№6).

Исток – это начало реки. (сл.№7).

Истоком реки может быть озеро, болото, ледники, покрывающие высокогорные вершины, бьющий из-под земли родник.

На месте истока рек люди ставят памятные плиты, таблицы с надписями. (сл.№8).

Несет свои воды ручей, сливается с другими ручьями и образует небольшую речку.

Небольшая речка встречает на своем пути другие ручьи и речки, сливается с ними в единый поток и образует большую реку. В нее впадают другие реки. От этого она становится все шире и полноводнее.

Большие реки обычно впадают в озера, моря и океаны, другие реки.

Место, где река впадает в другую реку, озеро, море или океан, называют устьем реки. (сл. №9,10,11).

Вода в реках не стоит на месте, она течет. (сл.№12).

Течение – движение воды в реке от истока к устью.

Чтобы определить направление течения реки, достаточно опустить в реку легкий предмет. Куда он поплывет, в том направлении и течение реки.

Река плывет по углублению. (сл.№13). Это углубление называется русло. (сл.№14).

Реки имеют берега, Если плыть по течению реки, то справа будет правый берег, а слева - левый берег. (сл.№15,16).

В реку на ее пути впадают другие реки. Это – притоки. Притоки бывают правыми и левыми притоками.(сл.17).

Если встать лицом по течению реки, то справа будут правые притока, а слева – левые притоки.

(сл.№18).

IV.Физминутка.

Вспомним лето и представим, что мы вошли в реку. Опустили руки в реку и встряхнули воду с рук.

Сели в лодку и стали грести веслами.

V. Закрепление изученного материала.

Вспомним о реке.

Какой источник воды называется рекой?

(подсказка сл.№19)

Какие части имеет река?

(подсказка сл.№20)

Как вы поняли, что такое исток, устье, русло, течение, притоки, берега?

А поможет ответить на эти вопросы следующее задание.

По определению определить части реки.

Углубление, по которому течет река.

Русло   

Место впадения реки в море озеро.

Устье   

Место, где вода бьет из-под земли.

Родник

Название рек, впадающие в реку.

Приток 

Место, где начинается река.

Исток

Волга – великая русская река.(сл.№21)

Что вы знаете про Волгу?

Как и любая река Волга имеет исток, устье, притоки, берега, русло.

Начинается река Волга на Валдайской возвышенности. Начало ей дает родник, бьющий из-под земли. (сл.№22,23). Сначала Волга больше напоминает ручей, который легко перешагнуть,  В нее впадают другие реки-притоки, отчего Волга становится большой рекой.(сл.№24)

Пройдя большой путь по России, Волга впадает в Каспийское море. Здесь ее устье. (сл.№25,26).

Следующее задание связано с определением истока, устья, притоков реки.

Определить под какими цифрами обозначены части реки.

(сл.№27,28).

А теперь решим задачу. Но прежде вспомним, как определить правый и левый берег реки?

(подсказка сл.№29).

Итак, мы отправляемся путешествовать на корабле. Плыть будем против течения.

Определите течение реки, исток, устье, правый и левый берег реки.

Нарисуй схему реки по описанию.

На доске обозначены стороны горизонта и исток реки. Учитель называет координаты движения реки.

«Река берет начало из озера, течет на восток, затем поворачивает на

юг и впадает в море».

Учитель раздает перфокарты,

Следующее задание связано с математикой, поэтому прежде чем выполнять его вспомним понятия четных и нечетных чисел.

Расставить четные числа в порядке убывания.

Расставить нечетные числа в порядке возрастания.

Учитель предлагает учащимся повторить понятия истока реки и устья.

Мы с вами ребята продолжаем путешествовать по стране знаний. На уроках географии мы путешествуем по нашей земле. На нашем пути часто будут вставать реки. Вспомним каким условным знаком изображают реки на физической карте.(сл.30).

VI. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы много интересного узнали о реке и ее строении.

Назовите части реки.

Дайте определение истока, устья, течения реки.

Как определить правый и левый берег реки?

VII. Анализ и оценка работы.

Учитель анализирует и оценивает работу уч-ся на уроке.

VIII. Объяснение домашнего  задания.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Источниками воды на Земле являются: моря, океаны, реки, озера,болота, подземные воды.

Источниками соленой воды на Земле являются моря и океаны.

Источниками пресной воды являются реки,озера,болота,

На прошлом уроке мы изучали родник

Вода в роднике пресная и выходит на поверхность из-под земли

Река.

Учащиеся записывают тему и план в тетрадь.

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся слушают объяснение учителя с просмотром слайдов.

Учащиеся выполняют движения рук.

Река – это водный поток, текущий в углублении.

Река имеет исток, устье, течение, притоки, берега, русло.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся работают у доски.

Если учащиеся выполнили правильно задание, то получится слово «волга»

Город, в котором мы живем, стоит на реке Волге.

Это большая река. Волга глубокая река. Она имеет большое значение.

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся выполняют задание в тетради.

Опираясь на наглядность учащиеся вспоминают,что такое течение реки и как определить правый и левый берег реки.

Учащиеся у доски решают географическую задачу.

Учащиеся рисуют реку.

Учащиеся индивидуально выполняют задангие в тетради.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся выполняют у доски задание.

Если правильно выполнили, то на обратной стороне получится слово «исток» и «устье».

Из предложенных условных знаков учащиеся выбирают условное обозначение рек.

Река имеет исток, устье, течение, правый и левый берег.

Учащиеся дают определение истока,устья, течения.

Учащиеся объясняют правило определения правого и левого берега реки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение реки»



ТЕМА УРОКА: «СТРОЕНИЕ РЕКИ,»


ЦЕЛЬ УРОКА:


1. Показать особенности применения различных методов и приемов работы с учащимися на разных этапах урока.


2. Показать значение использования дидактического материала в коррекционной работе учителя.



ЗАДАЧИ УРОКА:


- изучать с учащимися строение реки, ее части;

- продолжать формировать интерес к окружающей природе;

- расширять кругозор;

- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание;

- обогащать словарный запас;

- формировать логическое мышление;

- практической работой способствовать создание конкретных представлений;

- развивать умение применять полученные понятия и знания в практической деятельности;

- воспитывать самостоятельность.












ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.


1. Презентация на тему: «Строение реки».(слайды).

2. Таблица: «Определи части реки по описанию».

3. Таблица: «определи, под какой цифрой обозначены части реки».

4. Задача-игра в иллюстрации.

5. Математическое задание с использованием географических понятий.

6. Раздаточный материал для индивидуальной работы.







ПЛАН УРОКА.

I. Организация учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

IV. Физминутка.

V. Закрепление новой темы.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Анализ и оценка работы на уроке.

VIII. Объяснение домашнего задания.





I. Организация учащихся к уроку.


Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста готовность к уроку.


II. Проверка домашнего задания.


Ребята, вспомним источники воды на земле.





Назовите источники соленой воды на Земле.



Назовите источники пресной воды на земле.



Какой источник воды мы изучали на прошлом уроке?


Откуда берется вода в роднике?

Какая вода в роднике?

Какое значение имеет родник?



III. Изучение новой темы.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать источники пресной воды на земле.

О каком источнике пойдет речь, мы узнаем, отгадав загадку.

Учитель загадывает загадку:

«Летом бежит, зимой спит.

Весна настала, опять побежала.»


Тема урока: Реки. Строение реки. (сл.№1)


План.(сл.№2)

1.Какой источник называется рекой?

2. Строение реки.

3. Определение правого и левого берега реки.


По количеству и протяженности рек наша страна занимает первое место в мире.

Что же мы называем рекой?(сл.№3)

Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении.

(сл.№4)

От чистых ручьев

из горной гряды

Бурлящих, пенящихся,

Юных, как дева,

Она превратилась

В потоки воды,

Спокойно текущих,

Как королева.



Разберем строение реки.(сл.№5)

Всякая река имеет исток, устье, русло, притоки, течение, берега.


Исток – это место, где начинается река.(сл.№6).

Устье – место, где река впадает в другой водоем. (сл.№6).

Русло – углубление, по которому течет река. (сл.№6).

Течение – это движение воды в реке от истока к устью. (сл.№6).

Притоки – реки, которые впадают в главную реку. (сл.№6).

Берег реки – река имеет правый и левый берег. (сл.№6).


Исток – это начало реки. (сл.№7).

Истоком реки может быть озеро, болото, ледники, покрывающие высокогорные вершины, бьющий из-под земли родник.

На месте истока рек люди ставят памятные плиты, таблицы с надписями. (сл.№8).


Несет свои воды ручей, сливается с другими ручьями и образует небольшую речку.

Небольшая речка встречает на своем пути другие ручьи и речки, сливается с ними в единый поток и образует большую реку. В нее впадают другие реки. От этого она становится все шире и полноводнее.

Большие реки обычно впадают в озера, моря и океаны, другие реки.

Место, где река впадает в другую реку, озеро, море или океан, называют устьем реки. (сл. №9,10,11).


Вода в реках не стоит на месте, она течет. (сл.№12).

Течение – движение воды в реке от истока к устью.

Чтобы определить направление течения реки, достаточно опустить в реку легкий предмет. Куда он поплывет, в том направлении и течение реки.


Река плывет по углублению. (сл.№13). Это углубление называется русло. (сл.№14).


Реки имеют берега, Если плыть по течению реки, то справа будет правый берег, а слева - левый берег. (сл.№15,16).


В реку на ее пути впадают другие реки. Это – притоки. Притоки бывают правыми и левыми притоками.(сл.17).

Если встать лицом по течению реки, то справа будут правые притока, а слева – левые притоки.

(сл.№18).


IV.Физминутка.


Вспомним лето и представим, что мы вошли в реку. Опустили руки в реку и встряхнули воду с рук.

Сели в лодку и стали грести веслами.


V. Закрепление изученного материала.


Вспомним о реке.


Какой источник воды называется рекой?

(подсказка сл.№19)


Какие части имеет река?

(подсказка сл.№20)






Как вы поняли, что такое исток, устье, русло, течение, притоки, берега?


А поможет ответить на эти вопросы следующее задание.

По определению определить части реки.




Углубление, по которому течет река.

Русло

Место впадения реки в море озеро.

Устье

Место, где вода бьет из-под земли.

Родник

Название рек, впадающие в реку.

Приток

Место, где начинается река.

Исток




Волга – великая русская река.(сл.№21)

Что вы знаете про Волгу?







Как и любая река Волга имеет исток, устье, притоки, берега, русло.


Начинается река Волга на Валдайской возвышенности. Начало ей дает родник, бьющий из-под земли. (сл.№22,23). Сначала Волга больше напоминает ручей, который легко перешагнуть, В нее впадают другие реки-притоки, отчего Волга становится большой рекой.(сл.№24)


Пройдя большой путь по России, Волга впадает в Каспийское море. Здесь ее устье. (сл.№25,26).





Следующее задание связано с определением истока, устья, притоков реки.

Определить под какими цифрами обозначены части реки.

(сл.№27,28).




А теперь решим задачу. Но прежде вспомним, как определить правый и левый берег реки?

(подсказка сл.№29).








Итак, мы отправляемся путешествовать на корабле . Плыть будем против течения.

Определите течение реки, исток, устье, правый и левый берег реки.



Нарисуй схему реки по описанию.


На доске обозначены стороны горизонта и исток реки. Учитель называет координаты движения реки.

«Река берет начало из озера, течет на восток, затем поворачивает на

юг и впадает в море».



Учитель раздает перфокарты,






Следующее задание связано с математикой, поэтому прежде чем выполнять его вспомним понятия четных и нечетных чисел.


Расставить четные числа в порядке убывания.




Расставить нечетные числа в порядке возрастания.



Учитель предлагает учащимся повторить понятия истока реки и устья.



Мы с вами ребята продолжаем путешествовать по стране знаний. На уроках географии мы путешествуем по нашей земле. На нашем пути часто будут вставать реки. Вспомним каким условным знаком изображают реки на физической карте.(сл.30).



VI. Подведение итогов урока.


Сегодня на уроке мы много интересного узнали о реке и ее строении.

Назовите части реки.





Дайте определение истока, устья, течения реки.




Как определить правый и левый берег реки?





VII. Анализ и оценка работы.

Учитель анализирует и оценивает работу уч-ся на уроке.

VIII. Объяснение домашнего задания.











Учащиеся проверяют готовность к уроку.



Источниками воды на Земле являются: моря, океаны, реки, озера,болота, подземные воды.

Источниками соленой воды на Земле являются моря и океаны.

Источниками пресной воды являются реки,озера,болота,

На прошлом уроке мы изучали родник


Вода в роднике пресная и выходит на поверхность из-под земли










Река.






Учащиеся записывают тему и план в тетрадь.








Учащиеся слушают учителя.













Учащиеся слушают объяснение учителя с просмотром слайдов.




































































Учащиеся выполняют движения рук.








Река – это водный поток, текущий в углублении.


Река имеет исток, устье, течение, притоки, берега, русло.




Учащиеся отвечают на вопрос учителя.


Учащиеся работают у доски.






Если учащиеся выполнили правильно задание, то получится слово «волга»




Город, в котором мы живем, стоит на реке Волге.

Это большая река. Волга глубокая река. Она имеет большое значение.





Учащиеся слушают учителя.



















Учащиеся выполняют задание в тетради.





Опираясь на наглядность учащиеся вспоминают ,что такое течение реки и как определить правый и левый берег реки.




Учащиеся у доски решают географическую задачу.




Учащиеся рисуют реку.










Учащиеся индивидуально выполняют задангие в тетради.



Учащиеся отвечают на вопрос учителя.



Учащиеся выполняют у доски задание.

Если правильно выполнили, то на обратной стороне получится слово «исток» и «устье».







Из предложенных условных знаков учащиеся выбирают условное обозначение рек .









Река имеет исток, устье, течение, правый и левый берег.


Учащиеся дают определение истока,устья, течения.


Учащиеся объясняют правило определения правого и левого берега реки.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Строение реки

Автор: Марина Александровна Акопян

Дата: 03.01.2016

Номер свидетельства: 271889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Строение реки"
    ["seo_title"] => string(15) "stroieniierieki"
    ["file_id"] => string(6) "271888"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451830336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Открытый урок по географии                                                                                Тема: "Реки""
    ["seo_title"] => string(41) "otkrytyi-urok-po-ghieoghrafii-tiema-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "308426"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458578751"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока географии - "Реки" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "223259"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437470654"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ОУД "Реки и озера Казахстана""
    ["seo_title"] => string(26) "oudriekiiozierakazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "316136"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460024445"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок на тему " Воды суши. Реки." 6 класс "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-na-tiemu-vody-sushi-rieki-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100316"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402376510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства