kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стороны горизонта. Ориентирование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности с помощью компаса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стороны горизонта. Ориентирование.»

Конспект открытого урока по географии в 5 класса

«Стороны горизонта. Ориентирование».

Цель урока:

Содержательная:

формировать представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности с помощью компаса.

Деятельностная :

-формировать практические умения определять с помощью компаса сторон;

- развивать у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-применять усваиваемые знания в условиях решения учебных задач;

- формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Задачи урока:

-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

-развивать практические навыки работы с компасом;

- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;

-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление

Планируемые образовательные результаты.

уметь объяснять значение понятий: «стороны горизонта», «ориентирование»;

определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса.

Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения



  1. Организационный этап (1 минута)

Учитель:

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте вы за парты тихо,

Руки-палочкой красиво,

На друг друга посмотрите,

И немного улыбнитесь!

Ну –ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке

Ручка, книга и тетрадка?

Все готово?

За работу в добрый час!

  1. Мотивация учебной деятельности. (3 минуты)

Учитель: Ребята, скажите, а кто как понимает самое главное дело в своей жизни на данный момент?

Ответы обучающихся

Учитель: вот сейчас я вам задала вопрос, который когда-то прозвучал из уст одного царя в одной из притч.

А ведь притча всегда бывает с каким-то глубоким смыслом. С таким, которым нас учит жить. Так вот притча отвечает на вопрос так: самый главный момент в моей жизни – это этот момент, в котором я сейчас нахожусь. Самый главный человек моей жизни, это тот, который около меня сейчас, и самая главная тема в моей жизни это, что я могу сделать хорошего для мира сейчас.

Что мы сегодня с вами сможем делать, что бы добавить радости в жизни?

Ответы обучающихся

Учитель: для начала можем улыбнуться и провести этот урок так, что бы и вы и окружающие нас сегодня люди добавили себе в жизненную копилку что- то ценное.

  1. Целеполагание, постановка проблемы (3 минуты)

Учитель: Теперь настрой у нас с вами есть. Начнем!

Посмотрите внимательно следующее видео, подумайте, как данный видео-фрагмент относится к нашему сегодняшнему уроку, как связан с географией?

Просмотр видео-фрагмента «Алеша Попович и Тугарин Змей перед указательным камнем»

Учитель: Ребята, озвучьте, пожалуйста, свои догадки по поводу темы нашего сегодняшнего урока?

Ответы обучающихся

Предполагаемый ответ: Стороны горизонта. Ориентирование

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Открываем наши рабочие тетради, записываем дату, сегодня 16 февраля. Тема нашего урока «Стороны горизонта. Ориентирование».

Обучающиеся записывают число и тему урока в тетрадь

Учитель: Ребята, как тема нашего урока связана с нашей жизнью? Для чего нам необходимо это знать?

Ответы обучающихся

Предполагаемый ответ: необходимость умения ориентироваться на местности, для того что бы не заблудиться в природе.

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, что узнаем нового?

Ответы обучающихся

  1. Поиск путей решения проблем, решение проблемы.

Учитель: В теме нашего урока прозвучало такое слово, как горизонт, давайте, выясним что это такое? Есть предположения?

Предположения обуающихся

Учитель: откройте учебники. Пользуясь материалом учебника стр.78-79, найдите ответ на данный вопрос – что такое горизонт?

Запишите определение в тетрадь

Обучающиеся выполняют задание, а также читают определение термина вслух.

Учитель: Молодцы! А теперь послушайте, внимательно, загадку.

Это линия все время

Между небом и землей.

Хоть весь год к ней прошагаем,

А на месте мы с тобой?

Ответы обучающихся

Предполагаемый ответ: линия горизонта

Учитель: Молодцы! Еще оно слово, которое прозвучало в теме нашего сегодняшнего урока, это ориентирование.

Давайте с вами вспомним из курса окружающего мира начальной школы, что это такое ?

Ответы обучающихся

Предполагаемый ответ: ориентирование- это умение находить свое положение в пространстве.

Учитель: Верно! Умницы!

Итак, снова внимание на экран, посмотрите внимательно видео-фрагмент из сказки «Алладин».

Видео-фрагмент из сказки «Алладин»

Учитель: Про какие четыре стороны говорит Джин?

Ответы обучающихся

Предполагаемый ответ: Эти четыре стороны- стороны горизонта: север, юг, запад, восток.

Учитель: Верно! Молодцы! У вас на партах лежит карточка с ситуацией и вопросы к этой ситуации. Пожалуйста, объединившись с соседом по парте, прочитайте карточку и ответьте на вопросы. А работу вам дается 3 минуты.

Ситуация: Мальчик заблудился в лесу. Он ходил т в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, когда пошел рано утром из деревн в лес, солнце ему жгло спину.

Проблемные вопросы:

1. Скажите почему мальчик не смог вернуться сам домой (предполагаемый ответ: мальчик не умел ориентироваться в лесу);

2. Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации (предполагаемый ответ: страх и паника, которая мешает вспомнит имеющиеся знания и быть внимательным, поэтому заблудившись в лесу, не стоит поддаваться паники);

3. Что нужно знать для того, что бы ориентироваться на местности? (предполагаемый ответ: нужно знать какие стороны горизонта существуют, уметь определять стороны горизонта на местности.)

Учитель: Итак, проверим, что у вас получилось.

Работа с классом по данной ситуации

Учитель: действительно, необходимо знать стороны горизонта и уметь определять их на местности.

Что вы уже знаете о сторонах горизонта.

Ответы обучающихся

Учитель: перед вами 4 стрелки, надо правильно расставить название сторон горизонта. Может кто-нибудь это сделать?

Скажите, а если взять любую карту? Верхняя рамка карты, это какая сторона горизонта? А нижняя рамка карты? Левая рамка? Правая рамка?

Запомните это!

Работа обучающихся с интерактивной доской, остальные обучающиеся делают это в тетради!



Учитель: почему остались лишние буквы?

Ответы обучающихся

Учитель: Действительно, есть основные стороны горизонта, а есть промежуточные.

Кто сможет дорисовать рисунок?

Работа обучающихся с интерактивной доской, остальные обучающиеся делают это в тетради!

Учитель: Молодцы, проверим вашу внимательность. Выполним небольшое графическое задание. Кто же сможет справиться с этим заданием?

Учитель: Поставьте точку посередине листа. Проведите без отрыва: 4 клетки на запад, 4 клетки на север, 2 клетки на северо-восток по диагонали 2 клетки на юго-восток, 4 клетки на запад.

Какой рисунок у нас получился?

Ответы обучающихся

Учитель: Правильно, желаю всегда возвращаться домой, какие бы трудности не встретились на вашем пути.

Физкультминутка

Итак, что необходимо знать, что бы ориентироваться?

Предполагаемый ответ: необходимо знать стороны горизонта.

С помощью чего можно определить на местности стороны горизонта?

Предполагаемый ответ: определить стороны горизонта на местности с помощью компаса

Учитель: Правильно, ориентирование на местности на нахождение сторон горизонта можно с помощью специального прибора – компаса.

Посмотрите видео, ответьте на вопросы где и когда впервые был изобретен компас

Просмотр видео «Фиксики.Компас»

Простотр и ответы на вопросы обучающимися

Учитель: Молодцы. Вновь объединимся. Возьмите карточку-памятку «Как работать с компасом». Познакомьтесь с правилами работы компаса, сам компас также лежит перед вами. Также выполните практическую работу на карточках в группах. На работу 5 минут.



Правила работы с микроскопом

  1. Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.

  2. Проворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква N ) совпадет с красным концом магнитной стрелки.

  3. В этом положении стрелка компаса показывает направление на север.

В парах выполняют практическую работу на карточках

Установите компас по направлению север-юг. Пользуясь компасом определите:

Точка А (внутренний шкаф, на котором расположено расписание работы кабинета)

Северное направление

Точка В (информационная доска ОГЭ и ЕГЭ)

Восточное направление

Точка С (между 1 и 2 окном)

Западное направление

Точка D (второй шкаф от окна)

Южное направление



Обучающиеся выполняют практическую работу

Учитель: Давайте проверим себя, сравните ваши ответы с таблицей на слайде.

Обучающиеся выполняют проверку

5.Рефлексия

Учитель: какую проблему мы сегодня решили?

С помощью чего можно ориентироваться на местности?

Что можно определить с помощью этого прибора?

Для чего это нужно знать и почему?

Что вы не знали до начала урока?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились на уроке?

Ответы обучающихся

Учитель: на ваших партах лежат человечки.

Если сегодня на уроке вы узнали что-то новое, вам было все понятно и интересно, то приклеиваете человека на солнечную полянку.

Если же вам что-то было непонятно, но вы справились с этими трудностями, приклейте человека на берегу чистой голубой реки, олицетворяющей стремление к знаниям.

Если вы сегодня заблудились в дремучем лесу новых знаний и не нашли путь к солнечной полянке, приклейте человека налес.

Обучающиеся выполняют задание

  1. Домашнее задание

Учитель: Карточка с домашним заданием лежит у вас на парте. Прочитайте, есть ли вопросы по домашнему заданию?

Стр.78-81 учить

Задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием):

- подготовить сообщение по теме:

а) Появление компаса и его устройство;

б) Ориентирование на местности по местным признакам.

- нарисовать рисунок, чтобы было видно линию горизонта.

Учитель: урок окончен. До свидание!










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стороны горизонта. Ориентирование.

Автор: Зайцева Юлия Юрьевна

Дата: 03.02.2020

Номер свидетельства: 538299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по географии 6 класс " Стороны горизонта. Ориентирование на местности""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_geografii_6_klass_storony_gorizonta_orientirovanie_na_mestnost"
    ["file_id"] => string(6) "591227"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1636809840"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "конспект урока географии  «Стороны горизонта» "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-storony-ghorizonta"
    ["file_id"] => string(6) "126174"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415121549"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Стороны горизонта. Ориентирование."
    ["seo_title"] => string(35) "storony_ghorizonta_oriientirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "351862"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477325915"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Игра по теме "Стороны горизонта. Ориентирование""
    ["seo_title"] => string(51) "ighra_po_tiemie_storony_ghorizonta_oriientirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "360676"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479647502"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "география 6 класс тема урока:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану. "
    ["seo_title"] => string(97) "ghieoghrafiia-6-klass-tiema-uroka-poniatiie-ob-azimutie-oriientirovaniie-na-miestnosti-i-po-planu"
    ["file_id"] => string(6) "170188"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423504708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства