Просмотр содержимого документа
«Стороны горизонта. Ориентирование.»
Конспект открытого урока по географии в 5 класса
«Стороны горизонта. Ориентирование».
Цель урока:
- Содержательная:
формировать представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности с помощью компаса.
- Деятельностная :
-формировать практические умения определять с помощью компаса сторон;
- развивать у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-применять усваиваемые знания в условиях решения учебных задач;
- формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Задачи урока:
-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
-развивать практические навыки работы с компасом;
- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;
-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление
Планируемые образовательные результаты.
уметь объяснять значение понятий: «стороны горизонта», «ориентирование»;
определять (измерять)направления на плане, географической карте и наместности; ориентироваться на местности припомощи компаса.
Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения
Организационный этап (1 минута)
Учитель:
В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки-палочкой красиво,
На друг друга посмотрите,
И немного улыбнитесь!
Ну –ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Ручка, книга и тетрадка?
Все готово?
За работу в добрый час!
Мотивация учебной деятельности. (3 минуты)
Учитель: Ребята, скажите, а кто как понимает самое главное дело в своей жизни на данный момент?
Ответы обучающихся
Учитель: вот сейчас я вам задала вопрос, который когда-то прозвучал из уст одного царя в одной из притч.
А ведь притча всегда бывает с каким-то глубоким смыслом. С таким, которым нас учит жить. Так вот притча отвечает на вопрос так: самый главный момент в моей жизни – это этот момент, в котором я сейчас нахожусь. Самый главный человек моей жизни, это тот, который около меня сейчас, и самая главная тема в моей жизни это, что я могу сделать хорошего для мира сейчас.
Что мы сегодня с вами сможем делать, что бы добавить радости в жизни?
Ответы обучающихся
Учитель: для начала можем улыбнуться и провести этот урок так, что бы и вы и окружающие нас сегодня люди добавили себе в жизненную копилку что- то ценное.
Целеполагание, постановка проблемы (3 минуты)
Учитель: Теперь настрой у нас с вами есть. Начнем!
Посмотрите внимательно следующее видео, подумайте, как данный видео-фрагмент относится к нашему сегодняшнему уроку, как связан с географией?
Просмотр видео-фрагмента «Алеша Попович и Тугарин Змей перед указательным камнем»
Учитель: Ребята, озвучьте, пожалуйста, свои догадки по поводу темы нашего сегодняшнего урока?
Ответы обучающихся
Предполагаемый ответ: Стороны горизонта. Ориентирование
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Открываем наши рабочие тетради, записываем дату, сегодня 16 февраля. Тема нашего урока «Стороны горизонта. Ориентирование».
Обучающиеся записывают число и тему урока в тетрадь
Учитель: Ребята, как тема нашего урока связана с нашей жизнью? Для чего нам необходимо это знать?
Ответы обучающихся
Предполагаемый ответ: необходимость умения ориентироваться на местности, для того что бы не заблудиться в природе.
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, что узнаем нового?
Ответы обучающихся
Поиск путей решения проблем, решение проблемы.
Учитель: В теме нашего урока прозвучало такое слово, как горизонт, давайте, выясним что это такое? Есть предположения?
Предположения обуающихся
Учитель: откройте учебники. Пользуясь материалом учебника стр.78-79, найдите ответ на данный вопрос – что такое горизонт?
Запишите определение в тетрадь
Обучающиеся выполняют задание, а также читают определение термина вслух.
Учитель: Молодцы! А теперь послушайте, внимательно, загадку.
Это линия все время
Между небом и землей.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой?
Ответы обучающихся
Предполагаемый ответ: линия горизонта
Учитель: Молодцы! Еще оно слово, которое прозвучало в теме нашего сегодняшнего урока, это ориентирование.
Давайте с вами вспомним из курса окружающего мира начальной школы, что это такое ?
Ответы обучающихся
Предполагаемый ответ: ориентирование- это умение находить свое положение в пространстве.
Учитель: Верно! Умницы!
Итак, снова внимание на экран, посмотрите внимательно видео-фрагмент из сказки «Алладин».
Видео-фрагмент из сказки «Алладин»
Учитель: Про какие четыре стороны говорит Джин?
Ответы обучающихся
Предполагаемый ответ: Эти четыре стороны- стороны горизонта: север, юг, запад, восток.
Учитель: Верно! Молодцы! У вас на партах лежит карточка с ситуацией и вопросы к этой ситуации. Пожалуйста, объединившись с соседом по парте, прочитайте карточку и ответьте на вопросы. А работу вам дается 3 минуты.
Ситуация: Мальчик заблудился в лесу. Он ходил т в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, когда пошел рано утром из деревн в лес, солнце ему жгло спину.
Проблемные вопросы:
1. Скажите почему мальчик не смог вернуться сам домой (предполагаемый ответ: мальчик не умел ориентироваться в лесу);
2. Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации (предполагаемый ответ: страх и паника, которая мешает вспомнит имеющиеся знания и быть внимательным, поэтому заблудившись в лесу, не стоит поддаваться паники);
3. Что нужно знать для того, что бы ориентироваться на местности? (предполагаемый ответ: нужно знать какие стороны горизонта существуют, уметь определять стороны горизонта на местности.)
Учитель: Итак, проверим, что у вас получилось.
Работа с классом по данной ситуации
Учитель: действительно, необходимо знать стороны горизонта и уметь определять их на местности.
Что вы уже знаете о сторонах горизонта.
Ответы обучающихся
Учитель: перед вами 4 стрелки, надо правильно расставить название сторон горизонта. Может кто-нибудь это сделать?
Скажите, а если взять любую карту? Верхняя рамка карты, это какая сторона горизонта? А нижняя рамка карты? Левая рамка? Правая рамка?
Запомните это!
Работа обучающихся с интерактивной доской, остальные обучающиеся делают это в тетради!
Учитель: почему остались лишние буквы?
Ответы обучающихся
Учитель: Действительно, есть основные стороны горизонта, а есть промежуточные.
Кто сможет дорисовать рисунок?
Работа обучающихся с интерактивной доской, остальные обучающиеся делают это в тетради!
Учитель: Молодцы, проверим вашу внимательность. Выполним небольшое графическое задание. Кто же сможет справиться с этим заданием?
Учитель: Поставьте точку посередине листа. Проведите без отрыва: 4 клетки на запад, 4 клетки на север, 2 клетки на северо-восток по диагонали 2 клетки на юго-восток, 4 клетки на запад.
Какой рисунок у нас получился?
Ответы обучающихся
Учитель: Правильно, желаю всегда возвращаться домой, какие бы трудности не встретились на вашем пути.
Физкультминутка
Итак, что необходимо знать, что бы ориентироваться?
Предполагаемый ответ: необходимо знать стороны горизонта.
С помощью чего можно определить на местности стороны горизонта?
Предполагаемый ответ: определить стороны горизонта на местности с помощью компаса
Учитель: Правильно, ориентирование на местности на нахождение сторон горизонта можно с помощью специального прибора – компаса.
Посмотрите видео, ответьте на вопросы где и когда впервые был изобретен компас
Просмотр видео «Фиксики.Компас»
Простотр и ответы на вопросы обучающимися
Учитель: Молодцы. Вновь объединимся. Возьмите карточку-памятку «Как работать с компасом». Познакомьтесь с правилами работы компаса, сам компас также лежит перед вами. Также выполните практическую работу на карточках в группах. На работу 5 минут.
Правила работы с микроскопом
Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.
Проворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква N ) совпадет с красным концом магнитной стрелки.
В этом положении стрелка компаса показывает направление на север.
В парах выполняют практическую работу на карточках
Установите компас по направлению север-юг. Пользуясь компасом определите:
Точка А (внутренний шкаф, на котором расположено расписание работы кабинета)
Северное направление
Точка В (информационная доска ОГЭ и ЕГЭ)
Восточное направление
Точка С (между 1 и 2 окном)
Западное направление
Точка D (второй шкаф от окна)
Южное направление
Обучающиеся выполняют практическую работу
Учитель: Давайте проверим себя, сравните ваши ответы с таблицей на слайде.
Обучающиеся выполняют проверку
5.Рефлексия
Учитель: какую проблему мы сегодня решили?
С помощью чего можно ориентироваться на местности?
Что можно определить с помощью этого прибора?
Для чего это нужно знать и почему?
Что вы не знали до начала урока?
Что нового узнали на уроке?
Чему научились на уроке?
Ответы обучающихся
Учитель: на ваших партах лежат человечки.
Если сегодня на уроке вы узнали что-то новое, вам было все понятно и интересно, то приклеиваете человека на солнечную полянку.
Если же вам что-то было непонятно, но вы справились с этими трудностями, приклейте человека на берегу чистой голубой реки, олицетворяющей стремление к знаниям.
Если вы сегодня заблудились в дремучем лесу новых знаний и не нашли путь к солнечной полянке, приклейте человека налес.
Обучающиеся выполняют задание
Домашнее задание
Учитель: Карточка с домашним заданием лежит у вас на парте. Прочитайте, есть ли вопросы по домашнему заданию?
Стр.78-81 учить
Задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием):
- подготовить сообщение по теме:
а) Появление компаса и его устройство;
б) Ориентирование на местности по местным признакам.
- нарисовать рисунок, чтобы было видно линию горизонта.