kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реки мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины, бассейнах и водоразделе, о питании реки и её режиме половодье, паводке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реки мира»

Конспект урока по географии

Класс: 6




Тема: Реки мира




Учитель: Хейчиева Л.В.



Практическая работа «Обозначение на контурной карте рек мира»

География. Начальный курс географии 6 класс. Под редакцией Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюкова.


Цели урока:

Сформировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины, бассейнах и водоразделе, о питании реки и её режиме половодье, паводке.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

Научить определять левый и правый берега, притоки левые и правые, определять территорию речных бассейнов, находить водоразделы рек.

Развивающие задачи:

Развивать умение работать с географической картой и контурными картами.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Наглядные пособия, атласы, учебники, «Физическая карта мира» и «Физическая карта России»,

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Вам уже известно, что в природе осуществляется постоянный круговорот воды. Вода всё время переходит из одного природного компонента в другой. Давайте вспомним, какие виды круговорота воды в природе мы выделяем?

Малый круговорот, большой круговорот.

Фронтальный опрос «по теме подземные воды».

  1. Изучение нового материала в форме лекции с элементами беседы.

Без воды не может существовать ничто живое на Земле. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2 % гидросферы.

Начиная с этого урока, мы с вами знакомимся с водами суши.

Давайте подумаем, какие виды вод суши мы знаем?

Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, пруды, каналы.

В реках содержится лишь малая часть гидросферы. Но человеку для своих нужд легче использовать воду из рек. Поэтому значение рек неизмеримо больше.

Вы знаете, что люди всегда предпочитали расселяться по берегам рек, которые служили и источниками водоснабжения и пищи, транспортными артериями и оборонительными рубежами.

Что же такое река и речная система? (Дети высказывают свои представления)

Река – это естественный постоянный поток воды, протекающий в разработанном им углублении – русле.

Речная долина относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное протекающей по руслу водой.

Русло – самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды. Глубокие места русла называются плёсами, а мелкие перекатами.

Исток – начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье – место впадения реки в другую реку, море, океан, озеро, водохранилище.

Водный поток всё время несёт множество продуктов размыва. Речные наносы называют аллювиальными отложениями. В основном они накапливаются в долинах рек в нижних течениях.

Существуют различные виды устьев.

Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливными течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопления наносов не происходит.

Дельта форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло, имеющая в плане форму греческой буквы Δ. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря, озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

4. Закрепление нового материала. Работа в тетради.

Откройте атласы и приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запись в тетради выполните в виде схемы.


Устье





дельта


эстуарий

Лена


Енисей

Волга


Обь

Нил


Печора

5. Продолжение изучения нового материала.

Мы с вами почти ответили на вопрос, что же такое речная система. Давайте научимся определять, какой берег реки правый, а какой левый, и узнаем, что такое притоки и какие они бывают.

Совершим путешествие по реке от истока к устью, справа от нас будет располагаться правый берег реки, а слева – левый берег. Река справа и слева принимает притоки. Справа по нашему движению впадают правые притоки, а слева левые притоки.

Как вы думаете, что называется речной системой?

(Дети высказывают различные предположения)

Река со всеми её притоками называется речной системой.

Территория, с которой речная система собирает воды, называется речным бассейном.

6. Закрепление материала. Практическая работа.

Давайте найдём на физической карте реки мира и России реки Волга, Обь, Лена и Енисей, Амазонка, Нил, Инд и др.

Выделим бассейны рек Волга, Обь, Енисей и Лена.

Что является бассейном р. Обь?

Западно-Сибирская равнина.

Что разделяет реки Енисей и Лена?

Среднесибирское плоскогорье.

Что разделяет реки Обь и Волга?

Уральские горы.

Введение нового понятия.

Граница между речными бассейнами называется водоразделом.

Давайте подумаем понижению или повышению в рельефе соответствует речная долина?

Понижению в рельефе.

Понижению или повышению в рельефе соответствует речной бассейн?

Понижению в рельефе.

Понижению или повышению в рельефе соответствует речной водораздел?

Повышению в рельефе.

Откуда же в реку поступает вода, как вы думаете?

Из родников, осадков, ледников.

7. Продолжение изучения нового материала.

Поступление воды в реку называется питанием реки.

Большинство рек имеют смешанное питание.

Уровень воды в большинстве рек меняется в зависимости от времени года.

Изменение состояния реки в течение года называется режимом реки.

Половодье – ежегодный продолжительный подъем уровня воды в реке (в один и тот же сезон).

Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке, (в любое время года).

Порог - мелководный каменистый участок реки, (затрудняющий судоходство и сплав).

8. Обучающая практическая работа «Обозначение на контурной карте рек мира: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, и др.»

9. Подведение итогов урока.

Подведём итоги нашей работы на сегодняшнем уроке и повторим изученные понятия.

1. Вспомним части реки.

2. Что такое: исток, устье, река, русло?

Выставление оценок за урок.

10. Домашнее задание:

1. Параграф 30,ответить на вопросы.

2. Уметь показывать реки на карте.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реки мира

Автор: Хейчиева Лариса Витальевна

Дата: 20.05.2016

Номер свидетельства: 328808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Реки мира. Самые самые самые "
    ["seo_title"] => string(31) "rieki-mira-samyie-samyie-samyie"
    ["file_id"] => string(6) "213161"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431979602"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока по географии "Реки" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "164265"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422619127"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Презентация "РЕКИ" "
    ["seo_title"] => string(21) "priezientatsiia-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "135773"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416982963"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Открытый урок по географии                                                                                Тема: "Реки""
    ["seo_title"] => string(41) "otkrytyi-urok-po-ghieoghrafii-tiema-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "308426"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458578751"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "конспект урока по географии 6 класс "Река и ее части" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-6-klass-rieka-i-ieie-chasti"
    ["file_id"] => string(6) "139332"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417699657"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства