Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии на тему "Расы мира"»
Цели урока:
Сформировать представление об основных расах. Провести ознакомление с крупнейшими народами Земного шара.
Развивать познавательный интерес, географическое мышление учащихся и их коммуникативные навыки при работе в парах.
Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов.
Оборудование урока: политическая карта народов и религий мира, раздаточные материалы, атласы, мультимедиа учебник «География» для учащихся 6 класса, автор Мазбаев О.Б., Айтыкова Ш.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
1. Что изучает география населения?
2. Что такое демография
3. что такое демографический взрыв? В связи с чем проводится демографическая политика?
4. Что такое плотность населения? Как вычисляют среднюю плотность населения?
Подготовка к основному этапу урока.
Рассказ учителя:
Сегодня на уроке мы с вами, ребята, поговорим о расах нашей планеты. Вы найдете ответы на вопросы, которые, наверно, волнуют вас. И, прежде всего, какие расы живут на нашей планетет? В мире 7 млрд. людей. Если бы все мы выстроились друг за другом от Земли до Луны, получилась бы космическая очередь в семь рядов! Послушаем сообщение вашего товарища об изменении численности населения на Земле.
III. Изучение нового материала
1. Человеческие расы.
Слово учителя:
Вы никогда не задумывались, почему люди на Земле отличаются друг от друга цветом кожи, волос, глаз? Давайте сначала послушаем древнюю легенду.
Сообщение учащегося.
«Североамериканские индейцы впервые увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В
следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вытащить фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы»
Слово учителя:
Так, согласно легенде, возникли расы. Что же на самом деле способствовало образованию рас? Что бы ответить на этот проблемный вопрос, давайте сначала познакомимся более подробно с представителями разных рас.
Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве.
Но не все телесные особенности людей могут считаться расовыми признаками. Например, различия в телосложении, осанке, развитии мускулатуры не считаются расовыми, они зависят, прежде всего, от внешних условий среды обитания людей (питания, занятия спортом и трудом). Давайте ознакомимся с главными расами, используя учебник (стр. 213). По ходу вам предстоит заполнить следующую таблицу (таблица заранее нарисована на интерактивной доске).
Самостоятельная работа учащихся в тетради по заполнению таблицы
Раса
Расовые признаки
Территория распространения расы
Слово учителя:
Вернемся к нашему вопросу о причинах разнообразия рас.
30-40 тыс. лет назад люди заселили уже все части света. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.
Естественный отбор тоже играл важную роль в распределении некоторых признаков.
Издавна существуют теории о «высших» и «низших» расах, которые научно не подтверждены. Русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай с 1870 по 1873 год на Новой Гвинее изучал коренных жителей острова и пришел к выводу о видовом единстве и родстве различных человеческих рас. Возможность смешения рас и появление новых смешанных групп доказывает единство всех людей на Земле.
Таким образом, человечество – это единый биологический вид.
2. Народы.
На Земле насчитывают от 3 до 4 тыс. народов и народностей. Что же это за группы, по каким признакам они выделяются и какие крупные народы живут на нашей планете?
Вы, конечно, уже знаете, что самый многочисленный на Земле народ - это китайцы. Прочтите описание этого народа в учебнике на стр.18, попробуйте найти черты, по которым отличаются народы. Дайте определение понятия народ.
Народ - это группа людей, принадлежащих к одной и той же расе, имеющих многовековую историю, культуру, религию, традиции и говорящих на одном и том же языке.
3. Исследование Н.Н. Миклухо – Маклая.
В исследовании равенства рас большую роль сыграл русский ученый Н.Н. Миклухо - Маклай. В 1871 году он отправился на остров Новая Гвинеяв тихом океане. Путешественник прожил там 15 месяцев, изучил их язык, обычаи и традиции. В 1882 году он вернулся в Россию. Собранные в ходе экспедиции 1871-1883 гг. материалы являются ценным вкладом в мировую науку. Он опроверг различия между отдельными расами. Его работа - убедительное доказательство того, что многие физические особенности отдельных народов в действительности объясняются внешними факторами.
Самостоятельная работа учащихся в парах по изучению отдельных народов по плану с последующим сообщением перед учащимися класса.
План описания народа:
Название народа
Его численность
Раса
Характерные черты быта: пища,
Жилище, одежда
Традиционные ремесла
Особенности культуры (что дали миру)
IV. Закрепление изученного на уроке материала.
Пронумеруйте, показав порядок заселения Земли человеком.
Северная и Южная Америка и Австралия
Африка и Юго-Западная Азия
Евразия и Африка
Как называются исторически сложившиеся группы людей с общими наследственными физическими признаками: цветом кожи, глаз, волос, разрезом глаз и строением век, формой головы и скелета?...........................................................