Разработка урока по географии "ФГП материка Африка"
Разработка урока по географии "ФГП материка Африка"
«Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли-латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд, сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.
Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев …»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Актуализация знаний и умений обучаемых (3 минуты):
«Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли-латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд, сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.
Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев …»
(Владимир Корочанцев)
Просмотр видеофрагмента.
Изучение нового материала (рассказ учителя, самостоятельная работа) (25 минут)
Ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы начинаем изучение Африки. Только что я прочитала слова путешественника и журналиста Владимира Корочанцева, который долгое время жил на этом континенте. А какой представляется Африка вам?!
Рассуждения ребят на основе собственных имеющихся знаний.
Проблемная задача. Представьте теперь, что вы путешественники. Экспедиция отправляется на один из южных материков и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях природы материка. Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы.
Обсуждение в парах.
Предполагаемые ответы учащихся. Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться снародами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк.
Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомиться при изучении материка.
Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем изучать материк. Давайте решим, в каком порядке и почему будем отвечать на вопросы, чтобы составить характеристику материка?
Учитель и ученики обсуждают и вместе составляют план характеристики материка.
План характеристики материка.
Физико-географическое положение материка (положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропических и полярных кругов);
Определение крайних точек материка и их координаты;
Расчет протяженности материка с севера на юг, с запада на восток в градусах и километрах;
Назвать другие материки, находящиеся рядом.
Деление на группы: каждый учащийся выбирает карточку с изображением города либо географического природного объекта (2 минуты)
Группам раздаются листы взаимооценивания
Группа
Задание № 1 (Работа с планом характеристики ФГП материка).
Задание № 2 (Работа с к/к).
Оценка учителя
Итог
Коррекционно-развивающее задание:
Подчеркните лишнее
Африка, Америка, Евразия, Австралия, Средиземное море
Индийский океан, Атлантический океан, Средиземное море, Северный Ледовитый океан
Д. Ливингстон, Васко де Гама, В. Юнкер, Сахара.
Мозговой штурм
Африка – это не полуостров, а…….?
Средиземное море омывает Африку не на юге, а на ……
Пустыня Сахара самая большая по площади пустыня и находится на материке……..?
Африка расположена не рядом с Антарктидой, а…….?
Критерии оценивания работы в группах:
Работа с планом характеристики ФГП материка
Отметка «5»
1. ФГП материка определено, верно, группа показала глубокое и полное знание и понимание всего объёма исследованного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умело составлен полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
3. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка «4»
Группа показывает знания всего изученного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий даны в неполном объеме, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно.
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Отметка «3»
Группа усвоила основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Отвечает неполно на вопросы учителя, группы (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Учащийся продемонстрировал отличные способности в применении навыков работы с картами атласа.
Отметка «4»
Контурная карта выполнена хорошо; учащийся показал удовлетворительные способности при заполнении контурной карты, были показаны не все географические объекты и допущены незначительные ошибки при выполнении работы.
Умеет работать по карте, собирать информацию.
Отметка «3»
Контурная карта выполнена удовлетворительно. Учащийся показал незначительные способности в применении навыков работы по контурной карте, показал не все географические объекты.
Умеет работать по карте.
Отметка 2
Работа по контурной карте выполнена неаккуратно, имеются значительные упущения при нанесении географических объектов на контурную карту, существенное несоответствие материала.
Первый вопрос плана: физико-географическое положение.
Частная задача к первому действию алгоритма.
Что значит "определить географическое положение любого географического объекта”?
Географическое положение — это "адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.
Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа.
Основная проблема урока.
Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: "Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? ”
Решение проблемы:
Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем, и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь. Затем обмен материалом между группами и выставление оценки за работу.
1. Положение материка по отношению к экватору.
Ответ: Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу
2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая — к западу.
Второй вопрос
Крайние точки, их координаты.
Самостоятельное исследование в группах. Работа с картами атласа. Определение географических координат по карте атласа. Нанесение их на контурную карту.
Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).
Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).
Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).
Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр.с. ш, 52 гр. в. д.).
Третий вопрос
Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
Протяженность Африки север — юг: 37 гр.+ 35 гр.= 72 гр. Так как длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит:111 км. 72 = 7992 км.
Протяженность материка запад – восток: 52 гр. + 18 гр. = 70 гр. Так как по экватору длина дуги в 1 градус равна 110 км., то длина материка будет равна: 110 км. 70 = 7700 км.
Какой вывод можно сделать?
Предполагаемые ответы учащихся: Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.
Вопрос четвертый
Положение материка по отношению к морям и океанам и другим материкам.
Показать на карте, затем нанести на контурную карту
На контурной карте подписать объекты береговой линии: Атлантический океан, Индийский океан, Средиземное и Красное моря, Гвинейский и Аденский заливы, Гибралтарский, Мозамбикский и Баб-эль-Мандебский проливы, острова: Мадагаскар, Канарские и т.д.
Положение материка по отношению к другим материкам.
Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.
4. Закрепление (2 минуты)
Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: "Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”
Ответы учащихся: Африка расположена по обе стороны от экватора. Африка расположена по обе стороны от нулевого меридиана. Это второй материк по площади. Омывается Атлантическим и Индийским океанами. Африка близко расположена к материку Евразия. Имеет выгодное физико-географическое положение.
Игра “Закончи предложение”
1. Африка располагается в полушариях…___________________________________________
2. Африка посередине пересекается …______________________________________________
На большом листе бумаги изображается карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
6. Домашнее задание: параграф читать, подготовить проект в группах на тему «История исследования Африки» при помощи источников: http://natureal.ru/, http://mirpriroda.ru/, «Земля» полная энциклопедия, номенклатура.