Конспект открытого урока в 7 классе по теме:
«Африка. Обобщающее повторение»
Ход урока
I. Организационный момент.
а) Вступление – приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинаем наш урок.
Будем мыслить, изучать
И открытья совершать.
- Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!
У Вас на столе листочки с улыбками или без улыбки. Выберите ту, которая бы отразила ваше настроение.
(рефлексия с начала урока и в конце урока - итог)
Первый УВМ
Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. А детей – уж точно нет. Но путешествовать, можно не покидая школьного кабинета. Наш урок проведем в форме воображаемого путешествия.
Сегодня мы, географы, отправляемся в заключительное путешествие по самому жаркому, очень интересному материку Африка. Перед путешествием выберите себе капитана.
Но прежде, чем отправиться в путешествие по материку, вам нужно приобрести билеты на самолет-рейс «Кантемировка- материк Африка».
Итак, Вас ждет первое задание «Продажа билетов» - географический диктант. За каждый правильный ответ – билет.
Крайняя южная точка материка.
Назовите самую высокую точку Африки.
Назовите горы на северо-западе материка.
Африка - самый жаркий материк?
Что отделяет Африку от Европы?
Эта природная зона занимает 40% площади материка Африка.
Продолжите предложение. В Африке находится самая большая………. мира.
Назовите самую длинную реку Африки. (Учащиеся получают билеты)
Второй УВМ
Конкурс корреспондентов (Рельеф и полезные ископаемые). Задание: найти ошибки в тексте в описании природных компонентов Африки. Ребята из каждой команды – задание в контурной карте. Слайд 2
Большая часть Африки находится севернее 300 с. ш. По сравнению с другими материками в Африке преобладают равнины. Восточная часть Африки занимает обширное Бразильское плоскогорье. Здесь находится вершина материка вулкан Камерун. Южнее расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Самый юг материка окаймляют плосковершинные горы Атлас.
Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. На севере распространены магматические (нефть, газ, фосфориты), на юге – осадочные (медные и железные руды, золото, алмазы).
Задание в контурных картах (работают 2 ученика каждой команды): Слайд 3
1,4 – горы
2,3 – нагорья
5 – высшая точка Африки
Проверка задания. Слайд 4
Делаем вывод, что рельеф материка – равнинный
Третий УВМ
Блиц-турнир (Климат). Отвечает на вопрос та команда, капитан которой первым поднимет руку. За каждый правильный ответ 1 б.
Задание в контурных картах (работают по 1 ученику от каждой команды): Слайд 5 климатические пояса, самое жаркое место на Земле.
Слайды 6-13 (открывать после ответа учащихся)
Где жарче: в Сахаре или в пустыне Намиб? (В Сахаре)
Почему в Сахаре идут сухие дожди? (Очень жарко)
Пользуясь картой, назовите экстремумы температур г. Триполи (+58, -3)
Назовите свойства экваториальной воздушной массы. (Жаркая, влажная).
Почему почвы экваториальных лесов при многообразии растительности неплодородны?
И меж растений царствует война
Деревья, травы – вверх растут задорно
За свет и воздух борются упорно
А корни их, в земле неся свой труд,
За почву и за влажность спор ведут
(Много осадков, питательные вещества вымываются).
Перечислите климатические пояса на территории Африки.
Почему африканцы говорят: в нашей стране кричат даже камни? (Днём очень жарко, ночью очень холодно)
Делаем вывод, что Африка – самый жаркий материк.
Физкультминутка Станция «Кто это? Что это? Игра с мячом.
Конго – река Баобаб – дерево Калахари – пустыня Вельвичия – растение Гепард – животное Васко да Гама – путешественник Чад – озеро Египет – страна Тропический – пояс | Килиманджаро – вулкан Ю. А. Р. – страна Пигмей – народ Экваториальный – пояс самум – ветер Нил – река Игольный – мыс Капские – горы Сахара - пустыня |
Четвёртый УВМ
3. Конкурс капитанов (Воды) Слайд 14
К доске выходят капитаны. По очереди называют водные объекты Африки. Выигрывает тот, кто последним называет объект. 2,3,5 баллов соответственно.
Задание в контурных картах (работают 2 ученика каждой команды): Слайд 15
1,2 – океаны
3 – море
4,5 – озёра
6,7 – реки.
Пятый УВМ
Итоговый. (Растительный, животный мир). Слайды 17- 33.
Каждой команде даётся контурная карта Африки и листочки с изображением животных, растений и хижин жителей Африки. С помощью клея разместить эти листочки по территории Африки (работают все вместе). Оценивается правильность и быстрота.
Делаем вывод, что животный и растительный мир разнообразен.
Шестой УВМ
Итог урока.
Ребята! Вот и закончили изучение Африки. Мы узнали много удивительного о природных тайнах этого поистине загадочного материка.
Так почему же Африка – это удивительный материк?
( ответы учащихся: самый жаркий, самая длинная река мира Нил, самые низкие люди пигмеи, самая большая пустыня Сахара и т. д.).
Рефлексия (выберите картинку, лежащую у вас на столе) – итог рефлексии.
Слайд 34
Карточка розового цвета обозначает:
«Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимаю всё, о чём говорилось и что делалось на уроке».
Карточка жёлтого цвета обозначает:
«Урок был интересен и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
Карточка зелёного цвета обозначает:
«Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я не был готов».
Слайд 35 (фоном)
Я знала, всё у нас получится,
Африку мы с вами будем знать.
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга».