Разработка урока 10-11 классе на тему "Демографическая проблема современности"»
Разработка урока 10-11 классе на тему "Демографическая проблема современности"»
Демографическая политика является одной из ключнвых в системе глобальных проблем человечества.Данная тема на прямую способствует формированию функциональной грамотности и способствует требованияи ФГОС к личностным и межпредметным результатам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока 10-11 классе на тему "Демографическая проблема современности"»»
Разработка урока географии в 10-11 классе на тему
"Демографическая проблема современности"»
Актуальность: Демографическая проблема является одной из ключевых в системе глобальных проблем человечества. Её понимание требует от учащихся не только знания географических фактов, но и умения анализировать статистические данные, выявлять причинно-следственные связи, мыслить критически и формулировать собственное взвешенное мнение. Данная тема напрямую способствует формированию функциональной грамотности (читательской, математической, глобальной) и соответствует требованиям ФГОС к личностным и метапредметным результатам.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о демографической проблеме как о многогранном явлении, имеющем разные проявления в странах разного типа.
Задачи:
Личностные: Осознать личную ответственность за демографическое будущее своей страны.
Метапредметные: Развивать умение работать с статистическими источниками, строить и анализировать графики и диаграммы, аргументировать свою точку зрения.
Предметные: Выявить сущность демографического взрыва и демографического кризиса, их причины и последствия.
Ключевые элементы обобщенного опыта, представленные в разработке:
1. Прием «Демографический пазл»:
Суть: Класс делится на группы. Каждая группа получает «пакет данных» по одной из стран/регионов, характеризующих разные аспекты демографической проблемы (например: Нигерия – демографический взрыв, Япония – демографический кризис, Россия – депопуляция, Индия – проблемы урбанизации).
Пакет данных включает:
Диаграммы возрастно-половой пирамиды.
Данные о рождаемости, смертности, ЕП.
Статьи о социально-экономических последствиях (безработица молодежи, старение нации, нехватка рабочих рук).
Задача групп: Проанализировать свои данные, подготовить краткий отчет и представить его классу. В итоге, из фрагментов складывается целостная картина глобальной демографической проблемы.
2. Работа с интерактивными ресурсами:
Пример: Использование онлайн-сервиса «Population.io» или «Gapminder.org».
Задание для учащихся: С помощью сервиса «Gapminder» построить график, отражающий связь между ВВП на душу населения и коэффициентом рождаемости в разных странах за последние 50 лет.
Результат: Учащиеся наглядно видят глобальную закономерность и самостоятельно формулируют вывод: «С ростом уровня экономического развития рождаемость, как правило, снижается».
3. Прием «От проблемы к решению»:
Суть: После изучения проявлений проблемы, учащимся предлагается выступить в роли экспертов-демографов и разработать пакет мер для одной из стран.
Пример: Группа, работавшая с данными по Германии, предлагает меры по стимулированию рождаемости (материнский капитал, гибкий график работы) и привлечению квалифицированных мигрантов. Группа, работавшая с Нигерией, предлагает программы планирования семьи и повышения уровня образования женщин.
4. Домашнее задание проектного характера:
Вариант 1: Написать эссе на тему «Демографический портрет моего города/села: проблемы и перспективы».
Вариант 2: Создать инфографику «Топ-5 демографических вызовов XXI века».